logo
История книги

6.6 Книга в первой половине 1990 - х годов

В первой половине 1990-х годов книга и книжное дело в нашей стране характеризовались динамичными изменениями в соответствии с происходившими в России экономическими и социально-политическими преобразованиями. Исторический опыт показал, что идеологический и административный диктат приводит книжное дело к организационно-экономическим трудностям. Книжное дело было в числе первых отраслей, начавших переход к рыночным отношениям.

Происходит пересмотр отношения к книге как к объекту предпринимательской деятельности, который должен не только компенсировать затраты на его производство и распространение, но и приносить прибыль всем субъектам книжного дела: издательствам, типографиям, книготорговым предприятиям.

Так, например, стремление предприятий выпускать и продавать только прибыльные книги приводит, особенно в условиях сложного процесса становления рыночных отношений, к снижению их интереса работать с книгами общественно необходимыми, но не дающими скорой и высокой прибыли.

В этих условиях важной является политика государственного протекционизма по отношению к культуре и книжному делу как ее части. Необходимо найти оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования, позволяющего согласовывать интересы общества, развитие духовной культуры с интересами частного предпринимательства в книжном деле.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов книжное дело было сверхприбыльной отраслью, так как остродефицитный книжный рынок, существовавший ранее, обеспечивал быструю продажу книг многих тематических разделов. На первых порах покупатели не обращали особого внимания на качество издания и книготорговых услуг. Успеха можно было добиться простыми перепечатками ранее дефицитных изданий, что не требовало значительных средств, времени и квалифицированного труда.

С 1994 г. ситуация на книжном рынке меняется в сторону его насыщения, покупатели все тщательнее выбирают книги. Книжное дело перестает быть сверхприбыльным, усиливается конкуренция, все большее значение приобретает качество издательской, полиграфической и книготорговой деятельности, репутация фирмы.

В условиях насыщения книжного рынка нет таких категорий книг, спрос на которые намного превышает предложение. Реагируя на это в условиях свободы предпринимательской деятельности, издательства быстро заполнили ниши спроса, которые десятилетиями были пусты. Читатель получил запрещенные ранее произведения, возродилась религиозная литература, публицистика. Резко возросла доля переводных изданий. В 1993 г. переводные книги составляли почти половину всей выходящей издательской продукции, а в составе художественной литературы - 77 процентов.

Негативное влияние на книжный рынок 1990-х годов оказывало сокращение платежеспособного спроса вследствие расслоения российского общества по уровню доходов населения. Однако опрос населения показал, что необходимые книги могли получать в библиотеке в 1992 г. 44,3 процента опрошенных, а в 1993 г. лишь 25,6. Столь невысокий уровень удовлетворения читательских потребностей объясняется тем, что поступление новых книг в республиканские, краевые и областные библиотеки сократилось почти в два раза, а в массовые - в три-четыре раза и более.

В крупных, стабильно работающих издательствах получила развитие современная компьютерная техника, что приводит к существенным изменениям редакционно-издательской технологии, создает новые возможности для художников и оформителей. Вместе с тем, несмотря на выпуск качественных книг, в целом отмечалось снижение культуры книгоиздания: отсутствие справочного аппарата, выходных данных и др.

Большинство полиграфических предприятий располагает устаревшим оборудованием, которое не позволяет получать требуемый уровень качества продукции и производительности труда. Не хватает мощностей для изготовления переплетных крышек, печатания книг карманных форматов. В связи с этим все чаще издатели печатают книги на зарубежных полиграфических предприятиях, что приводит к недозагрузке отечественных полиграфических мощностей.

Сокращение выпуска книжной продукции, особенно коммерчески невыгодной, но имеющей важное социальное значение (научной, технической, учебной и др.), делает необходимым разработку и осуществление мер государственной поддержки книгоиздания. Себестоимость научной и учебной книги в пять раз выше, чем коммерческой. Продавать эту литературу по себестоимости не представляется возможным из-за непропорционально низкой оплаты труда научных работников. В связи с этим было признано целесообразным дотировать выпуск социально значимой некоммерческой литературы, а также осуществлять и далее выпуск бесплатных учебников для школ.

С 1994 г. положение книжных магазинов стало стабилизироваться. Однако доля книжного ассортиментаостается по-прежнему незначительной. В новых условиях легче адаптировались в первую очередь крупные розничные предприятия, которые могли напрямую работать с издательствами, имели более широкие финансовые возможности, что обеспечивало им разнообразный ассортимент товарных запасов, низкие расходы. Стабильно работают муниципальные книжные магазины, которым местные власти предоставили на первых этапах льготные ставки арендной платы.

В условиях насыщенного книжного рынка роль информации повысилась. Без полной, достоверной и оперативной информации невозможно эффективное взаимодействие издательской и книготорговой систем.

Однако в целом система информирования о предложении книг на книжном рынке еще не отработана, что усложняет книготорговым предприятиям выбор и заказ изданий, планирование расходования средств. В аналогичной ситуации информационного голода находятся и библиотеки, которые должны выбирать издания в условиях жесткого лимитирования средств на комплектование фондов.

В целом в 1990-х годах происходит бурное развитие сети издательств. Усложняется их деятельность, все большее значение уделяется работе маркетинговых служб, внедрению современной техники, в том числе компьютерной.