logo
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва

4.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью

Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих различных видов искусства.

Практика создания пейзажей и перенесение их в натуру с дальнейшим их формированием представляет собой определенный метод.

Под термином пейзаж следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия пейзажа, а крупный массив насаждений или сложная система водоемов - за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид - фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя - тремя группами деревьев, беседка в парке и т.п.). К виду может быть отнесена и виста - картина, открывающаяся через узкую просеку в густом лесу на более или менее удаленные объекты.

В зависимости от функциональных целей, климатических условий и художественного замысла применяют два основных приема взаимосвязи растений и их пространственного расположения: закрытые (или замкнутые) и открытые пейзажи. Они полярны по пространственному характеру, между ними имеется серия промежуточных, приближающихся к первому или второму типу. В закрытом пейзаже превалируют объемные элементы (древесная растительность) при незначительности плоскостных, горизонтальных, чем обуславливается ограниченность обозрения пространства.

Движение дает возможность рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора.

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свою высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт.