logo
лекции История культуры

Древняя Месопотамия

Музыка, уже в древности разделилась на музыку духовную (храмовую), светскую и народную. Это разделение достаточно условно: друг без друга они существовать не могут, они взаимодействуют друг с другом.

Древние цивилизации Шумера, Ассирии, Вавилона вложили свою огромную лепту в развитие музыкального искусства. О музыкальном искусстве народов Древней Месопотамии мало что известно. Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни. Некоторое представление можно составить по рельефам, украшавшим дворец царя Синахериба, на которых изображены мужчины и женщины, встречающие музыкой возвращение победителя.

За три с лишним тысячелетия до нашей эры шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру: дуговые и угловые арфы, двойные гобои, большие барабаны.

В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями.

Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки самих инструментов: многочисленные разновидности ударных (преимущественно барабанов и систров); из духовых - архаическая продольная флейта, близкая древнеегипетской; язычковые - типа гобоя; из струнных встречаются арфообразные лиры, арфы, лютни.

В Вавилонии традиционным искусством были народные действа - «страсти», посвященные грозному божеству Мардуку и юному богу весны Таммузу. «Страсти» включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. В сохранившемся отрывке из вавилонской поэмы «Сошествие Иштар в обитель мертвых» воспевается великая сила музыки - она возвращает умерших к жизни.

Церковно-культовая и дворцовая музыка, исполнявшаяся при жертвоприношениях и молебнах, во время царских приемов, выходов, шествий и пиров, отличалась пышностью и декоративно-орнаментальным характером, особенно в период Нового Вавилона, при Навуходоносоре. Создавая свои божества и наделяя их человеческими свойствами, вавилоняне верили, что музыка пробуждает богов и смягчает их нрав по отношению к людям.

Первыми музыкантами-профессионалами в Вавилоне были храмовые жрецы, обладавшие большой властью. Впоследствии вместе с распространением профессиональных музыкантов в светских кругах, музицирования в быту аристократов появились музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух господ.

Особенно любили украшать свою жизнь музыкой цари, жрецы и аристократия Ассирии. Сюда еще со II тысячелетия до н. э. съезжались певцы и виртуозы-инструменталисты едва ли не со всего Востока. Своей оригинальной творческой культуры она, видимо, не создала, пользуясь «плодами музыкального прогресса» других народов (Египта, Сирии, Палестины). Зато именно ассирийцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием - учением, по которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий. Возможно, такое понимание закономерностей музыки, но в новой, более глубокой и эстетичной интерпретации было впоследствии воспринято пифагорейцами Греции.

Из древнего Шумера до нас дошла табличка с поэтическим отрывком и клиновидной нотописью. Это уникальный и древнейший памятник (III тысячелетие до нашей эры). Считается, что здесь записаны ноты, но записаны клинописью. Немецко-американский музыковед Курт Закс предполагал, что это запись арфового аккомпанемента вокальной мелодии.

Частично можно судить и о музыке древней Палестины. Там создавались свои музыкальные инструменты: лира киннор, свирели халиль, медные тарелки шалишим, бараньи рога шофар, трубы хососра. Священнослужители были одновременно и музыкантами. На шофаре в Израиле играют до сих пор - во время религиозных церемоний.