logo
Серия графических листов на тему "Сказка о царе Салтане"

2.1 Технология выполнения дипломной работы

Первым этапом работы над дипломной работой был выбор сказки для иллюстрирования. Мной была выбрана сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». На основе выбранных сюжетов выполнялись карандашные эскизы небольших форматов. В них решались вопросы определения композиционного центра и выбор формата листов. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности. Когда были найдены основные композиционные соотношения в поисковых эскизах, я приступила к выполнению чистовых эскизов в натуральную величину будущих гравюр. Они выполняются карандашом, изображение разбивается на 4 тона. Первый тон - белая бумага. Второй и третий тон - темные и светлые элементы композиции. Четвертый - рисующий является самым темным. Эскиз строится на плоских силуэтах элементов композиции, связанных между собой и образующих единую декоративную систему. В чистовых эскизах уточняются и подробно прорисовываются все детали. Необходимо помнить и следить за соединениями между собой элементов рисующего тона и рамки. В дипломной работе рисующий контур проходит по контуру всех фигур и элементов, образуя рельефный край, что подчеркивает декоративность композиции.

Следующий этап - выполнение гуашью цветовой выкраски на основе тонального эскиза. Сложность, с которой сталкиваешься, при работе с данным материалом заключается в свойстве красок, при высыхании цветовой тон значительно высветляется. Для того что бы успешно передать общий тон, мной были составлены колера и сделаны пробные цветовые выкраски. После согласования и одобрения колорита с дипломным руководителем, была начата работа с итоговыми листами. В зависимости от количества выбранных цветов, определяется количество необходимых печатных форм, учитывая, что каждый цвет вырезается отдельная форма. Для её изготовления используется лист ватмана и трафаретный нож.

Эскиз переносится на бумагу в виде линейного рисунка с тонового эскиза, для большего удобства используется световой стол (рис.1), так же можно перенести изображение с помощью кальки. С обратной стороны форму желательно проклеить скотчем для ее прочности. Затем трафаретным ножом вырезаются все белые участки в соответствии с эскизом (рис.2). Как правило, тон первой формы заполняет основное количество печатной плоскости. Резать форму желательно на деревянном планшете.

Рисунок.1 - Работа за световым столом

Рисунок.2 - Процесс вырезания формы

Рисунок.3 - Форма с нанесенной краской.

Перед печатью выбирается бумага разных оттенков в соответствии с цветовым эскизом. Цвет бумаги работает самостоятельно. Необходимо учесть, что лист должен быть больше формы на 5-10 сантиметров с каждой стороны. Для печати используется масляная краска, ее перед началом работы необходимо обезжирить, выдавив из тюбика на газетную бумагу. Она наносится на форму, предварительно протертую олифой для лучшей отдачи, резиновым валиком (рис.3). Места, в которые она плохо наносится, можно аккуратно затереть пальцем. Форму можно использовать неоднократно. Красочный слой, оставшийся после предыдущей печати необходимо счистить, для этого можно воспользоваться либо шпателем, либо уайт - спиритом.

Печатается гравюра вручную на офортном станке (рис.4). Офортный станок, иначе называемый офортным вальцовым прессом, или металлографическим станком, по своему устройству и принципу действия значительно отличается от других станков, применяемых в художественной печати. В основу действия станка положено прокатывание печатной формы под сильным давлением между двумя вращающимися валами, что позволяет оттискивать изображение из углублений печатной формы. [4] Процесс печати включает в себя следующее: на талер кладется бумага, на нее - форма, краской вниз, сверху лист бумаги, затем лист картона, сверху на все накрывается кирза.

Рисунок.4 - Офортный станок

Выставляется правильное давление, и прокатывается на станке.

Отпечатанный лист, должен просохнуть в течение суток. И только после этого можно наносить следующий слой. В то время пока оттиски сохли, мною велась работа над следующими формами. Необходимо следить за их совпадением при последующих вырезаниях, поэтому рисунок переводится исключительно с напечатанного изображения. Печать тиража требует аккуратности и внимания при наложении печатных форм и их закатке каской. Качество определяется отсутствием двойного контура и грязного поля. После окончания печати всех форм тиража, были выбраны наиболее удачные оттиски.