logo
методичка практика

Примерный перечень индивидуальных заданий по преддипломной практике теория искусства, методология истории искусства и художественная критика

  1. Традиция описания произведений искусства в античной культуре и ее влияние на художественную практику Ренессанса

  2. Особенности восприятия архитектурной среды и жилища в древнеримской культуре

  3. Влияние философского идеализма на теории искусства XV – XIX веков.

  4. Проблема подражания природе в европейском искусстве XVI –XVIII веков.

  5. Теории искусства XVI - XVIII веков о подражании античности.

  6. Исследование языка живописи в теориях искусства XVII - XVIII веков.

  7. Ренессансные источники теории изобразительного искусства И. В. Гёте.

  8. Изображение человека в теории и практике А. Дюрера.

  9. Концепция «модусов» Н. Пуссена.

  10. Понятие живописности в теории и художественной практике Британии XVIII века.

  11. Становление художественного образования в России XVIII – начала XIX века.

  12. Научное исследование искусства в XVIII столетии и формирование неоклассицизма (в изобразительном искусстве)

  13. Феномен предромантизма в мыслях об искусстве и творчестве Г. Фюссли

  14. Становление теории искусства в России конца XVIII – начала XIX века

  15. Готика. Обсуждение и научное исследование явления в романтическую эпоху и их влияние на художественную практику

  16. Спор о социальной активности художника в XIX веке.

  17. Теоретические работы Г.Земпера: проблематика и значение для исследования стилей в искусстве

  18. Адольф Гильдебранд: проблема формы в теории и художественной практике

  19. Деятельность Г. Вёльфлина и формирование представлений о барокко

  20. Г. Вёльфлин и становление формального метода искусствоведения.

  21. «Проблема формы» в европейском искусствоведении XIX – XX веков.

  22. Вопрос о «смене стиля» в исследованиях XIX – XX веков.

  23. Проект идеального искусствоведческого исследования у Г. Зедльмайра.

  24. Современная оценка немецкоязычного искусствоведения конца XIX – первой половины XX века.

  25. Психоанализ XX века о творчестве Леонардо да Винчи.

  26. Живопись В. Кандинского и ее философское обоснование.

  27. Развитие социологического метода в отечественном искусствоведении.

  28. Возможности семиотического искусствоведения.

  29. Формальный метод в искусствознании: основные критерии анализа художественных произведений.

  30. Искусствоведческий метод М.Дворжака и его последователей («история искусства как история духа»).

  31. «Структурный анализ» и интерпретация произведений в концепции Г. Зедльмайра.

  32. Методы семиотического анализа произведений современного искусства.

  33. Проблемы интерпретации в современном искусствознании.

  34. Проблемы анализа произведений современного искусства.

  35. Основные проблемы анализа пространственных построений в живописи и графике.

  36. «Изобразительная метафора» как художественный прием и как инструмент анализа произведения.

  37. Символизм и символика: проблемы интерпретации «скрытого смысла».

  38. Теория и практика абстракционизма в русской художественной культуре

  39. Проблемы атрибуции по стилистическим признакам от эпохи И. И. Винкельмана до наших дней

  40. Иконографические исследования в зарубежном искусствоведении XX в. и критика метода Э. Панофского

  41. В. Фриче и развитие европейской традиции социологического исследования искусства.

  42. Исследование общих принципов канонического искусства в работах российских и советских исследователей второй половины XX в.

  43. Проблемы изучения наследия европейских теоретиков искусства в современном российском исследовании

  44. Современные российские теоретики искусства и особенности их вклада в изучение отдельных проблем художественной культуры (например, проблема становления искусства в первобытную эпоху).

  45. Проблема методологии и языка современной художественной критики.

  46. Современное искусство в глобальной сети: проблема художественной критики.

  47. Критика и реклама произведений искусства в контексте современного художественного процесса.

  48. Проблема рецепции произведения искусства в античном и средневековом экфрасисе.

  49. Ремесленник или художник: проблема сложения и эволюции средневековой концепции творчества.

  50. Византийский экфрасис и его влияние на приемы описания памятников в традиции Древней Руси.

  51. Миф о мастере: «Жизнеописания» Дж. Вазари и художественная жизнь Италии XVI века.

  52. Теория маньеризма в трактатах живописцев XVI века: научные доктрины и художественная жизнь.

  53. Спор о «древних» и «новых» и сложение европейского взгляда на искусство в XVII столетии.

  54. Русская художественная теория и иконописная практика в XVII веке.

  55. Век Просвещения и художественная критика: размышления о «Салонах» и французское искусство XVIII века.

  56. Конфликт поколений или поколение конфликтов: «Романтическая битва» в художественной критике.

  57. Русская художественная мысль эпохи петровских преобразований: проблема интерпретации традиций и новаций.

  58. Классицистическая теория и Русское Просвещение середины – второй половины XVIII века.

  59. Академическая доктрина в русской теоретической мысли XVIII – XIX вв.

  60. Литератор или критик: французские писатели XIX века о современном искусстве.

  61. По обе стороны баррикад: сторонники и критики импрессионизма, теория и практика.

  62. Русская публицистика первой половины XIX века о современном искусстве.

  63. Творчество К.П. Брюллова в художественной критике XIX века.

  64. Творчество передвижников в зеркале русской художественной критики: проблема дискуссии.

  65. Французский символизм 1870-1900 годов в художественной критике: теория символа и изобразительное искусство.

  66. Джон Рёскин и английское искусство второй половины XIX – начала XX. Теория, методология, художественная критика.

  67. Александр Бенуа как историк искусства и художественный критик.

  68. Русские художественные журналы 1900-х – 1910-х гг.: тематика, принципы оформления, ведущие критики.

  69. Время манифестов: художественные течения начала ХХ века в документах и текстах.

  70. Кубизм как художественное явление: теоретическое обоснование, эволюция, критика.

  71. Сюрреализм в контексте философских и психологических теорий ХХ века.

  72. Сюрреализм в литературе и изобразительном искусстве: проблема теории.

  73. Поп-арт в контексте культуры 1960 – 80-х гг. Теория и практика.

  74. Гиперреализм: специфика концептуального обоснования метода.

  75. Абстракционизм в свете философских, эстетических и художественных теорий.

  76. Итальянский футуризм в художественной критике.

  77. Оп-арт: теоретическое обоснование и образное воплощение.

  78. От «Арсенальной выставки» к реджионализму: американское искусство и художественная критика первой половины ХХ века.

  79. Место художественной критики в современной культуре: аксиология и интерпретация.

  80. Международная европейская «Манифеста» и Венецианская бьеннале в XXI веке: проблемы современной выставки и актуальной художественной критики.

  81. Выставочная деятельность в Европе в 2009 – 2010 гг. и современная художественная критика на Западе.

  82. Современное искусство – тупик или прорыв. Проблема художественных концепций эпохи постмодернизма.

  83. Конструкция и концепция: современная архитектура и городская среда в художественной критике.

  84. Джозеф Кошут и концептуализм как система художественных воззрений 1960-х – 1980-х гг.

  85. Художественная критика и современная журналистика – пути взаимодействия.

  86. Искусство в XXI веке и современная художественная критика. Проблема диалога.

  87. Екатерина Дёготь как художественный критик и куратор современной выставочной деятельности.

  88. Феномен современного журнала по искусству: проблема типологии и стиля.

  89. Актуальные проблемы современной теории искусства.

  90. Методологические особенности современной истории искусства.

  91. Категории эстетики в контексте анализа произведений изобразительного искусства.

  92. Феномен синергетики и современное искусство.

  93. Проблемы тиражирования произведений искусства в контексте современного визуального восприятия.

  94. Художественная жизнь Санкт-Петербурга в современной художественной критике.

  95. Образ художника в кинематографе начала XXI века.

  96. Выставочные проекты Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея 2011 – 2012 гг. в современной художественной критике.

  97. Стратегия развития и выставочная деятельность художественных галерей Санкт-Петербурга.

  98. Современная выставочная деятельность и актуальная художественная критика.

  99. Роль художественных объединений Санкт-Петербурга в выставочной деятельности.

  100. Проект «Современное искусство в традиционном музее» в художественной жизни и критике Санкт-Петербурга.