7 Вопрос:
Гносеологический аспект мифа
Мифологическое познание различается от научного и сближается с художественным в том отношении, что носит образный характер. Первичная функция мифа – это ублажение человеческой любознательности методом ответа на вопросы «почему?», и «откуда?»[2].
Для нас миф, приписываемый нами первобытному человеку, есть только поэтический образ. Мы называем его мифом только по отношению к мысли тех, которыми и для которых он создан. В позднейшем поэтическом произведении образ есть не более как средство сознания значения, средство, которое разлагается на свои стихи, то есть цельность разрушается каждый раз, когда оно достигло собственной цели, в целом имеющее лишь иносказательный смысл. Напротив, в мифе образ и значение различны, иносказательность вида существует, но самим субъектом не сознается, образ целиком переносится в значение. По другому: миф есть словесное выражения такового объяснения, при котором объясняющему виду, имеющему лишь субъективное значение, приписывается объективность, действительное бытие о объясняемом.[3] В мифе не встретишь отвлеченных понятий. Того, что нереально представить наглядно, чувственно, пластически, миф не знает. Мы употребляем массу слов, которые образом для нас не являются: «совесть», «усталость», «невежество», «труд», «слава» и т.Д. Это понятия, отвлеченные от множества конкретных жизненных ситуаций. Представим, что такие отвлечения невозможны. Тогда по отношению к типическим ситуациям приходится воспользоваться вполне определенными стоящими перед внутренним оком видами. Мифологически мыслящий человек не может сказать: «Этот человек коварен». Коварство - нечто чувственно-непосредственно неуловимое. Поэтому он говорит что-то наподобие: «Этот человек тайком роет другому яму». Рыть яму - это вполне представимо и образно.
Миф существует в слове. Это рассказ. Как поведать, сделать нечто известным либо вернуть в памяти? В этом случае постоянно нужно неизвестное подвести под известное. Через их сравнение. Когда, к примеру, древние греки в первый раз узнали о существовали хлопка, они окрестили его растительной шерстью. Неизвестное - хлопок, был уподоблен известному - шерсти и потом сформулирована её отличительная изюминка. Хлопок - не просто шерсть, а шерсть растительная. Налицо обыденное определение предмета, которое в логике называется определением через род и наиблежайшее видовое различие. Но ни родов ни видов первобытное сознание как раз и не ведало, оно было способно оперировать одними лишь видами. Поэтому виды неизвестного и известного, естественно, сравнивались, но, инструмента для того, чтоб установить, в чем они совпадают, а чем различаются не было.
Онтологический аспект мифа
Разговор о характере бытия в мифе есть его онтология. Это бытие многослойно и в той либо другой степени иерархично. Но до всякой многослойности и иерархичности бытие мифологической действительности нечто объединяет. Причем то, что противопоставляет его нашему, то есть новоевропейскому восприятию мира. Во-первых, миф ничего не знает о так называемой неживой природе. Более того, живое для него — это ощущающее, понимающее, испытывающее страсти, ставящее цели и т. Д. Живое владеет душой по типу человеческой. И, во-вторых, миф не знает сверхъестественного в нашем смысле. Некий аналог сверхъестественного, естественно, есть, хотя бы потому, что наряду с миром людей существует еще и мир богов. Но этот мир точнее было бы назвать сверхчеловеческим. Миры богов и людей разведены, но не так уж велика и непроходима дистанция меж ними. Об этом свидетельствует наличие полубогов либо, к примеру, возможность «обожения» людей.
совсем слабо выражено либо отсутствует совсем представление о чуде. непременно, мир мифа — это мир расчудесного, необычного, загадочного, экстраординарного. Но волшебство, в различие от расчудесного, не может быть уже в силу всеобщего оборотничества, нефиксированности как личного самосознания, так и феноменов наружной действительности. Там, где из всего — все, где меж всем — переходы, связи, сцепления, волшебство безизбежно будет растворено и снижено в расчудесном.
Первобытный человек знал, что хаос и космос не лишь взаимно предполагают друг друга, перетекая один в другой, они еще и взаимоотрицающие полюса мира. С позиций космоса хаос — это мерзость запустения, но и с позиций хаоса космос — нечто незаконное и неестественное. Космогония и теогония трактуют об изначальном, о становлении всего имеющегося и нерасчлененности хаоса. При этом любая, за исключением самых архаичных и неразвитых мифологий, знает несколько поколений богов либо сверхчеловеческих существ. Боги — это первосущества второго порядка. Хотя нужно отметить, что боги были в хоть какой мифологии (греческой, римскрй и т.Д.), Прошедшей все стадии развития.
Что же представляли собой боги первобытной мифологии в их отвлеченности от хаоса и стадии первосуществ? Отлично понятно, что мифология точно политеистична. В ней действуют пантеоны божеств. Пантеон же миф стремится не просто упорядочить, но и образовать из него иерархию богов во главе с верховным божеством, папой богов. Это рвение в мифе неизбывно ввиду его космичности. Но оно ему хронически не удается. Оно не удавалось даже таковой относительно стройной и ясной мифологии, как греческая. Это лишь в приспособленном изложении либо позднеантичных реконструкциях перед нами стает строго упорядоченный космос, в котором Зевсу отдано небо и первенство над братьями: морским Посейдоном и подземным Аидом. Не говоря уже о его детях: Аполлоне, Артемиде, Афине, Дионисе, Аресе и т. Д. Да, Зевс победил в сознании грека всех собственных соперников и был отождествлен с верховным божеством. Но не будем преувеличивать. Все эти Зевсы, Посейдоны, Дионисы есть в мифологическом сознании совсем не в таковой уж отделенности и четкой связи-родстве друг с другом. Они не самозамкнутые, жестко взаимно определяющиеся особенности, каждой из которых соответствует своя сфера космической жизни. Аполлойа от Зевса либо Афродиту от Афины мы различаем основным образом на базе устойчивого канона их скульптурного изображения. Тексты, в которых находится миф, уже не так ясны, последовательны и прозрачны.
Все, на что первобытный человек направлял свой взгляд, сходу оживало, преобразовывалось в работающего субъекта. С ним нужно было вступать в контакт, его нужно было осмыслить. То, что мы называем неживой природой, вызывало ассоциацию с чем- то живым, работающим, стремящимся. Если ассоциации не появлялось, вещь не оставалась мертвой, но она подавляла и цепенела своим молчанием, собственной длящейся загадочной неопределенностью. Ассоциативная связь с кем-то живым и мыслящим, её наличие воспринималось как собственного рода откровение сокровенного, идущее извне самораскрытие живого существа. Не человек говорил себе: «Это камень, в котором живет карлик Бембур». Камень как будто сам обращался к человеку: «Вот я, карлик Бембур, живущий в том камне». Если этого не происходило, привычные для первобытного человека связи и дела рушились либо ставились под вопрос
Аксиологический аспект мифа
Аксиология — учение о ценностях. Явление совсем позже, которое оформилось в конце XIX века. Очевидно, миф никакого особенного, выделенного учения о ценностях не несет и нести не может. Ценностное в мифе конкретно совпадает с бытийственным, онтологическим и гносеологическим. К примеру, пространство не может быть ценностно нейтральным. Верх владеет большей ценностью, чем низ, восток — по сравнению с западом. Боги ценностно стоят над полубогами, демонами, карликами. Это что касается онтологии. Миф как познавательная процедура совпадает с оценкой, познавание есть оценивание. Воздержание от оценочных суждений, вынесение их за скобки — это пафос новоевропейской науки, совсем чуждой мифу. Миф сразу ведает о том, кто есть кто и о том, что такое отлично и что такое плохо. Представим себе на секунду, что астрономия смотрела бы на солнце, луну и звезды ценностно. Речь шла бы о том, что солнце доброе, щедрое, совсем аккуратное и обязательное, но и неумолимо серьезное. В то же время оно живет на небе, хотя и ночует за небосклоном. Астрономия превратилась бы в миф. Она лишь и начинается тогда, когда её интересует, где «живет» и где «ночует» солнце безотносительно к интересам и вожделениям человека. Вначале человек изолирует солнце от собственного утилитарного энтузиазма либо нравственных заморочек, потом он видит солнце не лишь как безотносительную к человеку, но и как внечеловеческую по способу собственного бытия действительность. Так начинается наука, в данном случае астрономия.
Если подойти к мифу не просто аксиологически, но попытаться вычленить предельные основания мифологической аксиологии, по другому говоря, найти крайние полюса шкалы ценностей мифа, то мы никуда не уйдем от тех же самых предельных реальностей мифа, от хаоса и космоса. На первый взор, космос ценностно первенствует над хаосом. Космос — это свет, порядок, предсказуемость, справедливость, мир, соотнесенный как-то с человеческими мерками и возможностями. Хаос — тьма, смешение, безмерность, в конце концов — бытийствующее небытие. Хаоса человек страшится, непрерывно преодолевает его вовне и в собственной душе. И, тем не менее, тут совсем далеко от полной однозначности разделения на не плохое и нехорошее. Мы не обязаны забывать, что хаос хотя и находится на грани небытия, он еще лоно всех вещей. Хаос в базе всего сущего, в космосе он все из себя порождает и все в себя вбирает. Хаос онтологически равнозначен космосу, онтология и аксиология в мифе совпадают. Так что же, миф в еще один раз противоречив? Известное противоречие о мифе вправду есть, но оно же определенным образом им преодолевается.
Шкала «хаос—космос» вправду основное ценностное измерение мифа. В тенденции она обрамляет и поглощает все остальные шкалы. До известной степени она совпадает со шкалами «безобразие—красота», «ложь—истина», «зло—добро». Но в чем-то и не совпадает. Практически полное совпадение по шкале «безобразие—красота». Хаос постоянно безобразен. Космос — гармонически прекрасен. В целом эстетика безобразного, безмерного, подавляющего своим ни с чем несоразмерным величием чужда мифу. Восхвалять хаос начал лишь новоевропейский человек, и лишь с эры романтизма его представляют чем- то величавым и возвышенным.
Мифология есть история мифического миросозерцания, в чем бы оно не выражалось: в слове и сказании либо в вещественном монументе, обычае, обряде. Миф представляет собой словесное произведение, лежащее в основании остальных, более сложных словесных произведений.
Мифическое мышление на известной степени развития – единственно вероятное, нужное, разумное; оно свойственно не одному какому-или времени, а людям всех времен, стоящих на известной степени развития мысли; оно формально, то есть не исключает никакого содержания: ни религиозного, ни философского, ни научного. Результаты этого мышления стают известны человеку вследствие того, что они выражаются внешними знаками и в большей степени словом. Таковым образом, миф есть в большей степени словесное произведение[6].
легенды представляли собой заполнение души первобытного человека. В мифе выражалось его мировоззрение. То, что позже станет теологией и философией, художественной литературой и наукой. Человек более поздних эпох богословствовал и философствовал, создавал художественное произведение и создавал научные изыскания. Первобытный человек мифологизировал.