logo
Молодежные субкультуры

Риветхед

Риветхед, райветхэд, райвет, ривет (от англ. Rivethead - клепаная голова) - молодежная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х/начале 90-х, в США, на базе поклонников музыки в жанре индастриал.

История.

Индустриальная cубкультура появилась примерно в начале 90-х годов прошлого века в США. Развитие индустриальной музыки и возникновение термина "Индустриальная музыка" в 1974-ом году не привело к появлению определенного направления в музыкальной культуре. Конечно у данного музыкального жанра появились свои поклонники, склонные к тем идеям, которые продвигали артисты. Термин "Риветхед" произошел от английского словосочетания Roise The Riveter ("Заклёпщица Ройз"), олицетворявшей американских женщин, изготовлявших машины во время Второй мировой войны на заводах. Слово "Риветхед" вскоре нашло применение среди рабочих сборочных конвейеров. В 1990-ом году вышла книга Бена Хампера "Rivethead: Tales From the Assembly Line". Автор посвятил свое произведение описанию рабочих будней на одном из заводов. После данной публикации прозвище "Риветхед" распространилось среди широких масс. В музыкальном мире данный термин сперва получил известность у любителей Iron Maiden, в 80-х. В начале 90-х, лейбл "Reconstruction Records" во главе с Чейзом (Chase) выпускал сборники пост-индустриальной музыки на дисках, под общим названием "If it Moves". Один из сборников, вышедших в 1992-ом году назывался"Rivethead Culture". Помимо этого диска, в 1993-ом году группа Chemlab выпустила альбом "Burn Out at the Hydrogen Bar", с песней под названием "Rivet head". В итоге фанаты индустриальной музыки были названы риветхедами.

Индустриальная музыка.

Большинство современных риветов слушают пост-индастриал. Но это направление не является основным. Есть также любители "старой школы индастриала", которые не признают пост-стили, а слушают лишь группы 1974-1981 годов (в первую очередь Throbbing Gristle, а также их последователей), или современных исполнителей, которые придерживаются той же "олдскульной" тематики и ритмов (Такие риветхеды являются самыми агрессивными, и как раз таки и вызывают опасения у обывателей). Некоторые постиндустриальные стили: EBM, Electro (electro-industrial), Power Noise, Aggro-industrial, Martial Industrial, Dark Ambient, Power-Electronics, Death Industrial. Близкие к пост-индастриалу стили, популярные у риветхедов: Synthpop, Futurepop, IDM.

Риветхеды и готы.

В некоторых источниках утверждается, что риветхеды являются неким подобием кибер-готов. Рассвет этих движений приходится примерно на одно и то же время. Но всё-таки это разные понятия. Риветы являются более агрессивной субкультурой в отличие от готов, как во внешнем, так и во внутреннем плане. У риветхедов в одежде преобладают: милитари стиль, плащи. У киберготов в моде: латекс, различная клубная атрибутика, микросхемы, готический грим, обилие ярких неоновых цветов. В музыкальном плане риветы являются менее клубной субкультурой, которая не ограничена своими музыкальными предпочтениями в индустриальной музыке. Кибер-готы наоборот. Наиболее предпочтительными музыкальными жанрами для них являются: EBM, Futurepop, Trance, IDMи другая танцевальная электронная музыка. Существует мнение, что риветхеды и киберготы - это одна и та же субкультура. Одни разделяют эту точку зрения, другие всячески опровергают, доказывая, что эти движения никак не являются одинаковыми. Стоит отметить, что риветхеды в США ставят себя в противовес готической субкультуре, в Европе в большинстве своём являются её частью, а в России только пытаются отделиться от неё. Связано это, видимо, с большим присутствием на российской и европейской сцене большого количества групп, играющих в направлениях synth-gothic и cyber-gothic. Такие группы являются неким мостиком между пост-индастриалом и готикой, связывая две эти культуры.

Индустриальный туризм.

Основными объектами риветских вылазок становятся: старые заброшенные заводы, фабрики, разрушенные здания и т.д. Однако будет неправильным считать, что посещение подобных объектов является главным увлечением представителей субкультуры.

Эстетика.

Риветхеды ищут (и находят) красоту и позитив там, где остальные видят только разрушение, страдание, и смерть. Нужно понять что такое дадаизм, сюрреализм, и футуризм, для того чтобы понять что такое риветхэд.

§ Риветхеды интересуются технологиями, их использованием человеком.

§ Многие интересуются литературой в стиле киберпанк и литературой антиутопической направленности.

§ Видят в будущем дистопию.

§ Им свойствен элитизм.

§ Им cвойствен милитаризм.

§ Посещают мероприятия, связанные с индустриальной тематикой.

§ Обычно занимаются каким-либо видом единоборств.

Внешний вид.

В моде у риветхедов:

§ Футболки с логотипами индустриальных групп, майки, черные кожаные куртки, летные куртки.

§ Камуфляжные штаны, шорты милитари, черные штаны и т.д.

§ Армейские ботинки, тяжелые ботинки (Dr. Martens, Grinders, Steel, New Rock и т.д.).

§ Пирсинг, татуировки.

§ причёски варьируются от полностью выбритой головы до ирокезов, дредов и т.д.

§ Аксессуары: сварочные очки (гогглы), цепи, противогазы, респираторы, различные индустриальные элементы: заклепки, гвозди, компьютерные запчасти, и другое железо, да и вообще любой девайс, который выглядит высокотехнологично, и делает своего обладателя похожим на киборга

§ Символика: символ радиации, символ "biohazard", молнии, череп с костями и т.д.

§ Риветхеды-любители индастриала 1974-1981 гг. предпочитают стиль простых заводских рабочих.

Политические взгляды.

По своим политическим взглядам риветхед может быть "правым", может быть "левым", а большинство вообще против политики. Единственное что их объединяет в политическом плане - это то, что некоторые риветхеды мечтают устроить революцию. А революция у каждого своя. Отдельно стоит отметить, что не каждый риветхед мечтает о революции, и не каждый мечтающий о ней - риветхед. Подавляющее большинство риветов являются нигилистами. Среди них много антиглобалистов. [источник не указан 45 дней] Также риветхед может придерживаться антивоенной идеологии, идеологии защиты прав людей, или животных. Команда Skinny Puppy концентрировала внимание общественности на борьбе с вивисекцией. Также, риветы известны своей нелюбовью к Соединенным Штатам Америки, Американскому Новому Мировому Порядку, капиталистическому строю, и американскому образу жизни, что они всячески наглядно и демонстрируют, за что в Америке получили звание самой агрессивной субкультуры.

Хиппи

Химппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, - "понимающий, знающий" (hipster - старое название субкультуры поклонников бибопа) - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.

Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: "Make love, not war!", что означает: "Распространяйте любовь вместо войны!" или "Занимайтесь любовью, а не войной!".

Символика хиппи.

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус "Фольксваген", который хиппи традиционно раскрашивали в стиле "Flower Power". На таких микроавтобусахгруппы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. На картинке представлен микроавтобус Barkas B 1000.

Культура "хиппи" имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов ("фенечек") и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике "тай-дай" (или иначе - "шибори").

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственной музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т.п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая - признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и "хиппи со стажем" не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа "Значения цветов в фенечках" считаются уделом т. н. "пионеров" (то есть начинающих) и в среде "олдовых", как правило, вызывают ироническую реакцию.

Хиппи и политика.

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне "цивильного" общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Попытки использовать хиппи в политических целях неэффективны.

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников - вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

Участие хиппи в большой политике часто происходило в виде фарса. Например выпускание живой утки в зал во время серьёзного телеинтервью или избрание свиньи в Президенты США. Хиппи устраивали баррикады около американских военкоматов, вместе со вьетнамскими буддистами икришнаитами произвели театрализованную осаду Пентагона.

Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с Маршем Любви в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны советской властью, критикуя её либо за коммунистические убеждения, либо за несоответствие оным. Другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Современность.

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

§ Арт-группа "Фризия" (старейшая в Москве, художники).

§ Творческое объединение "Антилир" (Москва).

§ Ассоциация музыкантов "Время Ч" (Москва).

§ "Коммуна на Пражской", Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России - это "российская Радуга", возникшая в начале 1990-х по мотивам традицииen: Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания - летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля "на Гоголях", и 1 июня - в Царицынском парке.

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры - это круг близких друзей, или "неформальные" кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее - фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.

Cимволика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готови рэперов, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с "закосом" под "олдовых хиппи"), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность. Сленг хиппи (напр. "хайратник") используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи сохраняется и термин "хипповать".

Философия хиппи и мечта хиппи.

Мы звездная пыль, мы все сияем, и мы должны вернуться назад в сад (Джони Митчелл (Вудсток)

Так чего же все-таки хотят хиппи? В чем заключается их утопическая фантазия? Критиковать существующую систему легко, но что могут хиппи предложить вместо нее? Многие считают хиппи мечтателями (пожалуй, одно из самых приятных обвинений). Но я предпочитаю думать, что хиппи несут послание человечеству. Неотложное послание. Нам нужно меняться. Сейчас же!

Мы все хотим изменить мир. Битлз (Революция)

Как? А как насчет того, чтобы переосмыслить все наше отношение к планете? Раньше люди думали о будущем в рамках десятилетий и поколений. Они беспокоились о том наследии, которое оставят своим детям и внукам. Это так далеко от того, о чем мы думаем сегодня. Теперь мы заботимся лишь о том, "Что я могу получить прямо сейчас?"

Это выглядит, как будто идет захват земли, за тем исключением, что люди захватывают не землю, а ее ресурсы и энергию. Это похоже на вечеринку, где все не достаточно насытились, но на столе остались несколько кусочков, и каждый смотрит на них с жадностью, готовый драться за последние крошки.

Это проблема слишком многих: сокращающееся количество ресурсов, людская алчность, безудержное потребительство, интенсивное освоение немногих, оставшихся нетронутыми клочков земли, как, например, тропические леса. Наша утопическая фантазия требует не столько сделать что-либо, сколько воздержаться от того, чтобы совершать некоторые действия. Это первый шаг. Давайте сохраним то, что имеем до того, как жадные индивидуалисты и корпорации поглотят все это.

Я только начинаю замечать…

Деревья, окружающие меня начинают исчезать,

и я должен выяснить почему.

Муди Блюз (Вечером во вторник)

Затем на индивидуальной основе, считают хиппи, мы должны найти ту часть себя, которую утратили. Это невинное отношение к миру, которое приведет к будущему полному чудес.

Мы хотим восстановить наши права на здоровую жизнь и на здоровую планету. Все мы в различной мере подвержены пороку, призывающему нас потреблять больше, чем нам необходимо.

Если бы у этой жадности была благородная цели, вероятно, ее можно было бы оправдать, но, к сожалению, она и есть сама цель.

Как настоящие дети природы, мы были рождены, рождены, чтобы быть дикими. Степпенвулф (Рожденный быть диким)

Многие хиппи считают себя язычниками. Язычество считает, что природа сама дает ответы на все жизненные вопросы. Язычество - это способ проявить уважение к природе, тому раю, который есть у нас на Земле. Оно позволяет нам взглянуть на нашу животную сущность, которую мы все подавляем, но которая является ключом к нашему здоровью и выживанию. Не принимать во внимание природу, манипулировать ей ради персональных интересов, значит приобрести неожиданные и неблагоприятные последствия, которые не заставят себя долго ждать.

Биосфера, жизненное пространство Земли - это единый организм, это целостное существо, частью которого мы все являемся. То волнение, которое мы испытываем, та тяга к групповому сознанию - это биосфера Земли заявляет о своем существовании. Она рождена. Мы просыпаемся. Пол Уильямс (Энергия).

Философия Гайи выросла из язычества. Язычество рассматривает все живое, как преисполненное духом. Философия Гайи идет еще дальше и рассматривает всю планету как единую развивающуюся сущность, неотъемлемой частью которой является каждый из нас. Таким образом вырубать тропические леса, загрязнять моря, землю и воздух значит не просто проявлять неуважение, а буквально надругаться над любящей хозяйкой, дающей нам все необходимое. В своей жадности мы только и делаем, что берем и берем, выводя тем самым систему из равновесия. Многие считают, что Гайа восстановит баланс, напустив бедствия на человечество, чтобы сократить его численность, если не уничтожить совсем.

Наша задача, как индивидуальной ячейки живого организма, выполнять наши индивидуальные функции настолько хорошо, на сколько это возможно. Наши приказы приходят изнутри нас… мы свободны быть самими собой… Наша жизнь будет все богаче и богаче, по мере того, как будет улучшаться здоровье всего организма. Судьба наша невообразимо велика. Пол Уильямс (Энергия).

Близорукость человека ослепляет его перед реальной природой мира. Знание о нашей взаимосвязи и зависимости от экологического баланса всей планеты в целом было утеряно, с тех пор, как западная наука и религия разделились. Хиппи стараются возвратить эти знания, чтобы мы могли действовать в соответствии с нуждами всей системы, вместо того, чтобы быть ей обузой. Это наша дхарма.

Не уходя далеко, можно познать весь мир;

Не выглядывая в окно, можно увидеть дорогу на небеса.

Чем дальше ты заходишь, тем меньше знаешь.

Лао-Цзы

Достигнув однажды этих знаний, нам приходится переоценить свою роль, как человеческого существа на планете Земля. Вопросы "Почему мы здесь?" и "Каков смысл жизни?" - самые важные вопросы и тех, которые можно себе задать. Как я уже сказал, язычество дает на них ответы. Мы здесь, чтобы служить планете лучшим образом, на который мы только способны. Истинно, нужды наши малы. Те потребности, которые привило нам общество, все лишь средства держать нас рабами наших богатых хозяев, пока они уничтожают наше общее богатство.

Я скажу тебе лишь одно: "Ты должен быть СВОБОДНЫМ"! Джон Леннон (Пойдем вместе).

Свобода отметает эти ложные потребности и показывает истинное место каждого в великой схеме. Понимание взаимозависимости жизни находится за материальной иллюзией (Майей) и не подвластно ей. Оно свидетельствует о танце энергии, которая и является истинной природой вселенной. Это называется просветлением. Хиппи ищут просветления различными способами. Наркотики способны показать лишь мимолетный проблеск настоящей природы реальности. Мы знаем, что перед тем, как менять мир необходимо сначала изменить себя и обрести покой в душе. Йога и медитации привели нас к внутреннему спокойствию и помогли нам действовать в гармонии с окружающей средой. Восточный мистицизм от Аштанга йоги до Дзен буддизма показали нам различные пути к просветлению.