logo
Искусство как форма отражения деятельности сотрудников ОВД

Задание: охарактеризуйте искусство Московского государства XIY-XV вв.

Эпоху русского средневековья принято датировать XIII-XVI вв. Это длительный этап консолидации и развития великорусской народности и ее культурной среды и пространства, тенденций и форм. Культурологи и искусствоведы условно разделяют этот этап на два периода [14].

I период - с 1240 г. до середины XIV в. Это время наиболее трагического состояния русской культуры. Разрушение, утрата, упадок - основные черты всех без исключения направлений и сфер древнерусской культуры. Такое положение - результат монголо-татарской агрессии с одновременной экспансией со стороны западных соседей - немецких, шведских, венгерских, датских и польских феодалов.

II период - со второй половины XIV в. до XVI в. включительно. Он характеризуется неуклонным подъемом экономического потенциала русских земель с одновременным ростом национального самосознания. Идет процесс формирования великорусской народности, который сопровождается подъемом, а затем и возрождением русской культуры.

Внутренним рубежом в развитии культуры II периода стала Куликовская битва (1380 г.), после которой начинается динамический подъем, идет слияние местных художественных школ и стилей в общерусскую культуру [6, c.88].

С XIV в. в русских землях стали использовать для записей бумагу (вывозили из-за границы) вместо дорогостоящего пергамента. Рост потребности в записях повлек за собой ускорение письма. На смену "уставу" приходит "полуустав" - более упрощенное написание букв, позволяющее вести беглое и свободное письмо, а с XV в. - скоропись, близкая к современному письму.

Распространение грамотности и знаний почти не затронуло деревенское население. Основная масса его оставалась бесписьменной. Разнородные знания (иногда весьма причудливые) об окружающем мире, природе, человеке, устройстве мира передавались изустно в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, пословиц и поговорок, сказок, эпической поэзии, песен и т.п. Церковь и ее учение составляли духовную жизнь сельского населения, определяли его быт, нравы, обычаи.

Драматические события XV вв. способствовали развитию литературы. Наряду с освоенными жанрами, появляются новые, изменяются уже существовавшие, расширяется круг пишущих.

Ведущим жанром оставалось летописание. Если в XIII в. этот жанр древнерусской литературы едва теплился в северо-западных землях, то с XIV в. складываются новые центры летописания и потому летописи этого времени носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV - начало XV вв.

В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия. Его главная идея - необходимость союза московской великокняжеской власти с городским населением для политического объединения Руси.

В начале XV в. в Москве составлен общерусский свод - Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г. В 80-е гг. XV вв. появился Московский летописный свод. Характерно, что все своды начинались с "Повести временных лет". Их главная тема - идея общерусского единства.

Общерусский характер носил и Новгордско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в. В середине XV в. (1442 г.) появился "Хронограф". Автор этого исторического произведения Пахомий Логофет рассматривал русскую историю в контексте всемирной истории [14].

XIV-XV вв. - время расцвета древнерусской литературы. Ей присущи жанровое и стилистическое разнообразие и высокое нравственное звучание.

Наиболее распространенным и любимым жанром этой эпохи стали военно-исторические повести. В их основе лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи. Военно-исторические повести - светские произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству, хотя многие из них перерабатывались в духе церковной идеологии и даже включались в летописи.

Со второй половины XIV в. растет экономическое и политическое могущество Новгорода. Широко развивается и монументальное строительство. В эту пору складывается классический тип новгородского храма, образцами которого служат церкви Федора Стратилата (1361 г.) и Спаса Преображения на Ильине (1374 г.). Эти крупные сооружения резко выделялись на фоне окружающей деревянной застройки. Зодчие отказываются от излишней лаконичности и делают эти однокупольные храмы подчеркнуто нарядными. Их заказчиков - именитых новгородских бояр интересовал внешний эффект. Особым богатством декора и изысканностью пропорций отличается церковь Спаса на Ильине, расписанная внутри фресками Феофана Грека.

Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь в основном оборонного зодчества. В XIV-XV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и "Довмонтова города". В начале XIV в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.

Первые монументальные постройки в Москве относятся к концу XIII в. Это Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле, просуществовавшие недолго и уже через полвека замененные новыми постройками.

Оживление строительства в Москве относится ко времени ее усиления при Иване Калите (II четв. XIV в.). В отличие от Новгорода и Пскова монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер. В этом смысле история московского зодчества схожа с владимиро-суздальской: московские князья выступали продолжателями объединительной политики "владимирских самодержцев" XII-XIII вв., а развитие культуры прочно опиралось на владимирское наследство [7, c. 195-196].

Каменные постройки того времени - Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский Собор (1333), церковь - колокольня Иоанна Лествичника (1329) - все были возведены в Московском Кремле. Все храмы были белокаменными. Стены украшал белокаменный резной декор. Колокольня Иоанна Лествичника играла роль дозорной вышки Кремля. Все эти постройки не сохранились и известны по археологическим раскопкам и письменным источникам.

Но именно эти постройки предопределили композицию центрального ансамбля Кремля на два столетия.

Московское строительство второй половины XIV в. связано с именами князя Дмитрия Ивановича (Донского). При нем Московский Кремль расширяется и получает каменные стены протяженностью около 2 км с девятью башнями (1367 г.). Заложены каменные храмы - Чудов монастырь (в Кремле), Симонов монастырь, прикрывавший дорогу к Москве с юга; белокаменные храмы в Коломне, Серпухове, Звенигороде, Можайске. В целом за вторую половину XIV в. московские мастера возвели не менее 10-ти белокаменных храмов. В "послекуликовский период" каменное строительство получает большой размах. В начале XV в. были построены соборы Троицкий (1422-1423 гг.) Троице-Сергиева и Рождественский Савво-Сторожевского монастырей. Оба храма сурово массивны и статичны [14].

В конце XV в. возведен заново Московский Кремль. К этой работе были привлечены итальянские мастера, среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари.

В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля (1485-1495 гг.) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Территория Кремля (26,5 га) была защищена стеной из красного кирпича, длиной более 2-х км, толщина стен - 6,65 м, высота стен - 19 м. Возведены были 18 башен (из 20 - ныне существующих). Первой была заложена Тайницкая башня. В ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады. Сначала строилась южная стена, чтобы прежде всего защититься от ордынцев. Башни Кремля имели 4-скатную крышу, их назначение - военно-оборонительное. Зубчатые стены с бойницами для ружей и пушек, башни с дозорными вышками, дубовые ворота со стрельницами, широкие крепостные проходы, позволявшие передвигаться большому числу воинов, - все делало Московский Кремль неприступной крепостью и вместе с тем - шедевром русского зодчества.

Как Кремль - крепость Ивана III почти полностью повторял план Кремля Дмитрия Донского, так и новые храмы возводились на местах старых храмов Ивана Калиты. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи.

Первым был построен Успенский собор (1475-1479 гг.). Его строитель - итальянский архитектор Фиораванти, уроженец г. Болоньи, прозванный за свое искусство Аристотелем.

В документах архива г. Болоньи архитектор именуется "удивительным" гением, а его творения признаются "невероятными". Неудивительно, что именно его пригласили строить главный собор в столице Российского государства.

При постройке Успенского собора Фиораванти, следуя образцу Владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с нормами итальянского Возрождения.

Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новым был построен Архангельский собор (1505-1509 гг.). Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в ее облике нет ничего мрачного, храм представляет собой двухэтажное палаццо в духе Ренессанса, что знаменовало усиление светских тенденций в русской культуре.

Благовещенский собор (1484-1489 гг.) и церковь Ризположения (1484-1486 гг.), построенные русскими мастерами, более связаны с русскими традициями. Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж - подклет и окружены открытой галереей; по фасаду и апсидам проходит аркатурно-колончатый пояс [6, c.75].

Среди гражданских построек Московского Кремля возводится Грановитая палата (зодчие Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487-1491 гг.). Это большой зал, площадью около 500 м2, при высоте более 9 м, перекрытой четырьмя крестовыми сводами. В палате московские государи стали принимать иностранных послов. Величественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади.

Завершал ансамбль высокий "столп" храма-колокольни Ивана Великого (1505-1509 гг., арх. Бон Фрязин). Это исключительная по красоте пропорций башня из стройных восьмериков с аркадами для колоколов.

Московская живопись XIV-XV вв. по размаху и стилевому разнообразию не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция. Это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру. Но именно он на рубеже XIV-XV вв. стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, теремов Московского Кремля и др.

На рубеже XIV-XV вв. меняется соотношение видов живописи. Если в XIV столетии главной была фреска, то в XV в. первенство переходит к иконе. К этому времени относится и оформление так называемого высокого иконостаса. Возникновение высокого (или русского) иконостаса с его сложной иерархической и символической системой расположения икон считается достижением отечественной культуры. Византийское искусство не знало такой формы иконостаса. В византийских храмах (и в русских до XIV в.) алтарь был отделен от молящихся только невысокой перегородкой, которую украшали несколько икон. С конца XIV в. иконостас растет, а с XV в. становится обязательной частью внутреннего убранства храма. Он представляет собой целую систему поставленных в несколько горизонтальных рядов икон, которые образуют высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма [14].