Техника холодного батика
Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно. Обязательное наличие контура придает произведениям, выполненным в этой технике, дополнительную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием. Именно в технике холодного батика расписывают платки на текстильных фабриках. Рисунок печатают резервирующим составом на машине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стеклянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас. Поэтому в практических занятиях для резерва мы будем использовать трубочки, а роспись производить кистями и тампонами. В качестве материала для открыток лучше взять подходящие по размеру обрезки хлопчатобумажной ткани или шелка. Если размер лоскута позволяет расположить несколько открыток, то лучше разделить его на равные участки способом выдергивания уточной и основной нитей. Для этого на одинаковом расстоянии (равном длинной или короткой стороне открытки) выдерните из ткани 1 — 2 нити на всю длину лоскута. Отмерьте расстояния, равные другой стороне открытки, и повторите операцию. В результате на ткани получится сетка перпендикулярных линий, где каждый прямоугольник является контуром будущей открытки. При определении размера контура следует помнить, что с каждой стороны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспарту. Например, если открытка в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки из выдернутых нитей должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму, стараясь, чтобы линии сетки не перекосились. Рисунок переведите на ткань. Выполним открытку «Бабочка» в трех колористических решениях, которые условно назовем «утро, полдень, вечер». Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым вы будете пользоваться, обязательно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слегка касаясь поверхности ткани рабочим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бумаги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало линии будет четким и аккуратным. Закончите линию, просто повернув трубочку рабочим концом вверх. Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает насквозь и не растекается. Затем приступайте к обведению линий разметки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо. Проведите параллельные и перпендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже наложенный резерв. Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лампой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной стороны. Таким же образом обведите рисунок всех открыток. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закончив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закройте баночку с резервом, предварительно выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензином с помощью насаженной на верхний конец резиновой груши. Для промывания трубочки используйте бензин для зажигалок, который влейте через верхнее отверстие трубочки, перекрыв пальцем рабочий конец. Пока резерв сохнет, проветрите помещение. Колорит открытки «утро» светлый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой поляну. Для полудня краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг (см. вкладку, фото 14). Сумерки попробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера. Имейте в виду, что после высыхания красители станут более светлыми. Чтобы предвидеть конечный результат, капните на поля ткани краску каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот участок залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же начать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко устраним в процессе дальнейшей работы. Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, чтобы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попробуйте устранить дефект описанными в главе 10 способами. После промывки лучше продолжать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет будет более светлым. Для более быстрого высыхания воспользуйтесь феном. Если вы расписываете одновременно несколько одинаковых изделий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях. Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фрагмент одним цветом. Цвета прекрасно смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, затем другую близким цветом, но иного оттенка. Капля спирта, нанесенная на краситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накладывать один краситель поверх другого. Готовую роспись оставьте высыхать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчеркнуть некоторые участки более темным цветом. Роспись для открыток не нуждается в запаривании: разрежьте полотно на отдельные открытки, прогладьте. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа: «Классический» — создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой; «Многослойный» — создается также по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга; «Незамкнутая графика» расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.