logo
батик

История развития батика

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры вос­ком» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей — ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в ос­новном утилитарный характер.