logo
Повседневная жизнь русского народа на полотнах отечественных художников ХVIII-ХХ веков

1.1 Основные тенденции в развитии русского изобразительного искусства ХVIII в

Восемнадцатый век по праву считается значительнейшим и в тоже время переломным периодом в отечественной истории. В первую очередь это связано с реформаторской деятельностью первого русского императора Петра Великого. Его реформы касались не только экономической, государственной, политической, военной, общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства.

Предпосылки зарождения светской и в частности жанровой живописи в России начали формироваться еще в середине XVI в., когда стали распространяться переводы (прориси) с западноевропейских гравюр и картин. Прориси позволяли отечественным художникам знакомиться с основами светского письма. Можно сказать, что уже здесь начинается процесс приобщения к западноевропейскому искусству, который в XVIII в. значительно расширится и приобретет более прогрессивный характер. О проникновении жанровых мотивов в русскую живопись можно говорить с XVI-XVII в. так как с этого времени иконописец начинает стремиться к наглядному отражению отвлеченных понятий. Это свидетельствует о том, что строгая система канонов религиозного искусства начинает разрушаться. Характерным примером такого явления может служить икона 1691 г. «Иоанн Богослов» кисти Тихона Филатьева. Иконописец изображает евангелиста добродушным старцем, мастером «чернильного ремесла». Мастера, подобные Филатьеву, ищут в иконе не идеал, а жизненную правду, но позволить себе работать с натуры еще не могут. В XVII в. в иконах и фресках Ярославля, Ростова, Костромы, Москвы в религиозный сюжет проникают бытовые элементы не лишенные жизненной правды. В религиозных произведениях этих городов можно встретить повседневные сюжеты, любовные сцены, а так же нельзя не заметь интерес иконописцев к народному костюму. Исследователи называют XVII в. для поздней русской иконописи периодом отечественного Ренессанса. Так же искусствоведы подчеркивают, что в XVII столетии художественная система содержит зачатки всех будущих жанров светской живописи, которые будут последовательно развиваться в XVIII в. Однако стоит отметить, что относить их происхождение к концу средневекового периода можно лишь условно. Стоит констатировать, что в это время происходит усиление реалистических тенденций, а жанровые элементы плотнее входят в иконопись, но для художника они еще не имеют самоценного значения. Жанр выделяется в самостоятельный лишь тогда, когда события из жизни приобретают для мастера самоценный интерес, что, конечно, не могло произойти в иконописи. Для того чтобы жанровая тема получила самостоятельное значение, должно было измениться понимание цели искусства: познание не «мыслимого», «пребывающего в вечности», а показ существующего в действительности. Этот перелом подготавливался на протяжении полутора столетий, но совершился в период петровских преобразований, когда религиозное мировоззрение было противопоставлено светскому.

В петровское время культура, ранее служившая духовным запросам общества, начала приобретать светский характер, чему в значительной мере способствовало сближение искусства с наукой. В ХVIII в. происходит ослабление идеологии на культурную жизнь общества и главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Сложный и противоречивый процесс становления русского изобразительного искусства, заключается в параллельном существовании нескольких стилевых направлений, которые в Западной Европе хронологически сменяли друг друга. Для первой трети восемнадцатого столетия характерно то, что мастера, не проникнувшиеся к западноевропейским тенденциям в живописи, продолжали создавать произведения, явно тяготевшие к образцам древнерусского искусства.

Первые шаги портретная живопись делает в мастерской Оружейной палаты. Не случайным явлением в отечественной культуре стало существование такой специфичной разновидности портрета, как парсуна. Такой портрет получил распространение в 80-90-е гг. XVII в. Часто парсуна сочетает, в пределах условного иконного пространства, портретные изображения и многочисленные разъясняющие надписи. Таковы многочисленные портреты-иконы, изображающие ратные подвиги Петра 1, Шереметьева и Меньшикова в рост и на коне. Черты парсун проявлялись и в творчестве художников более позднего периода - Никитина И. Н. (род. ок. 1690-1741), Вишнякова И. Я. (1699-1761), Антропова А. П. (1716-1795).

Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран. На примере искусства можно проследить определенные этапы: приобретение за границей готовых произведений искусства; привлечение иностранных деятелей культуры для работы в России; отправка русских мастеров за государственный счет за границу для обучения и совершенствования в своем деле. Все это помогло России пройти за 50 лет путь, который станы Западной Европы прошли за 200-300 лет.

Петр Великий заложил основу коллекции западноевропейской живописи в России, «В увеселительном своем замке Петергофе... первую картинную галерею, завел одними только Нидерландскими картинами...». Жанровые поиски в искусстве петровского времени получили развитие в так называемом «костюмном роде». В XVIII в. костюмные серии были очень распространены и имели почти энциклопедический характер. Значительным произведением, единственным в своем роде является холст 1723 г. французского мастера Франсуа Жувене - «Мужик с тараканом». Ценность его в том, что это полотно одно из первых живописных изображений русского крестьянина. Картину «Мужик с тараканом» часто относят к «костюмному роду», ибо она имеет ярко выраженный демонстративный и экзотичный характер. В этой картине французский художник показал своего героя - бородатого русского мужика в повседневной одежде с мухой на руке и большим черным тараканом на плече. Показательно, что в петровское время задачи портретописи сближаются с жанром, появляется стремление объединить фигуры действием, примером тому служит «Портрет Алексея Никифоровича Ленина с калмыком». А также у мастеров появляется желание показать заказчика в обыденной, привычной обстановке, как это делает неизвестный художник в «Портрете Алексея Василькова». Уже здесь возникают предпосылки для создания жанрового портрета.

Большой интерес представляют рисунки рубежа 1710-1720-х гг. приписываемые Федору Васильеву. Его рисунки показывают жизнь Петербурга и, что особенно ценно, персонажей из низших слоев общества, как в работе «Мельница в Аничковой слободе». Стоит отметить то, что если для живописи XVIII столетия были ведущими жанрами портрет, религиозная живопись, историческая картина, то для гравюр и рисунков пейзажи, баталии и бытовые сцены. Гравюры географических карт, созданные А.Ф.Зубовым, П. Пикартом изображают жителей отдаленных районов России за привычными для них занятиями - ловля рыбы, охота и др. Впрочем, Зубов еще известен официальной гравюрой такой, как «Свадьба Петра I с Екатериной Алексеевной"» (1712).

Первая четверть ХVIII в. дает понять, что искусство начинает занимать принципиально новое место в жизни общества, оно становится общегосударственным делом. Ломка старых творческих методов способствует появлению новых взаимоотношений между заказчиком и художником. Так знания живописца о том, как должно выглядеть современное произведение искусства, часто делает его роль ведущей. Возрастает воспитательная функция искусства. Происходит смена творческих сил, наряду с зарубежными мастерами работает новое поколение русских художников, получивших образование за границей. В это же время становится популярным портретный жанр. Важную роль в его формирование сыграли И.М. Никитин и Матвеев. Все это способствовало и зарождению бытовой живописи.

Развитие русского искусства середины ХVIII в. можно разделить на два периода: 30- е гг. - правление Анны Иоанновны, засилье иностранцев, бироновщина, и 40-50-е гг. правления Елизаветы Петровны - период некоторого смягчения нравов, роста самосознания, поощрения всего русского.

В середине ХVIII столетия в России, как и прежде, продолжали трудиться иностранные мастера, приглашенные царским двором. Среди них, наиболее значительными и талантливыми были, - Ротари (1707-1762), создавший целую галерею «девичьих головок», и Гроот (1716-1749), написавший грациозные портреты Елизаветы Петровны.

Отдельное внимание хочу обратить на Пиетро Ротари, так как он оказал большое влияние на развитие русского изобразительного искусства в области жанровой живописи. В своих знаменитых «девичьих головках» Ротари изображал девушек совершенно разных сословий и национальностей. Придавал своим героиням различные оттенки душевных переживаний и представлял их зрителю за какими-либо занятиями, например чтением письма.

В середине столетия появляется так называемое «живописное изучение России», в первую очередь связанное с творческой деятельностью иностранных художников. В конце 1740-х гг. в Россию приехал молодой немецкий живописец Август Далынтейн. Жизнь русского народа он увековечил в серии своих рисунков, получивших название - «Костюмы московитов и разносчики Петербурга», которые выполнил по возвращении в Германию. Состав изображенных персонажей достаточно пестрый. Художник зарисовал сельских жителей, показал крестьян в летней и зимней одежде, передал облик представителей высшего и низшего духовенства, а также в своих работах рассказал о жизни разносчиков Петербурга. Не перечисляя множества достоинств можно сказать, что «русская серия» Далынтейна является правдивым и достаточно объективным историко-художественным источником. В начале 1757 г. в Петербург прибыл талантливый художник Жан-Батист Лепренс. С целью создания картин и рисунков для гравирования он посещает отдаленные уголки России. В частности Лепренс первый из иностранных художников XVIII века, который побывал в Сибири. Накопленных рисунков и воспоминаний хватило художнику, чтобы вернувшись в Париж заняться исключительно изображением жанровых сцен увиденных в России. Наиболее прославленная его работа - «Русские крестины». Лепренс еще больше расширил круг русских сюжетов и типов. Его творчество оказало влияние не только на зарубежных мастеров, но и заметно в работах И.А.Ерменева, в изображении фигур и пейзажей. Еще один замечательный французский мастер Жан-Луи Девельи приехал в Петербург в 1754 г. В аспекте данной работы он интересен тем, что создал серию рисунков, повествующих о коронации Екатерины II. Художник в своих работах не просто отражает пышный церемониал значительного исторического события, он выходит за пределы своих задач и создает рисунки, рассказывающие о русской жизни тех лет.

Однако в это время наблюдается и то, что наравне с западными мастерами уже совершенно самостоятельно выступает ряд отечественных художников с ярко выраженной самобытностью, донесших до нас национальные традиции русского искусства.

Художники середины ХVIII века не учились за границей, они учились дома и все еще сохраняли традиции старой русской живописи. Подлинными документами этого времени являются полотна Антропова А. П. (1716-1795). Пожалуй, самым выдающимся его произведением является портрет Петра III (1762). Этот портрет царя по своему характеру особенно обличителен. Здесь сразу бросается в глаза несоответствие пышной дворцовой обстановки и несуразность фигурки царя. Маленькая головка, узенькие плечи и непропорционально длинные ноги усиливают комичность изображения. Антропов А. П. своей кистью передает умственную ограниченность Петра III, о которой так много писали современники. Ко второй половине ХVIII в. Россия полностью отошла от изживших себя форм средневековой художественной культуры и вступила на общий с Европой путь развития. Наибольших успехов живопись второй половины 18 в. достигает в жанре портрета. Главным достижением этого времени становится появление интимного портрета. Для понимания такого портрета нужно отметить то, что ранее художники старались подчеркнуть величественность, положение в обществе, богатство парадной одежды портретируемого дворянина, чиновника. Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Интимный портрет в противоположность парадному был призван запечатлеть человека таким, каким он представал в дружественном кругу, перед самыми близкими людьми. Здесь задача живописца заключалась в том, чтобы не только точно передать облик изображаемого человека, но и раскрыть черты характера, дать оценку личности.

Среди прославленных мастеров второй половины ХVIII столетия ярко выделяется Ф. С. Рокотов - автор прекрасных камерных, интимных портретов. Жизнь художника необычна и интересна. Он был выходцем из крепостных Репниных. Вероятно, у них познакомился с меценатом, куратором Московского университета и Академии художеств - И. И. Шуваловым, который узнав о его таланте, помог получить вольную, а также по его распоряжению был принят в Академию художеств в 1760 г. Около 1766 г. Ф.С. Рокотов приехал в Москву. Здесь он знакомится и близко общается с просвещенными, широко мыслящими людьми. Такое окружение стимулирует Федора Степановича на совершенствование в области камерного портрета. За сорок лет он переписал всю просвещенную Москву, передовое дворянство. Одним из лучших произведений мастера является портрет «Неизвестной в розовом платье» написанный в 1770-х гг. Данное полотно явно демонстрирует симпатию живописца к юным моделям, не познавшим все заботы и разочарования светской жизни. Несколько иную грань дарования Ф.С. Рокотова дает увидеть портрет Новосильцовой (1780). По отношению к ранним произведениям Федора Степановича это гораздо более богатая живопись. Мастер пишет куртину так, что в его объективности усомниться сложно. Светская дама, изображенная на холсте, заключает в себе явно неоднозначные качества - женственность, силу и внутреннею независимость. Передача духовных качеств модели, несомненно, говорит о тщательной и упорной работе живописца.

Однако сложно не заметить того, что загадочная полуулыбка, меланхоличный взгляд удлиненных глаз переходят из одного портрета в другой. Создается впечатление, что автор создает маску непознанного человеческого характера, которую одевает на лица ему позирующих моделей. Скорее всего, это можно объяснить стремлением живописца создать идеальный тип человеческой личности, которое и приводит к тому, что индивидуальные черты намеренно стираются и теряют свое значение. Именно поэтому, герои Рокотова, так похожи между собой.

Одним из величайших художников ХVIII столетия, является Д. Г. Левицкий (1735-1822). Он автор многих парадных портретов запечатлевших екатерининский век в липцах. Дмитрий Григорьевич также носит звание великого мастера камерного портрета. Художник в лицах каждого портретируемого выявляет национальные особенности. Для каждого изображаемого человека Левицкий умел найти наиболее характерную позу. Богатство колористических решений, потрясающая передача тканей одежды - шелка, кружев, бархата содействуют необыкновенной жизненной убедительности его творений. Написанный им портрет Дени Дидро (1773-1774) был высоко оценен самим философом.

Начало творчества живописца отмечено созданием замечательного портрета известного богача и филантропа П. А. Демидова (1773). По своим типологическим данным этот портрет является парадным: поза, театральный жест рук, указывающий на здание Московского воспитательного дома, построенного на средства Демидова, а так же торжественная колона с эффектной драпировкой. Однако ряд черт поражает своей необычностью. Демидов изображен подчеркнуто небрежно, хотя и в дорогом халате, домашних туфлях и утреннем колпаке. Окружающие предметы на редкость обыденны - стул, луковицы растений, цветы в глиняных горшках, лейка, книга по ботанике. Этим своим произведением мастер словно говорит: не роскошный антураж и богатые одежды красят человека, а человек своими высокими делами красит место. Левицкий артистически передает раскованную постановку фигуры и обрюзгшее лицо Демидова со старчески впавшими губами, сложенными в светски-приветливую улыбку.

Все вышеперечисленные детали портрета А. П. Демидова дают право говорить о развивающихся элементах жанровой живописи в России.

К этому произведению примыкают портреты смолянок - воспитанниц Смольного института. Заказчицей этих крупноформатных полотен выступила императрица Екатерина II, желавшая оставить в истории лица нового поколения дворян, которые не только по праву рождения, но и образованности, просвещенности, воспитанности возвысились над низшими слоями. О том, как живописец подошел к выполнению заказа раскрывает одна из лучших работ этой серии - портрет Е. И. Нелидовой (1773).

Важное место в творчестве Левицкого Д. Г. имеют камерные портреты. Наиболее привлекательные из них - посвящены, тем представителям интеллигенции, с которыми дружил художник. Наиболее ярко это можно заметить в двух прославленных портретах М. А. Дьяковой (1778 и 1781 гг.). Первый из них показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу смолянок. Девушка изображена в повороте, а ее лучезарные глаза мечтательно смотрят куда-то мимо зрителя, поэзией озарено ее юное лицо. В ее облике так много чувств - это и смелость, и целомудренная робость, счастье и просветленная грусть. Ее характер еще не полностью сформировался она еще полна ожиданий встречи со взрослой жизнью.

Портрет Марии Алексеевны, запечатлел ее на пороге драматических событий. В 1779 г. ей сделал предложение небогатый архитектор, близкий друг Левицкого Д. Г. Н. А. Львов. Но знатные родители дали отказ бедному «ремесленнику». Несмотря ни на что влюбленные все же тайно обвенчались. Вскоре Львов получил заказ от императрицы, после чего родители девушки дали согласие на их брак. И только перед самой свадьбой молодая пара призналась, что они уже обвенчаны.

Второй портрет был создан, когда молодой женщине минул двадцать один год. Однако, М. А. Дьякова выглядит старше своих лет. В ее взгляде чувствуется тоска и усталость. Ощущается, что ее тонкий душевный мир пострадал под натиском жизненных трудностей. Поза героини так же свидетельствует о борьбе, которая сформировала ее как личность. Творчество Левицкого Д. Г. свидетельствует о том, что живописец, соединив в себе точность Антропова и лиризм Ф.С. Рокотова, стал одним из величайших отечественных мастеров.