logo search
батик

Техника холодного батика

Работа в технике холодного бати­ка дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фраг­мент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно. Обязательное наличие контура придает произведениям, выполнен­ным в этой технике, дополнитель­ную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным усло­вием. Именно в технике холодного ба­тика расписывают платки на тек­стильных фабриках. Рисунок печата­ют резервирующим составом на ма­шине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стек­лянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас. Поэто­му в практических занятиях для ре­зерва мы будем использовать трубоч­ки, а роспись производить кистями и тампонами. В качестве материала для откры­ток лучше взять подходящие по раз­меру обрезки хлопчатобумажной тка­ни или шелка. Если размер лоскута позволяет рас­положить несколько открыток, то луч­ше разделить его на равные участки способом выдергивания уточной и ос­новной нитей. Для этого на одинако­вом расстоянии (равном длинной или короткой стороне открытки) выдерни­те из ткани 1 — 2 нити на всю длину лоскута. Отмерьте расстояния, равные другой стороне открытки, и повтори­те операцию. В результате на ткани получится сетка перпендикулярных линий, где каждый прямоугольник является контуром будущей открытки. При определении размера контура следует помнить, что с каждой сто­роны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспарту. Например, если открытка в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки из выдернутых нитей должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму, стараясь, чтобы линии сетки не перекосились. Рисунок переведите на ткань. Выполним открытку «Бабочка» в трех колористических решениях, ко­торые условно назовем «утро, пол­день, вечер». Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, кото­рым вы будете пользоваться, обяза­тельно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слег­ка касаясь поверхности ткани рабо­чим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бу­маги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало ли­нии будет четким и аккуратным. За­кончите линию, просто повернув тру­бочку рабочим концом вверх. Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает на­сквозь и не растекается. Затем при­ступайте к обведению линий размет­ки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо. Проведите параллельные и пер­пендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже нало­женный резерв. Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лам­пой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной сто­роны. Таким же образом обведите рису­нок всех открыток. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закон­чив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закрой­те баночку с резервом, предваритель­но выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензи­ном с помощью насаженной на вер­хний конец резиновой груши. Для промывания трубочки используйте бензин для зажигалок, который влей­те через верхнее отверстие трубочки, перекрыв пальцем рабочий конец. Пока резерв сохнет, проветрите по­мещение. Колорит открытки «утро» свет­лый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой по­ляну. Для полудня краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг (см. вкладку, фото 14). Сумерки по­пробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера. Имейте в виду, что после высыха­ния красители станут более светлы­ми. Чтобы предвидеть конечный ре­зультат, капните на поля ткани крас­ку каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот уча­сток залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же на­чать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко ус­траним в процессе дальнейшей ра­боты. Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, что­бы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попро­буйте устранить дефект описанны­ми в главе 10 способами. После промывки лучше продол­жать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет бу­дет более светлым. Для более быст­рого высыхания воспользуйтесь фе­ном. Если вы расписываете одновре­менно несколько одинаковых изде­лий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях. Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фраг­мент одним цветом. Цвета прекрас­но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, за­тем другую близким цветом, но ино­го оттенка. Капля спирта, нанесенная на кра­ситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накла­дывать один краситель поверх дру­гого. Готовую роспись оставьте высы­хать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчерк­нуть некоторые участки более тем­ным цветом. Роспись для открыток не нужда­ется в запаривании: разрежьте полот­но на отдельные открытки, прогладь­те. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа: «Классический» — со­здается методом навод­ки резервирующих ли­ний, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получа­ется рисунок, напомина­ющий витраж, и распи­сывается в один слой; «Многослойный» — создается также по вит­ражному принципу, но при этом использует­ся несколько наложений цветовых тонов друг на друга; «Незамкнутая графика» расписывается без ис­пользования замкнутых плоскостей, в этой тех­нике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.