logo search
Шпоры по ИЗО

5) Жанры изобразительного искусства.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами

К жанрам изобразительного искусства относятся:

Пейзаж – изображение природы(слайд). Бывает:

МорскойДеревенскийАрхитектурныйГородскойПо временам годаНатюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари(слайд)Портрет – изображение человека (слайд)

Анималистический – изображение животных(слайд)

Бытовой - изображение жизни людей (слайд)

Батальный – изображение военных действий (слайд)

Сказочно-былинный – изображение сказочных героев (слайд)Исторический – изображение исторических событий (слайд) Основными видами являются:Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)

Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)

Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

Архитектура (зодчество)Скульптура (высекание)Живопись (писать живо)

Затем появился еще один вид искусстваГрафика (рисунок)

скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...

декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

6) Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

7) Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины .Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.

Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.

Главное средство выражения в скульптуре – ее объем.

8) Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшем в 1836 году в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (сочетание разнообразных воззрений). Возможности всех психических процессов и переживаний певобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.Памятники искусства появились позднее орудий труда почти на миллион лет. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического были звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые "венеры" по-видимому, связанные с культуом матери-прародительницы. Женские статуэтки были разными по стилю. Сопоставление стилей произведений палеолитического искусства наряду с техническими традициями позволило обнаружить поразительные и притом специфические черты сходства находок между отдельными областями. Подобные венеры найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многиъ других районов мира.Одновременно с ними появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, оленя, лошади.Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей труктуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

9) Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.)

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

11) треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. П

12) Изображения с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять к фокусу. Другими словами, взгляд стремится с любого места композиции к ее центру. Особенность замкнутой композиции является наличие полей. В таком случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.

13) Композиция как учебный предмет изучает важнейшие вопросы главной художественной формы произведений искусства с целью познания закономерностей создания произведений и обучения студентов основам этого сложнейшего дела. Обучение созданию композиций, т. е. произведений искусства, включает, естественно, и вопросы творчества, техники, мастерства и познания. Многие художники, преподаватели, студенты в спорах и рассуждениях об искусстве, о проблемах творчества рассматривают все эти вопросы часто лишь с профессиональной стороны, в отрыве от философских положений.

14) БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИКомпозиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", П. Гогена "Бонжур, мосье Гоген" и В. Сурикова "Боярыня Морозова" (ил. 1-3) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом "композиция" называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное произведение искусства.

В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).

В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова "Портрет Ксении Тиши-ниной", Н. Пуссена "Пейзаж с Полифемом" и "Аркадские пастухи", П. Рубенса "Снятие с креста", К. Лоррена "Пейзаж с мельницей", Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте" П. Рубенса "Снятие с креста"

15) Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приёмами и средствами композиции. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин, фактур, материалов, объёма, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра. На картине В. Серова "Девочка с персиками" можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется тёмным пятном на фоне светлого окна. Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции - картина К. Брюлова "Последний день Помпеи". Для достижения целостности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной целостности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. Запомните: - ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; - части не могут меняться местами без ущерба для целого; - ни один новый элемент не может быть присоединён к композиции без ущерба для целого; К приёмам композиции относятся: - передача ритма, движения и покоя; - передача симметрии и асимметрии; - равновесие частей композиции; - выделение сюжетно-композиционного центра.

15) Композиция имеет определенные  законы, складывающиеся в процессе изобразительной  практики и  теории. Вопрос  этот очень непростой и обширный, поэтому в этой статье  пойдет речь о правилах, методах и средствах, которые помогают художнику построить сюжетную композицию, воплотить творческую идею в форму художественного произведения, то есть об общих  закономерностях построения композиции.Рассмотрим  те из них, которые касаются процесса создания реалистического художественного произведения. Реалистическое искусство не просто отражает реальную действительность, а олицетворяет собой радостьхудожника перед удивительной красотой простых обыкновенных  вещей – эстетическое открытие мира.Талантливые от природы художники могут подсознательно  находить нужные  композиционные решения, но для дальнейшего развития композиционного дарования необходимо изучать теоретические основы композиции  и много трудиться над их практической реализацией.

Композиция строится по определенным правилам и законам. Ее правила и приемы тесно взаимосвязаны между собой и действуют во все время работы над композицией. Все усилия  направлены на достижение выразительности работы и цельности художественного произведения.Поиск необычного  композиционного решения, использование ярких средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения идеи художника, составляют основы  композиции.Основной замысел сюжетной композиции может быть построен на противопоставлении доброго и злого, умного и глупого, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.Контраст как универсальное художественное средство помогает создать выразительное запоминающееся произведение. Леонардо да Винчи в  своем знаменитом «Трактате о живописи» говорил о необходимости применять контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, широкого с узким), фактур, материалов, объема, плоскости и прочих противопоставлений. Тональный и цветовой контрасты часто используются в процессе творения произведений графики и живописи любого жанра.Известно, что светлый объект лучше заметен, выразителен на затемненном фоне и, наоборот, темный – на светлом.

На знакомой  картине В. Серова «Девочка с персиками»  можно хорошо видеть, что смуглое лицо изображенной девочки выделяется темным пятном на фоне светлых рамы и  окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике трепетно и  живо, кажется, что она сейчас мило улыбнется, переведет свой  веселый взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в обычный  момент своего поведения, способным на двигательную активность, не застывшим, мы восхищаемся таким гениальным портретом.

Кроме того для достижения ощущения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет написано главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить фоном отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно также добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все составные части произведения.

Значимая  роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит изображаемое действие.

16)Слово «этюд» нередко встречается в книгах по искусству, на выставках, в картинных галереях. Оно обозначает выполненное с натуры произведение изобразительного искусства, как правило небольшого размера. Обычно этюд создается ради тщательного изучения натуры — ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины, скульптуры, книжной иллюстрации. Вспомните знаменитые этюды к картине «Явление Христа народу» А. А. Иванова или этюды И. Е. Репина к «Бурлакам на Волге», В. И. Сурикова к «Боярыне Морозовой», В. М. Васнецова к «Аленушке», П. Д. Корина к картине «Русь уходящая», Е. Е. Моисеенко к картине «Матери, сестры».

Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. Однако этюд нужен не только для справок на тот случай, если живописец или скульптор забудет какую-либо деталь. Он необходим с самого первого этапа обучения для совершенствования профессионального мастерства (недаром «этюд» в переводе с французского означает «изучение»). Этюд выполняется маслом, гуашью, акварелью, темперой, пастелью, многими другими материалами. Чаще всего это пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт.

Но иногда этюды приобретают вполне самостоятельное значение. Поэтому в художественных галереях и на выставках они занимают место в одном ряду с картинами, порой даже выгодно отличаясь от них свежестью, убедительностью передачи формы и цвета. Некоторые художники пишут главным образом этюды, но решают их как картццы, что выражается в композиционной завершенности, выразительности формы и цвета.

В отличие от этюда эскиз чаще всего создается по воображению, но на основе наблюдений натуры. Он выполняется карандашом, акварельными красками, маслом, пастелью. В эскизе художник решает композиционные задачи: ищет наиболее удачный формат будущей картины, композиционный и смысловой центры, ритм, характер освещения, цветовую гамму и т. д. Разрабатывает он также и отдельные элементы: жест какой-либо фигуры, наклон головы. Иные эскизы представляют собой всего несколько беглых линий, зато некоторые приближаются к законченной картине.

Работая над картиной, художник подчас создает огромное количество эскизов, постепенно отбрасывая все лишнее, уточняя композицию, добиваясь выразительности всей сцены и каждого действующего лица в отдельности. Таковы эскизы братьев С. П. и А. П. Ткачевых к картине «Хлеб республики детям» и А. А. Пластова к «Сенокосу».

17)

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак – целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность имеет своей направленностью и конечной целью достижение такого единства и целостности.

Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве, как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции. Вся практика мирового искусства во всех его проявлениях неопровержимо доказывает жизненность закона единства и целостности композиции. Одновременно художественный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становится эстетически ущербной.

Целостность – это объективное свойство окружающих нас предметов, как правило, представляющих собой сложные системы и структуры. Целое не есть простая сумма частей, оно содержит противоречивые свойства – регулярность и нерегулярность, разнообразие и однообразие и т.п. Для каждой структуры существует свое оптимальное соотношение частей и связей между ними, обеспечивающее зрительное восприятие его как целого.

Основными признаками целостности являются связность, ограниченность, полнота, компактность, устойчивость (по В. Ган­зену). Связность – определяется степенями связей, удерживающих от распада целого. Ограниченность – это разделение объекта и среды, фона и фигуры (например, зависимость от вписывания объекта в круг, эллипс, куб и т.п.). Полнота целостного объекта – является носителем информацииКомпактность – может определить количество одновременно воспринимаемых частей и т.д.

Гармоничное целое – идеальное целое, которому в большей или в меньшей мере соответствуют реальные предметы естественной, природной, а также созданной человеком среды.

С древнейших времен художники в понятие “гармония” вкладывали различный смысл. Греческое слово “harmonia” означает стройность, соразмерность, уравновешенность. Можно выделить следующие черты гармонического целого: повторяемость целого в его частях, соподчиненность частей в целом, соразмерность частей и целого, уравновешенность частей в целом, единство целого. Повторяемостьцелого в его частях служит целям объединения частей в целое на основе сходства. Для гармоничного объекта характерно наличие ведущего, многократно повторяемого признака. Таким признаком может служить, например, преобладание прямых углов или повтор характера кривизны и т.д. Соподчиненность частей в целом служит для объединения частей на основе характеристики главного и второстепенного. Главное может быть выделено его большей величиной, массой или расположением относительно других элементов, формой, цветом, фактурой и т.д. Соразмерность частей и целого служит для согласования частей в целом на основе пропорциональных или других видов соотношений. Уравновешенность частей в целом служит для согласования участвующих в работе целого сил – притяжения, отталкивания и т.д. Единство требует согласования всех принципов, заложенных в создание формы.

18) Создание законченного произведения в жанре натюрморта имеет чисто творческие задачи. В отличие от выполнения заданий с натуры, с учебных постановок, здесь решение композиционных задач выступает на первый план и представляется более широким и глубоким.

Бесспорно, что здесь большую роль играет степень развитости художественной наблюдательности, предполагающей наличие способности выделять из большого разнообразия явлений и событий жизни наиболее характерные, типичные и брать их за основу при создании художественного образа. Например, вещи людей указывают на то, какие люди ими пользуются или пользовались, кто эти люди, в какое время жили. И задача художника — через эти вещи, предметы создать в картине образ времени.

Но, как известно, каждый художественный образ, несущий определенное содержание, должен быть облечен в конкретную художественную форму, соответствующую этому содержанию. Главной художественной формой произведения искусства является композиция, которая, как было сказано выше, имеет свои закономерности.

Работа над творческим натюрмортом в художественной практике осуществляется различными методами.

В одних случаях художники на основе увиденного в жизни мотива создают специальные натурные постановки и с них пишут натюрморт. При этом, работая с натуры, одни художники полностью пишут натуру как она есть, компонуя ее в формат, другие творчески «преломляют» натуру в картинной плоскости. В других случаях творческий натюрморт создается на основе возникшего у художника замысла, образа, в соответствии с которыми художники разрабатывают эскизы композиции будущего произведения.

В процессе разработки эскизов художнику нередко приходится обращаться к натуре, привлекать для этого натурный материал в виде запасов жизненных впечатлений и в особенности в виде наблюдений натуры, зарисовок и этюдов.

Решение композиционных задач по разделу «Натюрморт» осуществляется на начальном этапе обучения не только в учебных дисциплинах «Рисунок» и «Живопись», но и, особенно, в «Композиции», где происходит работа студентов по созданию творческих натюрмортов.

Программой по «Композиции» для художественно-

19) Ритм – одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т.д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и в архитектуре. В произведениях живописи, графики и скульптуры проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигаются большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя. Ритм нередко проявляется в вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции.

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.

20) Правила передачи движения: - если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным (В. Серов. Похищение Европы); - эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом (Н. Рерих. Заморские гости); - для передачи движения следует выбирать определённый его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Правила передачи покоя: - если на картине отсутствуют диагональные направления; - если перед движущимся объектом нет свободного пространства; - если объекты изображены в спокойных позах, нет кульминации действия; - если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной. Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина "Зимой", несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционные центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.

22) В симметричной композиции все её части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким тёмным. Много маленьких по размеру пятен можноуравновесить одним большим. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

23) Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами.

Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровнове- шены

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

24) Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.