1. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» ДИЛТЕЯ
ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ. Представитель «философии жизни»; основоположник понимающей психологии и школы «истории духа» (истории идей) в немецкой истории культуры XX в.
Философские воззрения Дилтея формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого идеализма и романтизма (внимание к миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой - англо-французского позитивизма (Дж. С. Милль, Конт; антиметафизическая установка и метод психологизма как анализ непосредственных данных сознания). Влияние на Дилтея оказало также неокантианство баденской школы (противопоставление естественно-научного и культурно-исторического познания).
Центральным у Дилтея является понятие «жизни» как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек, по Дилтею, не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Дилтея резко отделяет мир природы. Задача философии (как «науки о духе»), по Дилтею, - понять «жизнь», исходя из нее самой. В связи с этим Дилтей выдвигает метод «понимания» как непосредственного постижения некоторой духовной целостности (целостного переживания).
Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Дилтей противопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внешним опытом и связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужого мира - путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дилтеем герменевтикой: истолкование отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.
В более поздних работах Дилтей отказывается от интроспекции как психологического способа «понимания», сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного духа». Здесь Дилтей во многом предвосхищает неогегельянство. Однако он отрицательно относился к панлогизму; в противоположность Гегелю у Дилтея всегда сохраняется романтическая склонность к признанию «последней тайны» жизни, к которой интерпретатор может только приближаться, но не постигать ее до конца. Но, отвергнув гегелевский Абсолют, Дилтей не к силах справиться с проблемой объективности, общезначимости исторического знания. Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное обнаружение чужой индивидуальной жизни?
Пытаясь разрешить эту проблему, Дилтей разрабатывает вслед за романтиками и Ф. Шлейсрмахером метод герменевтики, в котором он видит искусство понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Вслед за романтиками Дилтей сближает историческое познание с искусством, ибо рассматривает целостность исторических образований сквозь призму целостности исторической личности. Он разработал учение о трех основных типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной установки: натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Дилтей оказал большое влияние на развитие западной философии XX в., особенно на экзистенциализм и философскую герменевтику.
Таким образом, «философия жизни» Дилтея во многом отталкивается от метода герменевтики, т.е. искусства понимания письменно фиксированных проявлений жизни.