logo
Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"

1.2 История декоративной живописи

Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ ("пещерная живопись") первых людей на земле.

История развития декоративной живописи насчитывает многие тысячелетия. Древнейшими образцами ее являются пещерные изображения животных, нанесенные на стены пещер. Точное время нанесения этих изображений неизвестно, но ученые относят их палеолиту, так называемому древнекаменному периоду. Изображения исполнялись в виде рельефа или выцарапывались острым орудием, а так же наносились красной глиной, черной копотью и коричневой, состоящей из двух красок, смешанных с жиром или костным мозгом. Эти довольно реалистические изображения травоядных и хищных животных уже в полной мере могут быть названы живописью.

Эти изображений часто помещены в темных закоулках, на потолках, т.е. В таких местах, их было трудно, а иногда невозможно, возможно изображения делались не для украшения пещер, а как религиозные или магические талисманы. Или они были тотемами прародителей рода, или должны привлекать нарисованных животных в добычу охотникам. Рисунки наносили непосредственно перед охотой, как ритуал; считалось, что после исполнения этого ритуала, охота будет удачной.

Особенно высокого совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с ее музыкальной ритмичностью и четкостью композиции, изысканностью линий. Более разработанный и законченный вид имеют декоративные росписи Египта. Эти изображения не были украшением, а являлись частью погребального ритуала: после погребения входы в гробницы замуровывались. В отличии от других культур египетская живопись носила условный характер: лицо рисовалось в профиль с глазом в фас, плечи разворачивались в фас, но ноги показывались в профиль. Несмотря на эти условности, изображения египтян не лишены реализма в передаче движений различных фигур и характеристике типов лица, в обликах животных и птиц, с присущими им повадками, характерными позами.

Позже изображения появляются на стенах храмов и становятся доступны для созерцания. В них восхваляются подвиги и деяния божеств или их представителя на земле - фараона. Фигура фараона изображается всегда значительно большей ростом, чем простые смертные. На наружных стенах видимые всем изображения призваны воздействовать на широкие массы и имеют целью украсить здание. Поэтому наряду с живописью и рельефами появляются и орнаменты, живописные и рельефные, как бы продолжающие и разнообразящие архитектурные формы.

Орнамент сначала изображал пучки, букеты, гирлянды, которые подвязывались к стенам или колоннам сооружений. Эти изображения носили наивно-реалистический характер, затем понемногу упрощались. Природный ритм цветов, листьев, пальмовых ветвей, животных вдохновлял художника вносить ритмы в расположение изображаемых предметов. Он повторял на равных расстояниях одинаковые, хотя бы приблизительно, фигуры. Реальные формы предметов, упрощаясь, превращались понемногу в отвлеченные фигуры - символы предметов и понятий. Таким образом получались орнаментальные формы, в которых трудно расшифровать их происхождение и имеют кроме символического значения, и исполняют функцию декорирования интерьера и экстерьера.

В античности живопись по-прежнему находится в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только религиозным, но и светским целям. Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов фресок, выполненных в живом реалистическом (натуралистическом) стиле, что сильно отличает это искусство от египетской живописи. Происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной, нравственно - воспитательной значимости живописи, как и всего искусства в целом. О развитии этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи (рис.7), Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это многоцветные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, в подобных композициях видно знание художником натуры и умение ее передать.

В Древней Греции появилась не дошедшая до нашего времени станковая живопись (на досках, реже - холсте), выполнявшаяся в технике энкаустики (восковая живопись; реже клеевые краски и темпера), которая позволяла выразительно лепить объемы.

Монументальная живопись была одним из основных искусств в раннехристианский период и в Средние века. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами украшения храмов в Западной Римской империи, в Византии и других странах Восточной Европы. В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивалась преимущественно в церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы.

В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, гуманистического искусства, вновь открывающего и познающего материальный мир, в силу этого возрастает роль живописи, вырабатывающей средства реалистического изображения действительности. Фреска получила необычайно широкое распространение в Италии эпохи Возрождения. В своих произведениях художники стремились достичь максимального подобия реальности; особенно большое внимание уделялось передаче объема и пространства: за счет перспективных построений и воздушной (колористической) перспективы.

В XVII веке оформилась система жанров. В XVII-XVIII веках процветает монументально-декоративная живопись, которая существует в единстве с архитектурой и скульптурой и влияющая на эмоциональное восприятие пространства. Так же возросла роль станковой живописи.

Как и другие виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись приходит в упадок. Лишь в конце XIX - начале XX веков делаются попытки возрождения и слияния различных видов живописи с декоративно-прикладным искусством и архитектурой в единый ансамбль. Так же совершенствуются и обновляются технические средства декоративной живописи.

В XX веке роль декоративной живописи возрастает, как изобразительной, стремящейся вовлечь зрителя, так и плоскостной, орнаментальной, гармонирующей с формами современной архитектуры. В то же время станковая живопись по-прежнему играет главную роль, хотя декоративность элементов художественной формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художественного ансамбля. В XX веке растет интерес к исканиям в области техники живописи (для монументальной живописи изобретаются новые краски - пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганических смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная живопись.