logo
CPI_teoria

Глава II. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве.

Садово-парковое искусство Китая и Японии.

Сады парка Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай

Китай – страна., в которой все великое: территория, более чем миллиардное население, тысячелетняя история и культуры, впитавшие в себя основы древнейшей философии даосизма («путь человека», т.е. нравственное поведение человека и основанный на морали социальный порядок), на Севере – Великая стена, протянувшаяся почти на 5 тыс. км, на Востоке - Великая равнина (более 300 тыс. км2 ), с плодородными, сильно распаханными аллювиальными отложениями многоводных, с частыми наводнениями рек Сунгари, Хуайхэ, Янцзыдзян, Сизян и др. Крупнейшие города – Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Мухден, Арбин, Дальний.

Климат в Восточной части муссонный, от умеренного до тропического; годовое количество осадков 500-2000 мм. Большая, остальная часть Китая, - обширные нагорья, ограниченные или пересеченные высокими горными хребтами (Гималаи, Тянь-Шань, и другие). Климат континентельный, сухой (осадков 100-500 мм). Реки в основном маловодны, многие пересыхают. Преобладают полупустынные и пустынные ландшафты (Гоби и др.)

Садово-парковое искусство в Китае зародилась в глубокой древности. Известно, что в эпоху Шан (16-11 вв. да н.э.) создавались питомники («ю»), в которых разводили зверей для охоты императоров, и грандиозные части, - божественные подмостки «линтай» - для общения их с Небом и выражения почтения к богам.

Император Цинь Ши-Хуанди (221-206 гг до н.э.), подчинив 9 царств, положил начало строительству каналов, мелиоративных систем, больших дорог (обсаженных деревьями), “Великой китайской стены”, а также многочисленными, в том числе грандиозных, садово-парковых онсамблей. Комплекс в столице царства Сеньян (провинция Шаньш) имел (судя по развалинам) размеры: с востока на запад1100 м, с юга на север 400 м, включая естественные ландшафты горы Наньшань и реки Вэйшуй. В окрестностях города (в пределах нескольких десятков ли) было более 200 дворцов, из которых наибольшим был Эпангун (к Югу от столицы), горевший, по преданию, целых три месяца. Превратив в руины Саньян, династия Западная Хань (206 л. до н.э.) юго-восточнее строит новую столицу Чаньан, в которой 5 императорских дворцовых ансамблей занимали более половины города (около 36 кв. км). В период правления императора Хань-у (140-87 гг до н.э.) был создан самый крупный в истории Китая парк Шанлиньюань. 12 дворцовых ансамблей, расположенных в нем, были окружены стеною около 130-160 км длинною. Парк начинался от берега реки Вейшуй, занимал северный и южный склоны двух гор, с севера на юг прорезался восемью реками. В нем имелись искусственные: водоем, площадью 150 гектаров, гроты, русьи, дорожки, большое разнообразие декоративных плодовых деревьев и кустарников, а также экзотических птиц и животных птиц и животных (являлся прообразом ботанических и зоологических садов). Парк казал значительное влияние на развитие садового искусства Китая, но бал разрушен в наступившие военное лихолетие. Сады того времени связаны с даосизмом, направлением философии и религии. Основное понятие – дао, буквально – путь, метафорически упадобляется воде (податливость и исполнимость); по Конфуцию – “путь человека”, - нравственного поведения в гармонии человека и бога, Неба и Земля. Природа рассматривалась как обитель богов, император считался “сыном Неба”, а парк – местом его обитания. Из естественноой природы выдолялись наиболее красивые ландшафты, в которые, с сохранением первозданной красоты “вписывались” дворцовые ансамбли (т.наз. “парки красивых мест” - бодарчу).

Буддизм, пришедший из Индии (64 г до н.э.) в период следующих династий (220-589 гг до н.э.) ассимилировался и вопринимался в национальных традициях. Он принес вольный образ жизни, раскрепостил чувства среди гор и рек, возвысил все естественное, принес миф Рая Амитебги.

С буддизмом в Китай пришла пагода, началось строительство монастырей, обычно размещавшихся в местах, отличавшихся красотой естественной природы. Парковый ансамбль обычно прилегел к буддийскому или даосскому храму, или к алтарю предков. В зависимости от размара они были подобны императорскому или частному саду. Так, братство Белого Лотоса построило в 333-416 гг монастрырь с большим садом (провинция Гуанси), который стал образцом для многих подражаний. Известностью пользовались храмы Таньжэсы, Изетайсы в Пекине, храм предков Цзиньцы в Тайюани, Линьиньсы (храм убежища духов) на озере Сиху в Ханчжоу, восемь внешних храмов в Чэндэ, парк Сиюань (Западный парк в Сучжоу).

С усилением влияния буддизма, ставшего основой (из трех) религий Китая, ослабли идеи абсолютизма. Социальные потрясения, длившееся около трех столетий, привели к расколу империи, феодальный раздробленности (появление многочисленных «сынов Неба», строивших свой «линтай»), а также обеспеченных сословий (помещиков, сановников, купечества и состоятельной интеллигенции), к развитию искусств, в том числе садово-паркового, появлению нового типа сада (парка) – частного, или усадебного, в котором, как правило, пространственные связи были более сложными и изысканными. Его размеры, художественными уровень и количество образующих ландшафт элементов, богатство и роскошь благоустройства определяли местом строительства и наличием материальных средств.

Крупные императорские парки строились преимущественно в столицах северных царств (названия городов современные), один у г. Аньян, два – в г. Манкин (провинция Цзянсу). В них символически были возведены по пять гор, озера и острова, из сооружений – беседки и терема над водой с загнутыми вверх карнизами, с расписными балками и стропилами, соединявшихся длинной галереей и мостиками с беседками, а также смотровые вышки («линтай»). Из растений широко использовались вечнозеленые хвойные – сосна и кипарис, из травянистых – бамбук.

При династии Тан (618-907гг), объединивший Китай, наступил период социальной и экономической стабильности, подъема сельского хозяйства, экономического процветания, а также развития паркового искусства. Императорские парки находились в столице, - г.Чаньан, - и г. Лояне, а также их окрестностях. Северное столицы парк Цзиньюань (любимое место охоты императора) занимал обширную территорию, имел «три нэй» (дворца) и «три юань» (парка). Впереди дворца размещались дворцовая зона (подобие партера) севернее – парковая зона с обширным водоемом Тайечи, с двумя другими дворцами, распложенное на одной композиционной оси. Подобное расположение, - впереди дворцы и сады сзади широко использовались в дальнейшем при создании дворцово-парковых ансамблей.

Другой парковый ансамбль, - Фужунюань (Парк Лотоса), - императором был открыт для общественного использования. Расположенный среди красивого природного пейзажа на окраине столицы, он имел водоем с извилистым берегом, вдоль которого располагались многочисленные беседки, наблюдательные вышки и терема, утопавшие в зелени деревьев, украшенные многочисленными цветами. Парк пользовался большой популярностью; в нем члены царствующего дома делили радость с народом. Это первое в истории Китая парк для общественного использования.

Путешественник Марко Поло (1254-1323гг) в путевых описаниях Китая, упоминает прекрасный парк на берегу озера, созданный в предшествующие годы, с искусственными холмами, с особенными деревьями и кустарниками.

Устройство частных садов получившее развитие при династии Цан, массовый характер приобрело при династии Цинь, в основном в районах южнее Янузь (Нанкин, Сучжоу и Янчжоу) и севернее Пекина.

В древнем Сучжоу известном, как «город садов и парков». В начале XX века их насчитывалось более 170, из которых сохранилось около 60, известностью пользуются сады, имеющими выраженные особенности: Чжоуженьюань (парк «неуклюжести в политике») – светлые террасы и изящные красивые павильоны, Лююань – извилистые галереи и удивительно красивые камни, Цанлантин (парк голубой волны) – горки и чистейшие водоемы; Ваншиюань (парк рыбака) – компактно спланированная композиция Янчжоу садово-парковый ансамбль вокруг озера Шоусиху с 24 ландшафтами.

Непосредственное влияние на садово-парковое искусство оказали тауская поэзия и художники-пейзажисты, воспевавшие и изображавшие естественную природу, ее лучшие пейзажи. Недалеко от столицы (г. Чаньань) знаменитый поэт и художник Ван Вэей в горной долине с озером, в парке Ванчуань-бей, создал 20 искусственных ландшафтов (парковых картин), В их числе Лучей (перспектив), - «Загон для оленят», и Люлан (рощ, - «ивовая роща»), воспел в стихах и написал картины «Ванчуаньту», положив начало искусству создания т.н. «сосредоточенных ландшафтов».

Широкую известность, получил императорский парк Геньюе, «красивейший в поднебесной и чудесно во все времена», построенный в столице династии Су (1960-1279 гг), г. Бяньлян (сегодня Кайфен пров. Ханань), по данному новому принципу. На небольшом пространстве (немного более 10 ли) был создан многоступенчатый садовый ландшафт с искусственным видовым холмом с лестницей в 100 шагов (отголоски далекого «Линтай»), с дворцовыми зданиями в окружении деревьев и многочисленными цветами.

Последовательность восприятия ландшафтов, создания их смены на каждом шагу. Построенный по принципу создания эффекта естественного пейзажа на малом пространстве («создание большого в малом»), этот парк способствовал развитию нового оригинального направления – имитации естественных ландшафтов на малых и сверхмалых пространствах, т.н. ландшафтов «чайниках». Сады, созданные по принципу «большого в малом» в основном были частными, принадлежали состоятельным военным, чиновникам и представителям интеллигенции (литераторов, поэтов, художников..), концентрировалась в административных районах этого периода Кайфэн и Лаян, Сужчоу и Канчжоу. На малом пространстве сада размещались основные элементы паркового ландшафта, используя оригинальные (даже изящный композиционные приемы).

Сооружения имеют яркую окраску, отменяющую зелень парков, и являются частью пейзажных кортилий. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы и ее проявлений (например, павильон «где слышен снег» или «беседка, омываемая лесом», и т.д.).

Парк «Большой медведицы» в г. Гуаньли («лес коричневых деревьев»), расположенный на берегу озера Лунцеян и живописного рельефа – пример сооружений и парковых композиций позднего времени; Его украшали 7 вершин, расположенных в порядке звезд Северного ковша; скалы – «Верблюд», «чайник», «хобот слона» (Сяньбишаль – образ невысокой горы на берегу реки), - «Дусюрен» или «Скала, где досточтимый Ян читал книги» (Яньчжи – поэт, который любил работать у скалы); гроты – «душуду» (чтение книг), Цаньфадун (пещера 1000 будд); «Возвращенной жемчужины»; Пещеры – «Луди» (тростниковая флейта – находится в окружении тростника на склоне горы Светлой), «Фанду» (Рождающая ветер), «Байхе» (Белый журавль), «Шуйюэ» (Луна в воде), Белого дракона; мосты – «освобождение», «мост цветов» (ведущий к счастью и процветанию), «мост Гилерахов»; водоем – «Юэйячи» (серп луны, питаемый подземным источником); озеро – «Шаньху» (еловое озеро); храмы – «Юньфэн» (Облачная вершина).

Расцвета садово-парковое искусство Китая достигла в эпоху Пяти династий (X-XVI вв.). При династии Сунг (907-960 гг.) получили развитие различные виды искусств, в том числе и садово-парковое, оно являлось материальным воплощением идей, господствующих в литературе, ландшафтной живописи, поэзией – описание и изображение естественной красоты, ее поэтическое восприятие, которые способствовали контактам человека с природой.

Поэт Ли Бо (701-762 гг.) писал: «За сизой дымкою в дали,

Горит закат, гляжу на горные хребты

На водопад.

Летит он с облачных высот

Сквозь горный лес

И кажется, что Млечный путь

Упал с небес».

Глубину этих восприятий выразил известный живописец Го Си (1020-1090гг) в своем поэтическом трактате: «Смотришь ли ты на гору вблизи или с большого расстояния это все та же гора, то чем больше удаляешься от нее, тем более она изменяется для глаз…Туман, лежащий над пейзажем, различен в разные времена года. Весенний туман светел, как улыбка, летний – голубой, как капля воды, осенний чист, как только что нарядившаяся женщина, зимний туман слаб, как сон.»

По эмоциональной направленности композиций, по аналогии с живописью, сложилась классификация парковых пейзажей: на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек.…); смеющиеся (открытые, залиты солнцем, поляны, цветущие растения…); идиллистические (спокойная гладь воды, остров, погода). В пейзажных композициях подчеркивалась красота естественной природы, бесконечное разнообразие меняющихся видов.

В парках увеличилась роль цветов, деревьев, кустарников. Растениям, птицам и животным придавались символические значения. Цветение сливы означало пробуждение природы (в Японии вишни-сакуры), бамбук из-за способности удерживать напряжение – крепкую дружбу. Широко использовалось сочетание сосны (символ долголетия) со скалами. Из цветущих растений символами стали: орхидея за нежный запах – женской красоты и обаяния; хризантема – длинной жизни; пеон считался императорским цветком, символом благополучия, здоровья и радости; лотос – духовной чистоты, правды, т.к. вырастал из грязи незапятнанным.

В период правления династий Мин (1368-1644 гг.) и начального периода династии Цинн (1644-1911 гг.), на протяжении почти пятисот лет, садово-парковое искусство совершенствовалось, бережно сохраняя сложившиеся традиции, основанные на созерцательном отношении к природе, ассимилируя достижения и опыт императорских, храмовых, частных садов и парков. Строительство малых садов приняло массовый характер, а искусство их создания достигло удивительных успехов. Оно стимулировало появления «Бонсай» - искусство создания карликовых деревьев.

При создании парков Сиюань (Западный сад) для династии Мин, наряду с естественной красотой горы Ваньсуйшань и водоема Тайчети, были использавоны отдельные приемы композиции малых садов. Еще отчетливее эта тенденция просматривается в парке Юйхуаюань (Императорский сад) в Запретном городе.

Особое место в истории паркового искусства Китая занимает Юаньминъюань – летняя резиденция императора Бишу – сад Шаньчжуан в г. Чэнде (севернее Великой китайской стены). Под открытым небом была собрана коллекция редких гражданских и культовых сооружений ханьцев, монголов, тибетцев и других народов. Своеобразная художественная галерея парковой архитектуры была изящно вписана в характерные ландшафты районов, расположенных южнее Янцзы (богатых озерами и реками), горной местности Северо-Запада и и своеобразные пейзажи за Великой китайской стеной. В северной части – саду Чанчуньюань (Сад вечной весны) были построены фонтан и дворец в стиле итальянского Возрождения. Этот парк европейцы назвали «парком десяти тысяч парков».

В системе итальянского барокко была решена светская резиденция «Храм Неба», сооруженная в 1420г. Она имела симметричную композицию, ось которой с юга (от главного входа) вела через квадратный двор с округлым «алтарем неба» с четырьмя террасами (квадрат был символом ритма, а круг - неба) к округлому «Храму мо литвы о ежегодном урожае». Комплекс зданий имел регулярное размещение, был окружен рядовыми посадками вечнозеленых деревьев. Деревьями были обсажены дороги.

Бывшая столица Юга, – г. Хингсозу – расположенная в живописной местности, была известна как город садов, каналов и мостов, называлась «Восточной Венецией».

Мин – китайская императорская династия (1368-1644). Осн. Чжу Юань-Чжаном в результате свержения монгольской династии Юань. Свергнута крест. Повстанцами под руководством Ли Цзы-Чена.

Цин – имп. Манчжурская династия в Китае (1644-1911). Пришла к власти в результате завоевания Китая манчжурами. Свергнута буржуазной Синьхайской рев.-ей (1911-1913).

Великая китайская стена – крепостная Китай. Стнена в Сев. Китае, гандиозный памятник зодчества Др. Китая. От Цзяюйчуаня до Ляодунского залива. Длина 4-5 тыс. км, выс. 6,6 м, на отдельных участках – до 10 м. Построена в осн. В 3 в. до н.э. В значит. части сохранилась.

Даосизм – 1.одно из осн. направлений др.-кит. Философии; возникла в 4-3вв. до н.э. Осн. понятие – Дао, в понимании Конфуция – «путь человека». В центре учения Д., противостоящего конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей, вернуться к жизни, близкой к природе;

2. Одна из кит. религий. Возн. Во 2 в н.э. В эпоху Тан Д. пользовался особым покровительством гос. власти.

Тан – кит. имп. династия (618-907). Основаня Ли Юанем. Господство Т было подорвано крест. войной 874-901 и борьбой между различными группировками господствующих классов.

1. Грандиозные императорские дворцово-архитектурные ансамбли. Среди дошедших до наших времен парк Ихэюань (Парк безмятежного спокойствия).

2. Среди частных парков южнее Янцы-парк Лююань, парк Чжочженъюань (парк «Неуклюжести в политике») и парк Ваншиюань (парк рыбака), отличаются природных условий (гор, рек и растительности). Большей частью они принадлежат сановнмкам, богатым купцам и интеллигенции, образовывали комплексы с жилыми домами, залами, рабочими кабинетами, вписанные в садовые ландшафты с беседками, галереями, павильонами над водой, горками, речками и растениями, которые в ограниченном пространстве подражали природным пейзажам с горами иреками.

3. Кроме императорских парков и частных садов- ландшафтных зон

9

Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве.