logo
Семинары по библиотековедению 2012

Скворцов в.В. Современная концепция библиотеки

Концепция библиотеки – одна из фундаментальных проблем библиотековедения. Между тем до сих пор нет единства ученых в отношении содержания концепции.

В российском библиотековедении, как, впрочем, и в мировом, концепция библиотеки прошла долгий и противоречивый путь развития: от понимания библиотеки как простого хранилища книг до ее представления в качестве электронной (цифровой, дигитальной, виртуальной) библиотеки, функционирующей в качестве одного из элементов всемирной системы Интернет.

Настоящий прорыв в исследовании этого вопроса произошел в 70-е гг. Он связан с трудами выдающегося теоретика советского и российского библиотековедения профессора, доктора педагогических наук Ю.Н. Столярова, впервые предложившего ныне широко известную, почти каноническую четырехэлементную модель библиотеки.

Однако предложенная модель носит недостаточно специфический для библиотечного дела характер. Главное уязвимое место концепции – ее документный, а не библиотековедческий характер. Причем уязвимым оно является только с точки зрения задач библиотековедения. Если же подойти с других позиций, эта уязвимость превращается в огромное достоинство. По существу автором создана теоретическая модель любой документной системы, библиотека в ней является всего лишь одним из многочисленных частных случаев организаций, работающих с документами. Как документная концепция она применима и к библиотеке. Как бы там ни было, в библиотеке действительно есть и фонд, и абонент, и библиотекарь, и материально-техническая база. В этом смысле она правильно, хотя и недостаточно конкретно, описывает библиотеку как систему.

Анализируемая концепция по своей значимости и масштабам далеко выходит за пределы библиотечной науки. И она должна быть отнесена к более широкой науке – документологии (т.е. документоведению).

Библиотечная наука России, как и других стран, не могла слишком долго задерживаться в своем развитии на позициях документологической концепции, так как это тормозило бы развитие библиотек в условиях информатизации общества. Следствием этого явилась новая, более конкретная, более специфическая концепция библиотеки, отражающая потребности информатизирующегося человечества. Она получила название информационной концепции библиотеки. Таким образом, в российском библиотековедении возникла ситуация совершенно мирного сосуществования двух парадигм: документной и информационной.

Складывается ошибочное впечатление, что названные концепции находятся в состоянии непреодолимого противоречия. Между тем для этого нет ни малейших оснований. Дело в том, что они представляют собой совершенно разные уровни обобщения библиотечной действительности. Документная концепция – это наиболее высокий уровень абстрагирования, конкретнее говоря, это теоретическое воспроизведение библиотеки с позиций документологии. Информационная концепция – это воспроизведение того же самого объекта с позиций библиотековедения. Вот почему между ними нет и не может быть противоречий. Просто это разные уровни обобщения. Одна концепция никоим образом не отменяет другую. Ведь хорошо известно, что теория относительности Эйнштейна вовсе не отменяют законы механики Ньютона. Вместе взятые обе концепции служат интересам развития библиотечной теории и практики.

Нисколько не входя в противоречие с документологией, информационная концепция исходит из того, что, помимо читателя (пользователя, потребителя информации), центральное место в функционировании библиотеки принадлежит не документу вообще, не книге, не журналу, не газете в частности, а именно информации.

Важнейшим элементом предмета труда читателя в библиотеке является не информация вообще, не в форме документа вообще, а только информация, объективированная именно в виде публикации, причем обычной и нетрадиционной.

Второй элемент – субъект труда, т.е. читатель (потребитель информации, абонент, пользователь).

Читатель и опубликованная информация составляют ключевую подсистему деятельности библиотеки. Сущностью этой подсистемы является разнообразное взаимодействие человека и информации.

Наконец, третьим элементом следует считать библиотекаря (посредника труда). Роль библиотекаря исключительно велика.

Существо библиотеки составляет целостная система, включающая три основных элемента:

1) информация в виде публикаций;

2) читатель;

3) библиотекарь.

Итак, любая библиотека – это информационное учреждение, которое по мере распространения новейших технических средств обработки информации становится библиотекой автоматизированной, предлагающей свои услуги в сетевом режиме.

Информационная концепция библиотеки позволяет уточнить представления о ее социальных функциях. Это, в свою очередь, поможет формированию понимания современной библиотеки как социального института.

В соответствии с сущностью процесса человеко-информационного взаимодействия, происходящего в библиотеке, основу “дерева” функций составляет одна-единственная сущностная функция, а именно информационная. Информационная функция библиотеки – это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счет массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки.

На ее основе “произрастают” производные функции, которые подразделяются на два класса: внеисторические и конкретно-исторические.

К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции.

Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами:

1) информационная поддержка материального производства;

2) информационная поддержка духовного производства.

Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства.

Второй класс включает четыре основные функции: социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная.

В заключение отметим, что сказанное о социальных функциях библиотеки имеет фундаментально важное значение для ориентации деятельности любой библиотеки. Библиотека существует не сама по себе и не для себя. Ее существование оправдывается и обусловлено лишь тем, насколько эффективно она выполняет предписываемые ей социальные функции. Поэтому вся ее деятельность должна быть подчинена одной общей и глобальной цели, а именно оптимальному информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в отдельности.

В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе.

Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.