12. Понятие городской примитив.
Народное художественное творчество не ограничивается рамками фольклора и декоративно-прикладного искусства. Оно включает также, если рассматривать его с исторической и социологической точек зрения, городской "примитив", любительство и художественную самодеятельность. Городской "примитив" - это творчество городского населения XVII-XVIII веков. Понятие "примитив" не связано здесь с характеристикой качественного уровня художественного творчества. Оно используется для обозначения промежуточного слоя художественной культуры, который включает в себя элементы фольклора и академического искусства. Утвердился как направление в XVII в., что было связано с развитием городов и с распространением, особенно в Петровскую эпоху, западноевропейского "ученого" искусства, которое "опускалось" и "оседало" среди городского населения, перерабатывалось им в соответствии с традиционной культурой.Советские фольклористы отмечали, что названное явление не может быть отнесено ни к народному, ни к "высокому" профессиональному искусству, хотя оно соприкасается и с первым, и со вторым. Так, В.Я. Пропп отмечал: "Песни эти не вполне подходят под название фольклора, основанное на изучении крестьянской поэзии. Но это и не литература в том смысле, как ее понимает большинство историков литературы. (Его не следует смешивать с "примитивизмом" - направлением в искусстве, родившимся в Западной Европе и в России на рубеже XIX-XX веков.)
Это та область, где литература и фольклор смыкаются". К близкому выводу пришел другой фольклорист, Б.Н. Путилов: "Не вправе ли мы говорить о постепенном складывании на границах фольклора и литературы нового качества и новой эстетики?".
К явлениям городского примитива можно отнести городской романс, сопровождаемый гитарой и подготовивший творчество таких замечательных композиторов XIX в., как Алябьев, Варламов и Гурилев; сценический танец, как предшественник характерного; бытовой бальный танец; кукольный театр и народную драму, балаганный театр и раек, а также лубок, мещанский и купеческий портрет, народные ремесла. Творчество это, как и фольклор, было коллективным, анонимным, имена авторов часто оставались неизвестными.
В народном художественном исполнительстве городской "примитив" был подготовлен деятельностью скоморохов, которые по писцовым книгам числились в ремесленниках так же, как иконописцы, мастера гончарного дела, резчики по дереву и другие мастера. Они зарабатывали своим мастерством на жизнь, то есть были профессионалами. Среди них имелись мастера инструментальной игры, пения, пляски, пантомимы, лицедейства, кукольного театра.
С первой половины XVII в. известен главный персонаж русских кукольных представлений - Петрушка - неунывающий, непобедимый герой, защитник простых людей. Веселые забавы скоморохов часто противоречили догмам церкви о вечном блаженстве после смерти. Иерархи православной церкви притесняли скоморохов, и наконец царский указ 1648 г. "Об исправлении нравов и уничтожении суеверия" узаконил расправу над ними. Их разоряли, подвергали телесным наказаниям, уничтожали их инструменты и иное имущество. Однако их искусство не исчезло, возродившись в новых формах. В Государевой Потешной Палате, в усадьбах князей и бояр содержали певцов, танцоров, музыкантов, что подготовило развитие профессионального искусства и любительства в дворянских усадьбах в XVIII-начале XIX в. Из наиболее талантливых крепостных формировались театры, хоры, оркестры. Особенно славился крепостной театр графа Н.П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино. В Курской губернии в имении Марьино, принадлежавшем князю И.И. Барятинскому, существовал театр, ставивший драматические музыкальные пьесы, оркестр, насчитывающий 40-60 музыкантов, были инструментальные ансамбли и исполнялось сольное и хоровое пение.
С развитием капиталистических отношений разрушались основы существования городского "примитива".
- 7. Необрядовые формы бытования фольклора, устная проза.
- 8. Необрядовые формы бытования фольклора, устно поэтические жанры.
- 9. Детский фольклор. Жанры. Общая характеристика.
- 10. Семейно-бытовые обряды. Родильный. Рекрутский. Похоронный.
- 11. Дпт.
- 12. Понятие городской примитив.
- 13. Любительство и самодеятельность. Их взаимодействия. Общая характеристика.
- 14. Разновидности коллективов нхт
- 15. Руководитель в коллективе нхт
- 16. Нхт Прикамья
- 18. Функции нхт
- 19. Способы изучения, сохранения и развития форм нхт