logo search
Искусство Запада 1XX-ХХв

Тема 5. Модернизм и реализм

Наряду с оппозицией модернистского искусства и жизни, существует реалистическое искусство, которое ориентируется на решение социальных и нравственных проблем. В центре внимания модернизма – «фундаментальное Я», движение в глубины субъективности. Его позиция – это ирония и абстракция, искусство скептически относится к решению моральных и социальных проблем, эта ироническая позиция оборотной стороной имеет абстрагирование от социальной действительности, тенденцию к абстракции. Разрыв с действительностью предполагает и расхождение с традицией, с классическим искусством, которое всегда было репрезентацией мира. А противостояние морали, болезненность привели к дегуманизации. Субъективное самоуглубление порождает мифотворчество, созидание мифов о душе.

Если модернизм, наследник романтической традиции, занимает скептическую, ироническую позицию к действительности и увлекается душевными драмами, иллюзиями и игрой воображения, то реализм продолжает традицию мимесиса и обращается проблемам социальной жизни. Для реализма характерно отражение действительности, поиск жизненной правды, перспектив и тенденций социального или нравственного развития. Реализм охватывает довольно большой спектр художественных исканий от натурализма, или отражения «типических характеров в типичных обстоятельствах», до изображения «дна жизни» или существования простого человека труженика. Традиционно реализмом называют направление, для которого характерна борьба с религиозными, мифологическими, ретроспективными историческими сюжетами в пользу объективного изображения современной жизни. Начало этому положил Густав Курбе, провозгласивший: «Живопись является по существу конкретным искусством и должна быть приложима к реально существующим в действительности вещам». Социальный реализм отражает события современной жизни, политические и экономические реалии.