Введение
В 80-м в Ленинграде было довольно много художников и групп художников - "Инаки", "Алипий", "Некрореалисты", "Пятая четверть", "Эрмитаж" и многие другие. Иногда группа собиралась всего на одну выставку, а дальше все участники переходили в новые группы. Но были и более прочные объединения.
Более или менее долго - до трех, пяти лет - группа могла существовать в силу четких стилистических особенностей и границ (сюрреалист - сиди в "Острове", все любители сюриков ходят на выставки "Острова"); за пять лет художники разбредаются далеко от первоначальной стилистической общности - группа распадается. Дольше группа могла существовать за счет ослепительной звезды, изобретателя нового стиля школа Стерлигова много лет функционирует после смерти самого Стерлигова.
Редко когда группа именно "основывается", а не образуется; таких групп мало. Да и не всякий художник соглашается долго следовать в тени харизматического лидера, изобретателя стиля. Жестоко об этом сказал великий Рихард Васми: "Художник одинок. Объединение художников - это объединение бездарностей".
Шагин, Шинкарёв, Флоренский, да "группа Флоренского" выставлялись вместе и по отдельности, в "домитьковскую эпоху", помимо больших общих выставок ТЭИИ (Товарищество экспериментального изобразительного искусства, 1981-1991 гг.) редко где можно было выставиться.
И художники решили создать новое объединение, пока у него не было ни названия, ни философии, ни особой общности, разве что желание творить и выставляться.
"Cостав будущей группы "Митьки": восемь человек с неформальным лидером Флоренским, стилистически приблизительно однородные (кроме примитивиста Володи Тихомирова и Кузи, ученика Владимира Шатана), и вразнобой: Александр Горяев, Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, стилистически неоднородные и влияния друг на друга не оказавшие. Итого одиннадцать человек. ”
Сначала лидером и правда был Флоренский, уже имевший подобный опыт, хоть и лидером сомнительным. Но позже Митя Шагин станет отцом, основоположником, вождём и символом не только движения, но и в какой-то мере ленинградско-петербургского неформального искусства, хотя во всех источниках почти все митьки-ветераны будут писать "один из основателей движения" и будут совершенно правы.