logo
И. Стравинский и его "Весна Священная"

Заключение

Фактически основа музыкальной культуры ХХ в. была заложена в сезонах «Русского балета» Сергея Дягилева: первые эксперименты Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева начинались именно здесь, впоследствии развившись в грандиозный творческий прорыв, ознаменовавший новую эпоху в музыке.

В оформлении «Русского балета» пальма первенства принадлежит художникам-мирискусникам, как когда-то им принадлежала идея обращения к декоративно-прикладному искусству как необходимой составляющей изобразительного искусства. А. Бенуа, Л. Бакст, М., Добужинский, Анисфельд, А. Головин, К. Коровин, И. Билибин - все они вошли в историю дягилевских сезонов. Преуспел здесь и Н. Рерих, поклонник стилизации в духе доисторической легенды. «Весна Священная» была его самым значительным и оригинальным вкладом в развитие театрального искусства. В ней художник проявил не только мастерство декоратора и знание древне-языческих ритуалов и обычаев, но и все свое мировоззрение. Она является кульминацией его театральной карьеры.

В своем произведении «Весна священная», действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера «Весны священной», поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.

Осенью 1962 года произошла настоящая сенсация. После 69 лет разлуки Стравинский вновь приехал в Россию, в новую, уже незнакомую ему страну. Приехал всего на несколько дней. В СССР его долгие годы называли «космополитом», чуть ли не врагом. Враждебность казалась взаимной. Сам композитор как будто не испытывал ностальгии по родине, на публике никогда о ней не говорил. Но, ступив на русскую землю, он понял, что все время ждал этой встречи. Он побывал в Москве, Ленинграде, увидел с детства памятные места, встретился с родственниками, друзьями, коллегами-музыкантами. Он выступил в переполненных залах с авторскими программами, и публика стоя приветствовала мастера. На одном из концертов после долгой овации Стравинский повернулся к зрителям и произнес старческим, чуть надтреснутым голосом: «Спасибо. Вы не можете представить, как я сегодня счастлив». А потом, на встрече с советскими композиторами он заявил гордо: «Я - русский»…

Литература

1. Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972, 154 с.

2. Григорьев Н. Балет Дягилева. М., 1994, 132 с.

3. Друскин М.С. И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л.; М., 1974., 126 с.

4. Князева В.П., Н. К. Рерих, 1874-1947, Л.; М., 1963, 204 с.

5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994. Т.2, ч. 2., 268 с.

6. Ярустовский Б. М. И. Стравинский. 2-е изд. М., 1969. 146 с.

1. Размещено на www.allbest.ru