logo
Творчество А.К. Саврасова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале второй половины 19 века начинает складываться качественно новое направление - реалистический национальный пейзаж. Овладение национальным пейзажем, изображаемым в виде тех картин, которые простой человек мог видеть постоянно вокруг себя, той природы, в которой жил русский народ, противостояло всепоглощающему и всеобъемлющему влиянию академической живописи. Ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, новаторский творческий метод, артистизм исполнения - все это явилось ценными завоеваниями реалистической школы русского пейзажа.

Но не менее важным было и то, что данное течение оказалось неразрывно связанным с историческими событиями времени. Крестьянский вопрос волновал всех, и в том числе не оставил равнодушными и пейзажистов.

Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне и от внимания передовой общественности. Развитие русской реалистической живописи и ее достижения в области пейзажа были постоянным объектом обсуждения и оценки профессиональных исследователей-критиков и простых ценителей искусства. Федоров-Давыдов в своей работе выделил две тенденции внутри передвижнического пейзажа. С одной стороны в нем немалую роль играло обличение, показ беспросветности российской действительности. С другой, существовала линия, связанная с поисками положительного идеала, и именно ее развитие привело к усилению роли пейзажа в русской живописи второй половины 19 века. Передвижники впервые сумели по-настоящему раскрыть и утвердить красоту и большую содержательность родной природы. Именно в этом направлении работали и создавали свои произведения такие выдающиеся пейзажисты как Шишкин, Саврасов, Поленов, Клодт и многие другие: «В серьезное и обстоятельное понимание природы Саврасов и Клодт вносят поэтический момент лирического отношения к миру, но и они идут по линии жанрово-описательной трактовки природы, соответствующей основной характеристике передвижнической живописи семидесятых годов» Федоров-Давыдов А.А. «Русский пейзаж 18 - начала 20 века». С. 152..

Каждый из этих великих художников имел свою точку зрения на приемы и способы изображения природы, собственный творческий метод, индивидуальную и неповторимую манеру письма, присущее только ему цветовое и светотеневое решение композиции. Но все же ведущую роль в становлении русской критической пейзажной живописи сыграл Алексей Кондратьевич Саврасов, который самостоятельно искал и творил свой образ русской природы.

В своих работах художник стремился отобразить окружающую его действительность, нисколько ее не приукрашивая и не искажая. Демократизм, гражданственность, гуманизм русского реалистического искусства ярко проявились в его пейзажах. Любовь и сочувствие к народу, интерес к его жизни и отражение его надежд и чаяний, служение освободительным идеям двигали художником также и тогда, когда он создавал образы природы. Реализм, национальность содержания и идейность - эти основные черты демократического искусства и стали основой новых образов.

Главное, что составляет особую прелесть всех произведений А. Саврасова - острый интерес к миру и внимательное изучение действительности. И не случайно мастер всегда избирал в природе мотив, который был душевно близок простому человеку. Можно даже сказать, что в работе над своими произведениями особенность метода художника выразилась в желании раскрыть те черты жизни природы, которые дороги и близки ему, и вместе с тем, значительны своим объективным содержанием. Именно в этом он видел и общественное значение искусства, и возможность усилить в творчестве роль познавательного начала.

Список литературы

1. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке. М.: Республика,1995. с.307-324.

2. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика,1992. с.173-179.

3. Добровольский О. Саврасов. М.: Мера,2001. 304 с.

4. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2004. с. 280-283.

5. Мальцева Ф.С. А.К. Саврасов. Л.: Художник РСФСР,1984. 192 с.

6. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М.: Издательство Государственной Третьяковской Галереи,1953. 178 с.

7. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: 1870-е годы. М.: Искусство,1999. 73 с.

8. Островский Г. Рассказы о русской живописи. М.: Изобразительное искусство,1971. с.243- 258.

9. Пейзаж в русской живописи: Альбом / Под ред. Д. Сарабьянова. М.: Гознак,1972. 93 с.

10. Саврасов А. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. М.: Изобразительное искусство,1986. 48 с.

11. Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность». М.: Просвящение,1978. с.77-82.

12. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М.: Искусство,1968. с.5-41.

13. Федоров-Давыдов А.А. «Русский пейзаж 18 - начала 20 века». М.: Советский художник, 1986. с.151-153.

14. Федоров-Давыдов А.А. А.К. Саврасов 1830-1897. М.: Академия художеств СССР,1950. 78 с.

15. Энциклопедия пейзажа/ Под ред. Ткач М. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.300-301, 338-341.

16. Ягодовская А.Т. «О пейзаже». М.: Советский художник,1963. с.36-41.