История дизайна, науки и техники.
Периодизация истории и культуры Древнего Египта. Использование искусственного орошения в земледелии. Археологические находки, рельефы и росписи храмов и гробниц как источник сведений о материальной культуре Древнего Египта. Различные виды ремесел и мастерских. Сельскохозяйственные орудия и инструменты для ремесла. Использование различных видов металлов и сплавов (бронзы, железа). Изобретение ткацкого станка, гончарного круга и стекловарения. Формы керамической посуды и появление керамической плитки. Ювелирные золотые украшения с использованием цветного стекла и поделочных камней. Ритуальные сосуды из камня. Стеновые и стоечно-балочные конструкции на основе каменных блоков. Строительство пирамид в период Древнего царства в Гизе. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Типы и формы египетской мебели. Изобретение замка. Конструкции египетских кораблей. Средства передвижения – носилки, повозки и колесницы.
Периодизация истории и искусства государств Античного мира. Изобретение гончарного круга. Типы греческих сосудов. Рельефы и вазопись как источник сведений о материальной культуре Античной Греции. Создание системы архитектурных ордеров на основе стоечно-балочной конструкции. Храмы Афинского Акрополя. Александрийский маяк и Колосс Родосский – памятники архитектуры и техники. Совершенствование конструкции замка и ткацкого станка, формы масляного светильника. Типы и формы греческой мебели. Виды парусных кораблей.
Периодизация истории и искусства Древнего Рима. Открытие бетона и арочных, сводчатых и купольных конструкций на его основе в Древнем Риме. Храм Пантеон и Колизей. Первые многоэтажные дома – инсулы. Технические сооружения Древнего Рима: акведуки, дороги и канализация. Различные виды ремесел в античном мире. Кузнечное дело, получение железа и других металлов. Изделия из двухслойного цветного стекла. Совершенствование формы античной мебели, мебель римлян. Виды парусных кораблей.
Периодизация истории и искусства стран Западной Европы в эпоху Средневековья. Развитие арочно - сводчатой конструкции в романском и готическом архитектуре. Крепостные сооружения. Дракар - парусный корабль викингов. Первые механизмы на основе силы ветра и воды. Появление книгопечатания, витража и ковроткачества. Различные виды ремесел. Совершенствование ткацкого станка. Производство шпалер. Различные техники обработки металлов. Открытие эмали. Организация ремесленных цехов в Западной Европе. Ремесленные мастерские как место производства, обучения и изобретения приспособлений. Колонна Бернарда. Типы и формы романской и готической мебели.
Периодизация культуры и искусства периода Возрождения. Реформирование ремесленного производства. Эволюция первых механизмов. Появление мануфактур. Первые теоретические работы, посвященные архитектуре и механике. Научная и проектная деятельность Леонаро да Винчи. Использование методов дизайна. Разработки летательных аппаратов, военной техники и пантонных мостов. Итальянская мебель Возрождения.
Периодизация культуры и искусства Древней Руси и России. Развитие арочно - сводчатой конструкции на основе камня и кирпича в Древней Руси. Деревянное зодчество. Архитектурная керамика. Кирпичное строительство и роль изразцового декора. Декоративно-прикладное искусство XVII века. Ремесленные палаты Оружейного приказа. Декоративные приемы в колокольном и пушечном литье. Сольвычегодские («усольские») живописные эмали, их влияние на искусство Москвы. Развитие декоративного стиля во второй половине столетия. Влияние украинского и белорусского художественного ремесла. Растительный («травный») орнамент в искусстве «московского барокко», в убранстве интерьеров, в резьбе и росписи по дереву и других видах декоративного искусства. Керамика московской Гончарной слободы. Царские стекольные заводы XVII века. Петровская эпоха в декоративно-прикладном искусстве. Западноевропейские художественные влияния. Совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства. Зарождение художественной промышленности. Различные виды ремесел и формы предприятий в России Нового времени. Техники ткачества и набойки. Типы и формы русской мебели. Появление мануфактур и заводов. Основание стекольных заводов под Петербургом. Основание Петербургской шпалерной мануфактуры. Появление фаянса и изобретение фарфора. Основание фарфоровой мануфактуры в Петербурге. Деятельность Д.И. Виноградова. Создание казенного фаянсового завода в Петербурге. Деятельность Петербургского казенного стекольного завода. Опыты М.В. Ломоносова в области цветного стекла. Изобретение парового двигателя, станков и машин. Проектная деятельность А.К. Нартова.
Периодизация культуры и искусства Западной Европы Нового времени. Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX веков. Особенности и типы мануфактурного производства. Различные виды ремесел. Мануфактура Гобеленов во Франции. Типы и формы мебели XVII – начала XIX веков. Изобретение парового двигателя, станков и машин. Реформа текстильного производства. Первые паровозы. Появление промышленных предприятий. Стандартизация изделий. Разделение станкового искусства и прикладного творчества.
Хронология Всемирных промышленных выставок XIX века. Роль Первой Всемирной выставки в Лондоне. Павильон «Хрустальный дворец». Особенности первых выставок и их значение в развитии дизайна. Формирование принципов экспозиционного дизайна.
Концепции промышленного искусства в теоретических работах английского философа, публициста и теоретика искусства Джона Рёскина; немецкого архитектора, коллекционера и педагога Готфрида Земпера; инженера и теоретика машиностроения Франца Рело; английского художника, общественного деятеля и искусствоведа Уильяма Морриса. Художественно-промышленные компании У. Морриса.
Европейское движение за создание нового художественного стиля. Период ар - нуво в культуре и искусстве Западной Европы. Новая концепция формообразования в художественном творчестве. Особенности проявления модерна в Бельгии, Франции и Германии, Шотландии, Австрии. Стиль Гимара. Школа Глазго. Ведущие архитекторы – Виктор Орта, Анри Ван де Вельде. Гален и Лалик – ведущие дизайнеры и художники прикладного искусства.
Период модерна в культуре и искусстве России. Новая концепция формообразования в художественном творчестве. Санкт- Петербургская и Московская школы модерна. Творчество Федора Шехтеля. Формирование «русского стиля» в архитектуре и прикладном искусстве. Абрамцевский кружок и Талашкинские мастерские. Ведущие архитекторы и художники. Значение Кустарного музея в формировании художественных промыслов. Участие России в международных промышленных выставках. Отечественные промышленные выставки в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде.
Влияние новых художественных течений в станковом искусстве (футуризм, кубизм) на становление дизайна. Хронология развития дизайна в первой половине XX века. Новая эстетика функциональности в архитектуре и искусстве. Особенности дизайна в США и Западной Европе. Группа «Де Стиль» (Голландия 1917 г.). Творческая программа Пита Мондриана. Чикагская школа архитектуры. Становление «интернационального стиля». Функционализм в Швейцарии 30-х годов. Ведущие дизайнеры и архитекторы – Фрэнк Ллойд Райт, Мисс Ван дер Роэ, Ле Корбюзье.
Баухауз – первая крупная школа промышленного проектирования (1919 – 1933 гг.). Концепция образования дизайнера и методики преподавания. Структура учебного заведения. Основатели и преподаватели Баухауза - Мисс Ван дер Роэ, Итен, Василий Кандинский, Пит Мондриан. Роль Вальтера Гропиуса в становлении дизайн - образования. Выставочная и проектная деятельность Баухауза. Мебель для сиденья на металлической основе Марселя Брейера.
Реформирование художественного образования в Советском Союзе. Высшие художественно-технические мастерские – Высший художественно-технический институт (1920 – 1930 гг.) - советская школа промышленного проектирования. Концепция образования дизайнера и методики преподавания. Структура учебного заведения. Преподаватели ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа - А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий.
Германский художественно-промышленный союз и его история (1917 – 1933 гг.). Промышленная, выставочная, издательская, образовательная деятельность союза. Основатели немецкого Веркбунда. Деятельность Германа Мутезиуса и Людвига Мисс Ван дер Роэ.
Творчество Раймонда Лоуи в 30-х – 40-х годах. Концепция коммерческого дизайна. Стайлинг как метод дизайна. Проектирование по прототипу. Влияние на современное предметное окружение: различные виды товаров, рекламу и оборудование, - в США и Западной Европе.
Хронология развития дизайна в странах Скандинавии. Влияние народных традиций на создание промышленной продукции. Скандинавский функционализм. Творчество Алвара Аалто (1898–1976). Особенности финского, шведского и датского дизайна. Крупнейшие фирмы по проектированию, производству и торговле промышленными товарами, ведущие дизайнеры. Шведская фирма IKEA.
Хронология развития советского дизайна. Влияние русского авангардного искусства на становление дизайна. Творчество Владимира Татлина. Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве. «Агитационный фарфор». Теория «Производственного искусства». Творческие объединения в Советском Союзе. Значение Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925 г.). Выставочная деятельность в 20-е – 30-е годы в СССР. Новые типы жилых и общественных зданий и промышленных сооружений. Ведущие архитекторы, художники прикладного искусства и дизайнеры. Творчество Весниных и К.Мельникова. Проект Московского метро. Основные направления Советского дизайна во второй половине XX века – художественное конструирование и художественное проектирование. Системный дизайн. Значение теоретической и творческой деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Специальные художественно-конструкторские бюро. Унификация в архитектуре и промышленности. Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР. Школы дизайна в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Вильнюсе. Государственные фирмы и предприятия, ведущие архитекторы и дизайнеры. Теоретики советского дизайна - И.В. Воронов, В.Л. Глазычев, К.М. Кантор, Е.А. Розенблюм, В.Ф.Рунге.
Эволюция дизайн - образования во второй половине XX века. Высшая школа формообразования в Ульме (1951 – 1968 гг.). Структура учебного заведения. Значение деятельности Томаса Мальдонадо. Концепция образования дизайнера и методики преподавания. Совместные разработки с фирмой «Браун».
Хронология развития американского дизайна. Влияние актуальных художественных течений в станковом искусстве на эволюцию в дизайне (поп–арт). Творчество Энди Уорхола. Высокотехнологические направления архитектуре и дизайне (хай-тек). Массовая культура и промышленное производство. Гуманитарный дизайн. Постмодерн в архитектуре 70 - 80-х гг. Крупнейшие фирмы по производству автомобилей - «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд». Ведущие архитекторы и дизайнеры.
Влияние современного станкового искусства на эволюцию дизайна. Хронология развития дизайна в странах Западной Европы во второй половине XX века. Особенности дизайна в Италии, Германии, Великобритании и Франции. Системный дизайн. «Новые стили» в дизайне (поп - арт, хай - тек). Поп-арт – идеология, типы формотворчества, мастера. Стиль компании «Браун», стиль «Оливетти». Периодические издания, посвященные дизайну и моде (журнал «Домус»). Ведущие фирмы по проектированию, производству и продаже промышленных товаров. Группа «Мемфис» как яркий представитель постмодернизма. Современные архитекторы, дизайнеры и модельеры. Пионер хай-тека архитектор Норманн Фостер. Творчество Филиппа Старка (1949 г.р.), модельера Пьера Кардена.
Влияние традиционной японской культуры и европейского искусства на становление дизайна в стране. Хронология развития японского дизайна. Ремесленное творчество и направления японского дизайна – «национальное», интернациональное, эклектическое. Всемирные выставки в Осаке (1970 г.) и Окинаве (1975 г.). Крупнейшие фирмы по производству электротоваров («Sony» и «Кэнон») и автомобилей («Тайота», «Ямаха», «Мазда»). Ведущие архитекторы, дизайнеры и модельеры.
Новые культорологические модели дизайна. Влияние компьютерных технологий на основы формообразования. Творческая деятельность Карима Рашида. Постиндустриальный дизайн. Глобализация дизайна и наднациональные промышленные корпорации. Дома моды. Воспроизведение объектов ретростиля. Перспективы дизайна в XXI веке.
- Хаустова н.Н., Токарева н.В.
- Введение.
- Содержание программы цикла общепрофессиональных дисциплин Основы композиции в графическом дизайне
- Цветоведение и колористика
- История культуры и искусства
- История дизайна, науки и техники.
- Вопросы по циклу общепрофессиональных дисциплин Основы композиции в графическом дизайне
- Цветоведение и колористика
- История культуры и искусства
- История дизайна, науки и техники
- Цветоведение и колористика
- История культуры и искусства
- История дизайна, науки и техники
- Хаустова н.Н., Токарева н.В.