2.Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».
Вся долгая творческая жизнь И. К. Айвазовского прошла в постоянном общении с морем. Именно это общение дарило художнику бесконечные впечатления, которые он выплескивал на своих полотнах, в конце жизни он был полностью поглощён идеей создания синтетического образа изображения морской стихии. У него была сложившаяся система творческой работы. В «Автобиографии» он писал об этом: «Живописец, только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и ногам. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник им должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью, и так сказать, я всею душою отдаюсь творчеству». (6, с 245.)
И.К. Айвазовский никогда не делал секрета из своего искусства, несколько раз он работал в присутствии учеников из Академии художеств, на их глазах он за короткий срок создавал законченные работы.
В 1889 году Иван Константинович написал огромную картину «Волна». (см.Приложение №2).Сам он говорил, что это его «лучшая буря». На картине изображено бушующее море, и композиция картины построена так, что громадная волна занимает почти всё полотно. Тёмно-серое небо грозное и низкое придаёт картине мрачный характер.
Под нависшей волной изображены верхушки мачт тонущего корабля, и шлюпка с людьми пытающимися спастись от разгневанной стихии и несколько моряков ищущих спасения на обломках корабля. Всё это находится в нижней части картины.
В произведении преобладает серо-голубая гамма, гребни волн написаны поразительно, так как морская пена на них словно кружево. И.К.Айвазовский невероятно точно передаёт движение волн, кажется, что вода с картины сейчас выплеснется на зрителя.
Море, которое словно стремится слиться с небом, перемешаться в потоке неукротимой стихии - вот какое море изображает художник.
Света на картине довольно много, несмотря на мрачное небо, откуда то со стороны на полотно проникает луч света, освещая спасающихся моряков. Этот луч, словно надежда для терпящих бедствие людей.
Тема, затронутая в картине, человек, борющийся с морем, является очень популярной в творчестве Ивана Константиновича. Множество его творений посвящено ей.
В этой работе художник пользовался следующими материалами: холст и масляные краски. Работая над картиной, он старался закончить её до тех пор, пока красочный слой сохраняет подвижность и не любил исправлений, крайне редко пользовался повторными прописками, особенно И.К.Айвазовский никогда не переписывал небо, оно всегда писалось в один приём. Особое значение он придавал детальному завершению картины. Не большие детали такие как: кружево освещённой или затемнённой пены, блики света на воде, детальная проработка частей корабля, всё это имеет не малое значение для создания правдивости общего впечатления его картин.
Волна является романтическим произведением, как и большинство полотен И.К.Айвазовского и так же, как многие картины повествует о сражении человека с бушующей стихией.
- I. Введение.
- II.Основная часть.
- 1.Путь автора к творчеству
- 2.Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».
- 3.Изменение творческой индивидуальности на примере картины «Чёрное Море».
- III. Заключение.
- Реферат по мировой художественной культуре на тему: «и.К.Айвазовский основатель русского маринизма»