logo
"Техника тела" Марсель Мосс

Глава 1. Понятие техники тела

Научный труд Марселя Мосса «Техника тела» состоит из четырех частей: «Понятие техники тела», «Принципы классификации техники тела», «Биографическое перечисление техники тела», «Общие размышления».

Ознакомимся детальнее с первой частью, ее содержанием, методами изысканий и стилем изложения.

Во вступлении к первой части «Понятие техники тела» автор сразу говорит о том, что техника тела подразумевает детальное изучении и описание тела и разрабатывается как пособие, набор простых рекомендаций для этнографов.

Излагая основы своего видения проблемы, Мосс подводит все к тому, что имеет место некий пропущенный предмет в жизненных институтах, который чаще всего фигурирует как «разное». Эта категория содержит научные факты в разрозненном, не сгруппированном виде, но составляет именно те истины, которые не осознаются и не классифицируются должны образом. В «разном» необходимо разобраться для дальнейшего прогресса. И таким разным есть техника тела.

Автор приводит пример техники тела, как метод обучения плаванию. Раньше люди закрывали глаза и открывали их под водой, теперь же детей заставляют держать глаза открытыми при погружении. «Вот таким образом техника тела, превращается в искусство, систему физических упражнение, совершенствованное нашим временем.» [ Marcel Mauss «Les techniques du corps» (1934), Article originalement publiй Journal de Psychologie, XXXII, ne, 3-4, 15 mars - 15 avril 1936. Communication prйsentйe а la Sociйtй de Psychologie le 17 mai 1934.]

Мосс не поучает и не вводит сложных формулировок, наоборот, в разговорной форме, пересказывая забавные и интересные истории из собственного опыта и наблюдений, он выдвигает гипотезу о том, что каждое общество имеет свою технику телу. То есть набор своих привычек в движении и выполнении определенных действий, от ходьбы и до положения рук.

Работа тела формируется не просто индивидами, а главным образом обществами, воспитанием, моральными нормами и модой. К проблеме антропологии нужно подходить с культурологической точки зрения, сочетая биологический, социальный и психологический аспект и методы исследования («тройная точка зрения»).

Точно, как ребенок, способный к имитации повторяет движения взрослых, так и в зрелом возрасте личность стремится копировать поведении других успешных субъектов, следовать моде и престижу. В акте подражания раскрываются психологический и биологический элемент антропологии.

Но целое, совокупность обусловлено тремя неотделимыми элементами.

Кроме прочего Марсель Мосс говорит о том, что некоторые акты связанны с магическим, ритуальным значением. Например, особый вид ритуального бега в ходе охоты у австралийских аборигенов. При этом произносится словесная форма, связь которой с движениями невозможно поставить под сомнение. Технический, физический и магико-религиозный акт сливаются в общность для агента, исполняющего их.

Однако одних научных выводов и описаний автору недостаточно. Он стремится проникнуть в суть возникновения этих явлений.

Все эти акты, не просто обряды, это методы техники тела. И для их понимания необходимо вернуться к платоновской трактовке техники, как в музыке или танце.

При этом техническим актом Мосс именует эффективный традиционный акт, не просто магический, религиозный или символьный. Нет техники и ее передачи без традиции. В этом человек отличается от животного, он способен передать технику через устную форму.

Тело человека - первейший его инструмент. Техника тела - постоянная адаптация к физическим, механическим и химическим факторам. Этот процесс адаптации перешел в акт сначала для отдельного индивида, а затем и для всего общества. Он закрепился в воспитании и передаче. И присуща техника тела всему социуму на его территории.

Техника не стоит на месте - как очевидно доказывает Марсель Мосс.

Каждый социум имеет свои привычки, шкалу ценностей, полученный и усвоенный опыт. Данные характеристики обуславливается той информацией, что заложена в технике движений, обрядов, танцев, непосредственно связанных с техникой движения тела. Очевидным является то, что даже простые манипуляции рукой усваивается постепенно. Всякая техника облекается в свою собственную форму. Так и возникают отличия между обществами и народами.

Случается одна культура неожиданно или преднамеренно передает часть элементов другой. В последствии они закрепляются, как коренные элементы повседневного быта. Из личного опыта ученый приводит примера такой передачи элементов техники тела. Во времена Первой Мировой Войны, после решительной победы Англии над Францией, английский полк принял решение на параде пройти под аккомпанемент французских военных музыкантов. Марш оказался успешным, и в течение почти полугода тот же английский полк маршировал на английский манер, а ритм был французский. Однако спустя некоторое время этот стиль был отменен и вернули старый, в силу того, что английские солдаты просто не совпадали ногами с ритмом французской аранжировки.

Подобные открытие сделал Мосс и наблюдая за медсестрами больницы в Нью-Йорке. Движения медицинских сестер показались автору очень знакомыми. Он попытался вспомнить, где же ему приходилось видеть такую технику ходьбы. Оказалось, что подобные движение популярны в кино. Из кинематографа они перешли в повседневную жизнь этих девушек. Возвратившись в Париж, Марсель заметил такую же походку и у француженок, полюбивших американские фильмы.

Также можно отличит, например, монашку, прижимающую руки к себе и сжимающую кулаки.

Таким образом техники тела имитируются, культивируясь в социуме, и иногда переходя от одной страны к другой.