4.4 Центры русского кружевоплетения
Характеризуя русское кружево, нельзя не вспомнить о его своеобразии в разных регионах.
Анализ изделий подтверждает, что кружевоплетение было одним из самых популярных промыслов. Узоры и орнаменты были одинаковыми по всей России, но каждый регион воспринимал их и выполнял совсем по-другому. Главными центрами русского кружева была Вологодская, Елецкая, Рязанская и Вятская губернии.
В Вологде самым популярным видом было кружево, выполняемое „парной” техникой. Геометрические фигуры в сочетании с другими мотивами образовывали интересные орнаменты, названные вологодскими мастерицами „сердечко” или „гусёк”. Парным кружевом крестьянки плели занавески, салфетки и скатерти. Растительными мотивами женщины охотно украшали край ткани. Стоит подчеркнуть, что в вологодском кружеве преобладал только белый и суровый цвет. Это отличало его от всех остальных центров. Мастерицы из Вологды для плетения кружев использовали грубые льняные нитки домашнего производства.
Елецкое кружево ярко отличается от других. Традиционный елецкий орнамент состоит из разных, повторяющихся узоров, выполняющихся тонкой нитью. Этот вид кружева выделяет плавный переход от одного узора к другому. Такой ход даёт эффект объёмного узора. На кружевах елецких мастериц царят мотивы, связанные с зимой. Это, например, морозный узор или снежинки, а также растительные узоры: ромашки, калина.
В России большой популярностью пользуются елецкие салфетки и скатерти. Характерной чертой скатертей является то, что центральный узор повторяется во время производства канвы.
В Ельце для кружевоплетения используется льняная и хлопковая тонкая пряжа. Знаменитым центром кружева является Рязанская губерния, а точнее говоря, город Михайлов. В этой местности крестьянки делали обширные кружева. Суть их массивности заключается в способе получения орнамента. Женщины плетут попеременно треугольные сеточки и толстые элементы узора. Таким кружевом украшали нарядную одежду, полотенца и скатерти. В михайловском кружеве нашли применение растительные мотивы и сказочные птицы-сирины. От других местностей михайловская вышивка отличается особой цветовой гаммой. Мастерицы выполняют узоры разными зелёными, жёлтыми и синими нитями.
Вятские кружева были похоже на елецкие. Они тонкие и лёгкие. Полотянка в вятском кружеве постоянно изменяет свою плотность, а решётка здесь редкая. Узор на фоне решётки резко выделяется из-за своей плотности. Стоить подчеркнуть, что центральный узор плетут плотнее крайнего.
Орнамент вятского кружева состоит из нескольких элементов. В нём преобладают растительные и цветочные мотивы. Применение в этом виде кружева нашли также геометрические фигуры.
- Введение
- 1. Народное женское ремесло и его значение
- 2. Ткачество на Руси
- 2.1 Обработка волокна
- 2.2 Техники ткачества
- 2.3 Инструменты, используемые в процессе обработки льна
- 2.4 Обряды, сопровождающие сев и обработку льна
- 3. Вышивка на Руси
- 3.1 Техники получения узора
- 3.2 Типология и семантика русских узоров
- 3.3 Вышивка-оберег
- 3.4 Вышивка избранных регионов
- 4. Развитие кружевоплетения на Руси
- 4.1 Орудия используемые при кружевоплетении
- 4.2 Техники кружевоплетения
- 4.3 Орнаменты русского кружева
- 4.4 Центры русского кружевоплетения
- Заключение
- Размещение народных промыслов на территории России
- 1. Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация
- Народные художественные промыслы Прикамья
- Народных художественных промыслов и ремесел
- Кружевоплетение. Основные промыслы
- Тема 8. Художественные промыслы Тамбовского края.
- Тема 4. Виды народных промыслов и ремесел.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- 45 Народные художественные промыслы и ремесла. Назвать основные центры.