1.2 Особенности формирования индустрии звезд немого кино в России
Эра немого кино была достаточно короткой - порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа. Одним из заметных достижений «великого немого» становится формирование целой плеяды актерских «звезд» - актеров и актрис, чьи имена «огромными буквами горели над входами в «синема», чьи фотографии не сходили со страниц газет и журналов» Романенко А. Слово в фильме. - М., 1981. С. 46.. Публика боготворила своих кумиров, засыпала цветами и подарками, буквально носила на руках. С трепетом ждала выхода новых фильмов, обсуждала их пышные свадьбы и скандальные разводы, считала их миллионные гонорары, роняла слезы по поводу их ухода с экрана и тут же забывала, увлекаясь новыми героями. Но порой популярность приходила к киноактерам случайно, несправедливо. Порой звездами становились «смазливые девицы и юнцы, томно позирующие перед аппаратом, но не создающие художественных образов» Лебедев Н. Очерки истории кино СССР. Немое кино. - М., 1965. С.76.. Но в большинстве случаев слава приходила к действительно талантливым людям, сумевшим понять и воплотить современные представления о героике, красоте, любви, об удаче. Характеры, воплощаемые в себе национальные черты, служили выражением нравственных и эстетических представлений своего времени.
Отсутствие в фильмах звучащей речи стало катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа изложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основной актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств. В отличие от звукового кино, в «великом немом» задача перед актерами стояла несколько другая - передать эмоции без использования слов. В этом немое кино было отчасти сродни балету. Не случайно, многие звезды немого кино серьезно увлекались балетом. Многие звезды немого кино могли виртуозно передать страсть и отчаяние, радость и печаль без помощи слов. И пусть картины с их участием давно легли в дальние углы фильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новые поколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и «королевах» старых экранов.
Тысячи зрителей старались подражать своим кумирам в их манере двигаться, одеваться. Актрисы немого кино не просто показывали, как носить те или иные вещи, - они демонстрировали стиль жизни в самом широком смысле. Миллионы женщин старались так же, как они, подводить губы, копировали их прически, их походку, даже манеру класть ногу на ногу. В наши дни ситуация мало изменилась. Звезды с экранов диктуют своей публике моду и стиль. Миллионы людей подражают героям с экранов, желая быть похожими на них, чья жизнь кажется «сказкой» - красивой и интересной.
Актеры черно-белого кино воплощают для нас не только моду и стиль этого времени, но саму легендарную эпоху стиля модерн, которая впервые в истории культуры проявилась не в живописи, а в оживших черно-белых изображениях, запечатленных на хрупком целлулоиде Васильев А. Красота в изгнании. Королевы подиума. - М., 2008. С.14.. Сотни тысяч людей по всему миру могли часами сидеть в тесных и душных залах и смотреть на кинокартинки, которые сменяли одна другую под музыку тапера. Зрелища были, и всего лишь доступностью цен на билеты невозможно объяснить притягательность кинематографа. Отсюда возникает вопрос, что же сделало долговечной популярность таких звезд русского дореволюционного кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Владимир Максимов и других талантливых актеров и актрис?
Ответ требует социологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была не только порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественных идеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом и большими, талантливыми актерами. Формирование «звезд» как и в начале 20 века, так и в современности строились по определенным принципам. Осуществлялась принципиальная ориентация на потребности зрителей, стертость лишней информации - «звезды» выдавали для публики лишь те сведения, которые были полезны для создания опреденного имиджа. Таким образом, создавалась тайна, и зритель хотел ее разгадать. Также используется принцип нетрадиционных видов коммуникаций, таких как слухи, скандалы, сплетни. Все это оказывало большое влияние на формирование образа.
Сегодня сложно вообразить себе степень поклонения избранным, которым выпало счастье стать звездами кино в начале прошлого века. Ведь тогда в кино ходили все, и не один раз в неделю. Зрители с удовольствием смотрели французские, русские, американские фильмы - немой кинематограф был прост и не требовал перевода. На протяжении многих десятилетий - до начала Первой мировой войны и во время нее - русские артисты и художники оказывали огромное воздействие на развитие моды.
Немаловажным являлся и сюжет фильмов, в которых играли актеры. Эти сюжеты заставляли зрителя буквально влюбляться в отважных, смелых, добрых героев, за которыми так пристально они наблюдали. Большим успехом у зрителя пользуются так называемые «комические» - водевильные и фарсовые скетчи, заимствуемые из репертуара цирковых клоунов, мюзик-холльных эксцентриков, театров ревю. Они строились на грубых, зачастую скабрезных ситуациях - драках, падениях, раздеваниях, это например такие фильмы как, «Пожарный и служанка», «Том Пус» и другие. Не меньшим успехом пользуются многочисленные мелодрамы, сюжеты которых заимствуются из незамысловатых пьесок, входящих в репертуар ярмарочных балаганов и бульварных театров. Это были душещипательные истории с небесно-голубыми героями и черными злодеями, демонстрировавшими чудеса храбрости и отвратительную трусость, идеальную верность и низкую измену, это можно наблюдать в таких фильмах, как «Жизнь игрока», «Варфоломеевская ночь», «На пути к преступлению». Зрители находили в этих героях себя, или просто хотели на них походить. Публика сама формировала звезд кино, отдавая свое восхищение и любовь актерам. Происходил некий диалог между актером и зрителем. Сущность этого общения состоит во «взаимном активном обмене индивидуально-личностным содержанием». Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С.15. Особенно подчеркивается момент
«взаимодействия» в этом процессе.
Действительно, контакт фильма и публики строится не на основе передачи и приема информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир Федоров А. Как кино служит человеку. ? М., 1985. С. 34.. Подобный тип взаимодействия не является специфическим для контакта кинокартины и публики. Любое произведение искусства «общается» с человеком, воздействуя на его разум и сердце. Таким образом, художественный кинематограф принадлежит не только к музам, но и к средствам массовой информации, и реализуются он через эстетическое воздействие кинопроизведения. Очевидно, что актеры имели колоссальное влияние на жизнь простых людей. Их игра, талант, красивые картинки с экранов, буквально, завораживали зрителя. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун Назарова А. Актеры советского кино. - М.,1966. С. 105.. И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной, Ивану Мозжухину и другим талантливым актерам, люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторения «аттракциона» снова и снова. Можно относиться по разному к периоду черно-белых картинок, можно восхищаться, находить себе кумира, подражать ему, но, вне всякого сомнения, именно звезды немого кино подарили людям праздник, они внесли в жизнь людей что-то новое и интересное. Это время, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Он отражает особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, желанием жить на «полную катушку», получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».
Выходцами немого кино были талантливые актеры. Одной из ярких представительниц советского немого кино является Вера Малиновская. Её партнерами в кино были вдающиеся, талантливые актеры - Иван Мозжухин, Мэри Пикфорд. Но большую часть своей жизни актриса провела в Италии и Германии, и для России стала «невозвращенкой». Другой выдающийся актер - Владимир Максимов. Он является одним из самых популярных актеров немого кино. Он исполнил более 60 ролей в кино. Он был любим публикой, его называли «королем экрана». Судьбы многих актрис были трагичны. Талантливая актриса Ольга Третьякова была женой одного из заместителей Кагановича по Наркомату путей сообщения. И ее истинному таланту не было дано раскрыться до конца, «она была арестована, и сослана в лагерь, где и погибла» Александров Г. Эпоха и кино. - 2-е издание. - М.,. 1983. С. 65.. Трагическая судьба актеров обусловилось и появлением звукового кино в 1930 году. Приход звучащего слова в первую очередь обогатил идейное содержание фильмов. Слово - носитель мысли. Говорящие с экрана люди стали раскрывать свои характеры не только во внешнем действии, но и словесно, в диалогах, а позднее и в монологах, что дало зрителю возможность глубже проникать в их психологию. Слово сблизило кино с литературой и театром, стало возможно более полно доносить с экрана произведения прозы и драматургии. Несмотря на то, что появление звука позволило перейти кино на новый этап развития, следует отметить и минусы данного феномена. Не все актеры перенесли это событие, не все смогли принять это новшество. О том, как развивались судьбы актеров будет рассмотрено далее.
- Введение
- Глава 1. Зарождение индустрии звезд немого кино в контексте развития русского кинематографа 1910-х годов
- 1.1 Становление и развитие кинематографа в России начала ХХ века
- 1.2 Особенности формирования индустрии звезд немого кино в России
- Глава 2. Кинообразы русского кино 1910-х годов и их влияние на моду
- 2.1 Кинообраз Веры Холодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов
- 2.2 Иван Мозжухин и мужская мода 1910-х годов
- Заключение