logo
Шоу-бизнес как индустрия развлечений

2.1 Индустрия Шоу бизнеса в контексте культуры

Чтобы определить роль и место Шоу бизнеса в контексте культуры важно проследить принципы и механизмы воздействия данного феномена на социокультурный ареал возможностей индустрии развлечений. Где главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий - как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

Примером служит «шоу-бизнес» современной поп, арт и.д. индустрии основанный на популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), так же на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».

В 20 в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения единственный способ «спасти» культуру8.

Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только (часто не столько) его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

Американские представители всех видов искусств оказали (и продолжают оказывать) огромное влияние на формирование мировой культурной жизни в целом.

В настоящее время одну из главенствующих ролей в представлении культуры Америки играет, безусловно, американский кинематограф. Если по количеству снимаемых фильмов некоторую конкуренцию американской фабрике грез может попытаться составить индийский кинематограф, то по масштабности снимаемых в Голливуде фильмов и охвату зрителей, их посмотревших, американцам нет равных.

Американская музыка оказала огромное влияние на весь мир. Истоки современного рока лежат в музыке американских негров-рабов, столь популярный сегодня стиль рэп также берет свое начало в песнях чернокожих невольников Северной Америки.

Талант многих американских писателей и поэтов, безусловно признан во всем мире. С творчеством американских писателей мы знакомимся еще в детстве - редкий мальчишка не зачитывался увлекательнейшими книгами таких американских писателей, как Джеймс Фенимор Купер, Майн Рид и Джек Лондон. Став постарше, мы открывали для себя книги Ирвинга Шоу, Стивена Кинга, Айзека Азимова.

Очевидно, американские поэты не очень известны в современной России. Между тем, поэтическое творчество Генри Лонгфелло и Эдгара По не только по достоинству было оценено их современниками по всему миру, но и оказало значительное влияние на формирование в том числе и русской поэзии.

Ни для кого не секрет, что американский кинематограф является одним из самых популярных и прибыльных в мире. Никого уже не удивляют миллионы долларов, потраченные на съемки очередного блокбастера, и двадцатимиллионные гонорары звезд американского кино.

Тысячи людей со всей Америки и со всего мира стремятся в Голливуд, чтобы получить свою долю зрительской любви, престижные награды, да и заработать энное количество долларов для безбедной жизни. Не всем удается достичь вершин, и многие не получившие признания актеры, режиссеры и сценаристы вынуждены работать в такси, ресторанах, различных офисах, часто лелея надежду, что все-таки смогут однажды войти в число "избранных", встав в "один ряд" с признанными звездами американской "фабрики грез".

Те же, кому удается пройти все испытания на пути к успеху и войти в число тех немногих, кто блистает на красных ковровых дорожках в свете фотовспышек, становятся кумирами для многих тысяч поклонников по всему миру.

2.2 Ценность как порок продуктов шоу бизнеса для современного общества

«Лотереи, игровые автоматы, компьютерные игры, кино, телевидение, шоу-бизнес, комиксы, целая индустрия футбола-хоккея-баскетбола-тенниса, журналы - все это неотъемлемые элементы нынешней массовой культуры. Медленно, но верно массовая культура превращает постиндустриальное общество в некую игровую цивилизацию.

Культура совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества. То, что представляет собой культура в нашей стране, можно понять, проанализировав установки сознания, духовные потребности, ценности граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди стремятся к образу жизни, предполагающему высокий уровень сознания и культуры.

Взаимодействие человеческого общества и культуры происходило еще на протяжении всего существования человечества. Проблемы этого взаимодействия всегда волновали и продолжают волновать нас. Подход к решению проблем культуры в России следует искать не вовне, а внутри российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века. Мы видим, как возрастает значение игрового диалога в социокультурной среде, с присущими ему иронией, смехом, юмором, коллажем и т.д. Принять современное общество означает принять и расшифровать его игровой элемент, его шоу-атрибуты и шоу-персонажи.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры: элитарная и народная. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами». Петрова Полина. «Шоу-бизнес как элемент массовой культуры»

Сегодня телевидение является самым эффективным средством распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, она связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулирующий характер.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. “Средний класс” стал стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Лотереи, игровые автоматы, компьютерные игры, кино, телевидение, шоу-бизнес, комиксы, целая индустрия футбола-хоккея-баскетбола-тенниса, журналы - все это неотъемлемые элементы нынешней массовой культуры. Медленно, но верно массовая культура превращает постиндустриальное общество в некую игровую цивилизацию.

Культура совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества. То, что представляет собой культура в нашей стране, можно понять, проанализировав установки сознания, духовные потребности, ценности граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди стремятся к образу жизни, предполагающему высокий уровень сознания и культуры.

Взаимодействие человеческого общества и культуры происходило еще на протяжении всего существования человечества. Проблемы этого взаимодействия всегда волновали и продолжают волновать нас. Подход к решению проблем культуры в России следует искать не вовне, а внутри российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века. Мы видим, как возрастает значение игрового диалога в социокультурной среде, с присущими ему иронией, смехом, юмором, коллажем и т.д. Принять современное общество означает принять и расшифровать его игровой элемент, его шоу-атрибуты и шоу-персонажи.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры: элитарная и народная. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами.

Телевидение является самым эффективным средством распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, она связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулирующий характер.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. “Средний класс” стал стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Президент США Барак Обама отметил важную роль американской индустрии развлечений в формировании мировой культуры, передает Los Angeles Times.

Выступая перед сотрудниками киностудии DreamWorks Animation, американский лидер отметил, что развлечения являются частью дипломатии США. «Это часть того, что делает нас исключительными, часть того, что делает нас мировой державой» http://www.gazeta.ru/politics/news/2013/11/27/n_5774517.shtml, цитирует издание слова американского президента. Далее «Истории, которые мы рассказываем, транслируют ценности и идеалы толерантности и разнообразия, творчества и преодоления трудностей», отметил Обама, добавив, что люди в других странах могут не знать Геттисбергской речи Линкольна, но занимают первые позиции в «марше на пути к прогрессу» в национальном вопросе, попытках расширения прав гомосексуалистов через фильмы и телешоу, говорится в публикации.