logo
Виды постановки при игре на скрипке

6.1. Сила нажима

И в первую очередь перед педагогом возникает вопрос о степени активности пальцев (как при опускании, так и при снимании) и о силе их нажима на струну.

Л. Ауэр утверждает, что "пальцы никогда не могут быть чрезмерно сильными" и потому надо постоянно развивать их силу, а И. Войку говорит, что достаточно без дополнительных усилий использовать лишь "естественный вес" пальца.

Требование некоторых педагогов сильно нажимать пальцами уже на первых занятиях следует считать преждевременным, так как действительно нужная сила нажима определяется значительно позднее, в процессе работы, по мере развития учащегося. Между тем сильный нажим пальцев в начальном обучении приводит к изолированным, заторможенным, утяжеленным движениям, сковывает руку учащегося.

Преувеличенный нажим пальцев часто практикуется и в дальнейшем, главным образом, в занятиях в медленном темпе. Кроме того что это вызывает быстрое утомление мышц, возникают и вырабатываются ощущения, стоящие в резком противоречии с теми, которые необходимы для игры в быстром темпе, тормозится развитие вибрации (она либо становится напряженной, судорожной, либо вообще прекращается).

Особенно часто излишнее давление пальцев на струну наблюдается при форсированном нажиме смычка.

В то же время и рекомендуемая И. Войку пассивность пальцев не может обеспечить хорошего звучания и рационального развития техники.

Особое соображение в отношении нажима пальцев имеется в системе Г. Эбсрхардта.

Принимая во внимание естественную физическую силу различных пальцев, он дифференцирует степень нажима пальцев, распределяя ее от первого, наиболее сильного пальца, к четвертому - слабейшему. Минимальное давление на струну производят первый и второй пальцы, далее, к четвертому пальцу, давление возрастает.