2.6. У Цезаря Борджа. И снова Флоренция. "Битва при Ангиари"
У Цезаря Борджа да Винчи служил чуть менее года. Цезарь поручил ему разные технические и инженерные работы. Он строил крепости, строил порт, гидравлические и гидродинамические работы, укрепления - все это нравилось Леонардо. Но он не любил тревог и опасностей. Чего с лихвой хватало не службе у Цезаря. А насчет опасностей взгляды Леонардо были определенные: "Кто не ценит жизнь, не заслуживает ее", "Редко падает тот кто хорошо ходит".
Цезарь оказался слишком беспокойным государем для Леонардо, и "герцогский инженер и архитектор" подал в отставку.
Леонардо вернулся во Флоренцию. Ему было предложено расписать одну из стен нового зала Палаццо Синьории. Другую напротив, было решено отдать при Ангиари между флорентийскими и миланскими войсками 29 июля 1440 года. Леонардо приступил к делу не сразу. Из-за вопроса о возможности отвода реки Арно из Пизы. И только в конце октября 1503 годы ему соглазно приказу вручили ключи от Папской залы в монастыре Санта Мария Новеллы, где он устроил мастерскую. И его работа началась. За год он должен был написать картон изобразив ею битву.
Картон был закончен в феврале 1505 года.
Вазари так описывает его: "Он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, - вещь, признанную превосходнейшем и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения. Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность людей, столь не сильно как у коней: в частности, две лошади, переплетались передними копытами, бьются зубами так, как бьются всадники, сидящие на них; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех двоих защищают его, ухватившись одной рукой, а другой подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, воин, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей наносит удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скреща зубами, пытаются отчаянными движениями защитить свое знамя. А на земле, между ногами коней, две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат над ним, подняв как можно выше руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь руками и ногами, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя представить, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве, какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати.
Леонардо умел передавать лучше, нежели кто-либо. Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь спускало.
Картон много лет стоял в Папском зале, но так не был исполнен в фресках. Причиной тому были эксперименты Леонардо с краской. Стена не хотела сдержать те краски, которыми он решил писать фреску. Она осыпалась, едва успев подсохнуть.
Позже картон исчез. Единственное что осталось это копия Рубенса находящаяся в Лувре.
- 1. Рождение и детство.
- 1.1. Учение у Верроккьо.
- 1.2. Первые опыты Леонардо, как художника.
- 2. Леонардо самостоятельный художник.
- В Милане. Леонардо да Винчи ученый, изобретатель и инженер.
- 2.1. "Мадонна в гроте"
- 2.2. "Тайная вечерия"
- 2.3. Последние годы в Милане.
- 2.4. Мантуя и Венеция.
- 2.5. Флоренция. "Святая Анна"
- 2.6. У Цезаря Борджа. И снова Флоренция. "Битва при Ангиари"
- 3. Технические работы
- 3.1. "Мона Лиза" (Джоконда")
- 4. Снова в Милане
- 4.1. Рим. "Леда", "Иоанн Креститель"
- 6. Леонардо да Винчи каким мы его знаем
- Литература (список)