2. Театрализованные трудовые праздники
Говоря о воспитательных возможностях театрализованных праздников, важно проанализировать сложившуюся в нашей стране систему трудовых праздников. Такие театрализованные действа последовательно охватывают важнейшие этапы формирования и развития личности. Приняв за исходный принцип классификации содержание трудовых праздников, а за принцип систематизации — этапы и события в трудовой деятельности коллектива и личности, следует выделить и обосновать наличие трех групп таких праздников.
Первую группу составляют праздники начала трудового пути, которые, во-первых, отражают основные этапы вхождения молодого человека в коллектив, его адаптацию в нем (праздники посвящения в рабочие, первой получки, присвоения разряда); во-вторых, способствуют созданию общественного мнения о труде молодого рабочего, являются выражением отношения к нему всего коллектива (театрализованный праздник «День молодого рабочего»); в-третьих, приобщают к традициям трудового коллектива, сближают с ветеранами, которым доверено воспитание продолжателей рабочих традиций (день наставника, праздник встречи поколений).
Во второй группе представлены праздники трудового мастерства, которые отражают взаимосвязь поколений рабочего класса. К ней относятся дни профессий, праздник-конкурс мастерства и получения личного клейма. Сюда же следует отнести и праздничный слет передовиков.
Наконец, третья группа — праздники трудовой славы, позволяющие оценить результаты труда, дать людям моральные стимулы в производственной деятельности, возможность осознать выполненный долг. Это театрализованные чествования, прославляющие людей труда и целые династии, юбилеи трудовых починов, производственных коллективов и ветеранов.
Необходимо подчеркнуть интегрирующую роль театрализованных праздников труда. В. Н. Лиогонькая в своем исследовании наглядно продемонстрировала это на примере формирования коллектива комсомольско-молодежной новостройки128. Театрализация как творческий метод выступала при этом как своеобразный критерий сплоченности и социальной зрелости на стадии формирования коллектива, его рождения. Интересен поиск замысла праздника «Проводы на ударную комсомольскую стройку», который многие годы был неотъемлемой составной частью общественно-политической деятельности ВЛКСМ. Яркая театрализованная форма была присуща торжественным проводам, являющимся кульминационным моментом общественного призыва, выполняющим агитационно-мобилизующую функцию, привлекающим молодежь на ударные новостройки страны.
Как и всякий праздник коллектива, «Проводы на новостройку» выполняли организационно-ориентационную функцию и позволяли молодым строителям определить свое место и назначение в коллективе, осознать основную цель коллектива, нормы и принципы его жизни, увидеть его структуру, органы управления, почувствовать организованность, ответственность; создавали нравственно-психологическую атмосферу единства устремлений, общности переживаний, мнений, единого духовного подъема, т. е. театрализованный праздник выполнял функцию социально-психологического единения.
Театрализованные праздники труда в социалистическом производственном коллективе — это сложный комплекс, в котором нужно видеть не только основные звенья, соответствующие событиям трудовой деятельности, но и систематизировать изнутри каждое звено, имея в виду основные типы театрализованного действия, характерные для данного звена, и возможности их режиссерского решения.
Трудовые праздники являются частью жизни общества. В самой природе человека заложена необходимость гармонического сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, получить зримую оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка.
Сценаристу и режиссеру следует использовать в своей практической деятельности следующие основные направления праздничной событийности: отражение хода повседневного труда, трудового соревнования; общественную оценку труда отдельного человека, категории трудящихся и коллектива в целом; демонстрацию этапных моментов общественно-политической и трудовой жизни общества, региона, коллектива.
Театрализованные трудовые праздники являются специфической формой отражения социальной жизни и способствуют реализации основных функций социалистического производственного коллектива. Во-первых, производственно-экономической, реализуемой через передачу в театрализованной форме разнообразной информации; о показателях труда, передовом опыте реальных героев праздника, через создание общественного мнения вокруг важнейших проблем труда, особо акцентируемых в сценарно-режиссерской разработке. Во-вторых, социально-психологической, интегрирующей и создающей возможность широкого массового общения. Наконец, воспитательной, которая воздействует положительным пример ром героя труда, ветерана производства, стимулируя и реализуя социально-культурную самодеятельность масс; регулируемую содержанием театрализованного действия. Конкретная событийность, отражающая жизнь производственного коллектива, является обязательным условием и прочным фундаментом организации трудового праздника. Ее отсутствие приводит к формализации сценарного замысла, воздвигая непреодолимую стену между организаторами и участниками массового театрализованного действия. Это затрудняет возможности общения, проявления отношения к происходящему и деятельного участия в нем каждого, может превратить театрализацию из социально-художественной деятельности самой массы в зрелище для нее.
Признавая событийность в качестве фундамента сценария, мы должны так организовать действие, чтобы замысел театрализованного трудового праздника был тесно связан с событием, в определенной степени продиктован им. Степень взаимодействия, взаимопроникновения жизненного события и сценарного замысла является реальным фактором социально-художественной активности масс. Если же этого не происходит, получается эклектика, как, например, в одном из праздников, посвященных Дню работников легкой промышленности. В основу его легло реальное событие — подведение итогов года швейниками, для которых праздник, как и для всех советских людей, является поводом для чествования передовиков, рапорта отрасли Родине. Именно это реальное содержание, раскрывающееся через людей, факты, цифры, должно было бы лечь в основу театрализованного действия. Однако сценарий, основной ход которого состоял в том, чтобы показать смотр товаров легкой промышленности как своеобразную ярмарку, был ориентирован в основном на художественно-игровую деятельность группы исполнителей. Они, как зазывалы и скоморохи, до начала праздничного действия водили хороводы, развлекали гостей, загадывали загадки, пели песни. В прологе этого действия, после демонстрации диапозитива с текстом Указа об установлении Дня работников легкой промышленности и кинорассказа о труде советских людей, прошли эпизоды исторического экскурса: от коробейников, продававших встарь товары в русских деревнях, кустарей, купцов, ремесленников, чеховского подмастерья Ваньки Жукова до сегодняшних учащихся ПТУ легкой промышленности. Но и этот рассказ был лишен событийности, так как строился на иллюстративно-художественном материале. Пантомима и песня являлись основным материалом эпизодов о вчерашних и сегодняшних комсомольцах предприятия. Достижения легкой промышленности страны были показаны в киноподборе. В стиле ярмарочной карусели было задумано выступление агитбригады, выстроенное как концертная программа.
В сценарий вошел большой иллюстративно-зрелищный материал, отвечающий теме вообще, но очень слабо отражались конкретная событийность, конкретные факты жизни и труда. Выступления реальных героев выглядели искусственно вставленными номерами, так как подкреплялись театральными эпизодами, ориентировавшими праздник скорее на яркое зрелище, чем на документально-художественное действие.
Такая ошибка типична сегодня для сценаристов и режиссеров. Нарушение взаимосвязи между событийным материалом и художественными выразительным средствами, т. е. образным его воплощением, приводит к ослаблению воспитательного воздействия театрализованного, трудового праздника.
Выстроенность событийно-образного ряда особенно важна в трудовом празднике, так как она диктует не только отбор документально-художественного материала, но и поиск главных героев.
Так, в празднике посвящения в рабочий класс действует коллективный герой реального события — молодые производственники, начинающие трудовой путь. Отсюда и весь праздник строится как ритуал принятия молодых в рабочий коллектив, их приобщения к традициям рабочего класса.
А праздник трудовой славы, чествование ветеранов, уходящих на заслуженный отдых, строится как ожившие страницы прожитой трудовой биографии.
Праздники трудовых свершений — это всегда отклик на только что происшедшее событие: пуск объекта, завершение строительства, выполнение плана и т. д. Они и строится как торжественные рапорты, в которых театрализация помогает ярче подчеркнуть важность события, отношение к нему масс.
Вот как создавались некоторые эпизоды театрализованного праздника «Сделано вашими руками». Событийной основой сценария был слет передовиков труда района, выпускающих продукцию со Знаком качества. Сценарно действие решалось как путешествие по витринам и отделам воображаемого универмага, в котором собрана продукция героев торжества. Соответственно этому стержневому; образному ходу решение каждого эпизода строилось, отталкиваясь от фактического материала о конкретном предприятии. Если, например, речь шла о заводе полиграфических машин — возникал газетный киоск и оживала газета, рассказывающая о людях, создавших для нее машины. Исходя из этого, отбирались выразительные средства — весь эпизод строился как публицистическое выступление агитбригады — «живой газеты». Другой эпизод — о фабрике музыкальных инструментов — решался через оркестр, в котором все инструменты сделаны руками рабочих этой фабрики. Третий — о фабрике игрушек — создавался как хореографическая композиция «оживших» игрушек, которые благодарят мастеров, давших им жизнь. Из приведенного примера видно, что толчок к рождению образности и формированию эпизодов в сценарии дают конкретные люди и создаваемая ими продукция. Можно было бы просто создать художественную композицию, ярко и вдохновенно восхваляющую передовиков, но она была бы абстрактной, не реализующей потребность людей говорить не о труде вообще, а именно о своем труде. В этом и заключен секрет театрализации, воздействующей лишь при условии верно найденного образного ключа. Если этого не происходит, театрализация неудачна. Так произошло, например, на одном из праздников трудовой славы, посвященном чествованию передовиков производства. В нем в качестве образного начала был использован сказ о мастерах «золотые руки», соорудивших в старинном городе на ярмарке красивые ворота, через которые мог пройти только умелец, создавший своими руками искусное произведение труда. Через эти ворота во время чествования проходили передовики производства. Это был кульминационный момент, тогда как сам труд этих людей — главное событие, послужившее основой праздника, почти не был затронут. Разрыв между образностью, положенной в основу действия, и реальной событийной канвой привел к созданию обстановки нереальности происходящего, что снизило эмоциональный отклик у участников праздника.
А вот пример органичного художественного осмысления театрализованного действия в трудовом празднике с помощью исторической образности. В течение ряда лет проходит в рамках праздника «Тбилисоба» на базе Дома культуры Тбилисского авиационного завода имени Г. Димитрова посвящение в рабочий класс, в мастера-умельцы. Здесь, на наш взгляд, сценаристами, режиссерами удачно решается задача органичного соединения нового трудового содержания с традиционными обрядовыми формами прославления Мастера: найдены сопутствующие игровые действия, сценарий обогащен поэтическим и музыкальным фольклором, сочетающимся с лучшими образцами творчества грузинских поэтов и композиторов.
«Наставник и ученик» — так называется праздничное представление, которое проходит у проходной завода. Во время праздника дается напутствие молодым рабочим, происходит встреча трудовых династий, присваивается почетное звание «Умелый мастер».
Сценарно-режиссерским ходом является перекличка трудового прошлого Тбилиси, его традиций и ритуалов с сегодняшними трудовыми делами и обрядами. Так, во время посвящения в рабочий класс оживают история и фольклорные традиции «амкари» — древнейшей и интереснейшей профессиональной организации города Тбилиси.
«Семья амкари принимала в лоно цеха мастеров своего дела — всякого рода-племени и вероисповедания. Был у амкари свой голова-устабаш, был у него сбой устав; шли века, устав менялся, но оставалось в нем незыблемым строгое равноправие товарищей по цеху. Никогда мастер не брался за работу, начатую другим» не осмеливался переманивать чужого ученика...
Выносили ремесленники знамена из головных мастерских по большим праздникам, а уж самым большим среди них был праздник посвящения в мастера, что в народе называли «пиром амкари»...
Проходил ученик свою трудную школу. Наконец, мастер приглашал в лавку устабаша и несколько почетных членов амкари, и те, проверив работу ученика, выносили приговор...
Завтра — день посвящения в мастера.
Из головной мастерской цеха вынесут знамена, и под торжественную музыку зурны все направятся в Ортачала. Впереди нарядной процессии будет выступать устабаш, чуть позади — сами виновники торжества с разноцветными шелковыми кушаками, перекинутыми через плечо. В кушаки завернут рабочий инструмент. Чувячники понесут колодки, портные — аршин, плотники — уровень. После церемонии Посвящения инструменты будут подарены мастерам...
Замер устабаш, торжественный, неподвижный, нахмурившись... О, недаром хмурится устабаш! Вот, как бы освобождаясь от магии священных слов, он встряхивает головой, быстро приближается к посвящаемому, хватает его за большие пальцы рук, затем отпускает и, размахнувшись истово, дает ему затрещину! Одну, другую, третью! Третий удар, говорят, был самый чувствительный и он означал, что стерта последняя грань между мастером и подмастерьем»129.
Так разыгрывалась эта сцена. Фольклорный материал органично вписался в театрализованное действо, предшествующее ритуалу. В исполнении самодеятельных коллективов, на специально выстроенной к этому дню у проходной завода «старинной площади», окруженной резными балконами, звучали грузинские народные песни «Оровела», «Сваари», разворачивались сцены из жизни города XIX в.: княгиня с балкона покупала мацони, прогуливались горожане, торговцы наперебой предлагали свои товары, работали цеха амкари — скорняжный, сапожный, кузнечный. Ремесленники танцевали «кинтаури». И на фоне этой исторической перспективы звучали стихи И. Гришашвили, воспевающие красоту старого Тифлиса. Актеры заводского самодеятельного театрального коллектива разыгрывали сцену старинного обряда благословения, или посвящения в мастера. А вслед за этим звучал торжественный марш. И начиналось посвящение в рабочие сегодняшних юношей и девушек. Их мастера-наставники после произнесения молодыми рабочими торжественной клятвы вручали им именной инструмент. Открывались ворота завода, звучал гудок, и молодая смена входила на предприятие.
Благодаря интересно найденной фольклорной образности этот трудовой праздник оказал сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников, стал наглядным примером воспитания и красочным зрелищем. Внедрение фольклора в современные трудовые праздники повсеместно превратилось в одно из главных направлений, дающих толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствующих художественному осмыслению современности с позиций исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, синтезирующих старое и новое.
Практика позволяет выделить несколько наиболее типичных образных решений, характерных для театрализованных трудовых праздников.
Прежде всего театрализованная перекличка-эстафета, которая создает тот или иной обобщенный образ события, целого исторического отрезка времени, а затем конкретизирует его в отдельных эпизодах, как бы перекликающихся друг с другом, развивая тем самым динамику действия. Перекличка пятилеток — весьма распространенный в практике сценарный ход массового праздника. Обычно она выстраивается как ретроспекция, является символической — сегодняшняя пятилетка вызывает на перекличку все предшествовавшие ей пятилетки нашей Родины. Выстраивается цепь эпизодов, связанных единым образом пятилеток и единым ходом переклички. Однако образное решение каждого отдельного эпизода имеет свою индивидуальную окраску, связанную с особенностями той или иной пятилетки, — пятилетка коллективизации, индустриализации, восстановления народного хозяйства, освоения целины и т. д. Образное своеобразие эпизодов создают документы, кинохроника, выступления реальных героев.
По-другому строится перекличка новостроек, соревнующихся заводов, цехов, бригад. Здесь ретроспективный ход отсутствует, ибо речь идет о событиях сегодняшнего дня. Такое театрализованное действие выступает как сиюминутное, а не историческое событие, в нем подчеркивается реальность, хроникальность, а отсюда и репортажное построение.
Во всех случаях необходимо не рассказать, а показать, воплотить те или иные события и явления, взятые для переклички, в образном действии. Часто бывает так, что ход переклички задан, а сами эпизоды не выстроены, многословны. Конечно, можно вести перекличку, соблюдая внешнюю видимость хода, так и не найдя образного решения каждого из эпизодов. В таких случаях на первый план выдвигается спасительная фигура ведущего, который долго рассказывает общеизвестное или читает не всегда хорошие стихи, что никак не снимает необходимости в каждом эпизоде найти яркий зрелищный образ.
Распространен сегодня персонифицированный образ, с помощью которого оживает и действует город, район или, скажем, завод, рассказывающие об истории, людях, традициях, сегодняшних трудовых буднях. Этот прием чрезвычайно интересен, дает большие возможности для разнообразного монтажа, создает емкое, образное решение темы, позволяет делать добротный сюжетный сценарий на документальном материале, что расширяет выразительные возможности театрализации. Именно этот ход выдвигает на первый план среди выразительных средств цвет и звук, которые позволяют создать целый спектакль, героями которого, помимо людей, являются улица, площадь, историческое здание, памятник, мемориальный комплекс.
В многообразной методике организации театрализованных трудовых праздников известны способы удачной монтажной компоновки информационного материала, его иллюстрирования средствами искусства, но только создание документально-художественной образности по законам театра превращает простой рассказ или устное выступление, более или менее богато иллюстрированное, в неповторимое реальное действие, органически соединяющее событийную информацию и искусство. Именно этот синтез, в котором театральное начало является не компонентом, а сутью методики, отличает театрализацию от всех других методов художественно-массовой работы. Это особенно важно в театрализованных праздниках, посвященных труду, где мы имеем дело непосредственно с событием или героем, а не с тем или иным сценарным материалом о них.
Мемориальные театрализованные праздники
Говоря о театрализованном действии на мемориальных праздниках, следует подчеркнуть, что оно осуществляется по законам публицистического театра, сочетающего в себе документальный материал и художественные выразительные средства. При этом информационно-пропагандистская линия становится основой, определяющей сценарно-режиссерский замысел праздника, а эмоционально-образная резонирует ее за счет публицистического пафоса, как, например, это происходит в драматургии Б. Брехта: зонги — авторские комментарии.
Отметим, что в условиях открытых пространств основой театрализованного действия является отбор символики и материалов пластической выразительности для выявления событийно-исторических возможностей построения целостной композиции через установление связей между понятиями и образами как в настоящем, так и в прошлом.
Речь идет об ассоциативном монтаже в рамках театрализованного действия четко типологизированных пространственных конструкций в категориях «театр», «игра», «сцена». Здесь «сцена» — материальные элементы, образующие пространственный каркас среды театрализации, «игра» — динамика человеческого поведения в среде, «театр» — совокупность «сцены» и «игры», синтез взаимодействующих элементов, т. е. собственно сценарно-режиссерски организованное действие в пространстве среды, ее образное моделирование художественно-техническими средствами.
Такой синтез, помноженный на творчество, позволяет подать в контексте театрализованного действия конкретный мемориальный комплекс, улицу, памятник архитектуры, реликвию — эмоционально ярко, исторически правдиво. Подчеркнем, что мемориальный слой культуры является мощной питательной средой советского театрализованного праздника.
Классифицируя театрализованные мемориальные праздники, в особую группу следует выделить литературно-художественные, которые проходят в местах, где жили и творили великие русские и советские поэты, писатели, художники и музыканты, а также и там, где «поселили» они героев своих произведений.
Театрализованные литературно-художественные праздники в последнее время становятся все более популярными в СССР. Они являются не только действенным средством идейно-эстетического воспитания, но и фактором проявления солидарности, гражданственности и инициативы в бережном отношении к нашему историческому творческому потенциалу. Именно в этом пафос деятельности рожденных перестройкой инициативных объединений, таких, как «Мемориал» в Ленинграде, благодаря которому спасены многие бесценные памятники литературно-художественного наследия в городе на Неве.
Многие годы существуют театрализованные мемориальные праздники, связанные с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока и других, ставшие поистине массовыми, перешагнувшие национальные и географические границы. В последние годы к традиционным уже местам праздников Михайловскому, Шахматову, Константинову, Карабихе добавились новые.
Состоялся Всесоюзный грибоедовский праздник на вяземской земле в селе Хмелита. Земляки В. Шукшина ко дню его рождения — 25 июля — провели на горе Пикет в селе Сростки театрализованное действие «Пушкинские посиделки», в котором ожили герои произведений Василия Макаровича, исполнялись песни и танцы, любимые им.
Интересен генезис Пушкинских праздников поэзии. Первая попытка устроить его как массовое действо была предпринята в июле 1899 г.— в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина. Вторая подобная попытка относится уже к советскому периоду, когда в 1924 г, отмечалось столетие со дня приезда Пушкина в Михайловскую ссылку. Тогда же родилась идея о традиционном проведении этого праздника в знак народной памяти о великом поэте. В 1949 г. масштабно праздновалось 150-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Газета «Правда» в своей корреспонденции назвала цифру 100 тыс. человек, говоря об участниках народного праздника в Михайловском. Традиционным же Пушкинский праздник поэзии стал в конце 70-х годов, когда его начали отмечать всюду, где жил и творил А. С. Пушкин: в Москве и Ленинграде, на Псковской и Тверской земле, в Болдине, Кишиневе, Одессе, Гурзуфе, Ялте.
При этом история, традиции, память позволяют открывать в сценарно-режиссерском замысле все новые яркие грани Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. В последние годы в Ленинградской области были выбраны нетрадиционные места действия — села Гатчинского района, названия которых известны лишь узкому кругу пушкиноведов. И если Выру некоторые знают по литературному музею «Дом станционного смотрителя», то Кобринское (родина Арины Родионовны), Батово (родовое имение Рылеева) и Суйда (бывшее имение Ганнибалов) до недавнего времени не привлекали организаторов театрализованных празднеств.
Если в Пушкинском празднике на Псковской земле в центре находится съезд поэтов, которых слушают огромные массы людей, то в Ленинградской области было задумано театрализованное действо «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» (главный режиссер М. Лейкин). В нем не было портретов Пушкина, транспарантов и лозунгов. В основе сценария — подлинность, документальность, никакой фальши ни в гриме, ни в театрализации, полная достоверность костюмов и предметов XIX века.
В Выре возле «Дома станционного смотрителя» Вырин со своей дочерью Дуняшей принимали других пушкинских героев — гусара Минского, графа Нулина, Евгения Онегина.
В Кобринском кульминацией театрализованного действия стал старинный обряд встречи лета «Семик и Семичиха». Сохранившийся дом, в котором жила няня Пушкина Арина Родионовна, наряду со словами, выражениями, образами, преданиями, бытующими в Кобринском, — вещественно-духовные памятники великому поэту. Не мог не бывать он на ярмарке в поселке с торговыми рядами, цыганами, медведями, рожечниками, игрищами. Обряд и ярмарка в сочетании с реальной пространственной средой стали основой сценарно-режиссерского замысла.
Особого символического образного решения требовал финал театрализованного действия. Он должен был без излишне помпезных слов выразить идею праздника — нетленность имени ПУШКИН. И «родилась» бронзовая лира, в которую каждый проходящий мимо вставлял цветок, так что она расцветала на глазах участников праздника.
Отметим, что поиск историко-метафорической образности очень важен в театрализованном действии литературно-художественного праздника. Так, в Пятигорске кульминационный эпизод праздника «Бессмертный парус вдохновенья» (гл. режиссер Э. Вершковский), посвященного дню рождения М. Ю. Лермонтова, был решен как живая «петля», медленно и зловеще затягивающаяся вокруг Поэта. Под открытым небом на лестнице «Питьевой галереи» центрального парка «Цветник» вокруг Поэта танцующие образовывали огромную живую «маску». А когда он начинал читать стихотворение «На смерть поэта», «маска», выровняв постепенно свои края до четкого круга, напрягалась, лопалась в одном месте и «змеей» заводила в танце «петлю».
Символический образ «Петля для поэта» имел яркую историческую ассоциацию, пластически воплощенную и созвучную театрализованному действию.
Результаты изучения литературно-художественных праздников показывают, что опора в их создании лишь на информацию о личности и творчестве писателя превращает действие в научную конференцию, литературное собрание, торжественное чествование. Это умаляет возможную эстетически активную деятельность празднующей массы, лишает театрализованное действие эмоциональной образности, придает ему сугубо вербальный характер.
Особо следует рассмотреть возможности театрализации в праздничной ситуации мемориальных выставок. Главная задача в «выставочной» ситуации — поиск эмоционально-образного эквивалента информационному материалу. Такой подход позволяет выразить всем и каждому свое отношение к демонстрируемой экспозиции, активно одобрить ее, сопоставить мнения.
Осенью 1986 г. в Центральном выставочном зале Москвы в рамках международной выставки «Мастера культуры за мир» была выстроена система сценарно-режиссерски организованного действия. По проекту эстонского художника А. Кесккюлы было организовано пространство Манежа, развернута необычная экспозиция из киноэкранов, видеопроекций, с телевизионной стенкой, органично включающей в себя элементы архитектуры, голографические и электронно-лазерные эффекты.
Возможности общения не только с застывшей на холсте, в бронзе или мраморе экспозицией, но, главное, с интересными людьми, оттачивая при этом свое и формируя общественное мнение, — вот что являлось основой задумки театрализованных действий в «выставочной» ситуации. Проведение показательных съемок органично перекликалось с рисунками детей и взрослых, создававшимися прямо в зале, выступлениями ансамбля народной музыки Д. Покровского, представлениями старинных кукол театра «Вертеп», раздачей пирогов, сухарей, напитков.... Рядом с советскими коллективами работали и иностранные. Так, группа из США «К миру через игру» под руководством Рона Кауфмана, организатора уличных представлений, учила зрителей играть в американские игры. Но главное, конечно, тот заряд, который задавал тон театрализованному действию, — свободное общение, широкие возможности высказаться и поспорить предоставлялись всем участникам.
Важной группой театрализованных праздников являются юбилейные праздники республик, городов и сел страны, которые несут углубленный социальный смысл именно благодаря мемориальному слою культуры. Характерная их тенденция — углубление связей с трудом и жизнью конкретного региона. Родившись в послевоенные годы как традиционная акция, включающая подведение итогов деятельности какой-либо республики, города, села, микрорайона, улицы за определенный период, мемориальное действо стало запрограммированной и педагогически обоснованной системой влияния на личность. Высокая эффективность его воспитательного воздействия обусловливалась в первую очередь изучением и учетом запросов, интересов, психологических потребностей участников театрализованного действия в данном регионе, во-вторых, созданием оптимальных возможностей не только для отдыха и развлечения, но и для проявления социальной активности и творчества.
Следует подчеркнуть, что развитие юбилейных праздников шло по двум основным направлениям. С одной стороны, несколько помпезные художественно-спортивные театрализованные действия на стадионах — 250-летний юбилей Ленинграда, 950-летие Ярославля, 100-летие Владивостока, 1500-летие Киева, 2000-летие Ташкента, 700-летие Ровно, 300-летие Тамбова и др. Затронув бесспорно богатейший мемориальный слой культуры, эти празднества остались хоть и яркими, но все же в большой степени зрелищами.
Наибольший же интерес юбилейные праздники вызвали там, где были демократично обращены к самым широким массам людей, а поиск образности опирался на исторические ассоциации в контексте организации пространственной среды. Стало традицией во многих городах страны к их дню рождения реставрировать, восстанавливать часть старинного города. Тем самым дается толчок к новым поискам театрализованного действия в контексте сценарно-режиссерского замысла. Примером может служить старый Тбилиси — место проведения «Тбилисобы», Подол в Киеве, где каждую весну проводится фестиваль-ярмарка, Арбат в Москве, Петропавловская крепость в Ленинграде и другие мемориалы. Этот список можно продолжить, но нам важно акцентировать внимание на проблемах этических и вкусовых в поиске решения мемориального театрализованного действия.
Именно историческая образность, объединившая в театрализованном действии пространственную среду и активность участников, стала решением, связывающим отдельные эпизоды представления «Москва, люблю тебя сын» на Манежной площади в день 840-летия Москвы. Это было театрализованное путешествие-конкурс по множеству мемориалов, связывающее прошлое и современность.
Вот сам Манеж — памятник в честь победы над наполеоновским войсками, а вот обелиск, построенный к 300-летию династии Романовых, на котором по указанию В. И. Ленина взамен имен самодержцев вписали имена людей, проложивших путь Революции. Действие переносится к Никольской башне, через которую прорвались в Кремль первые отряди красногвардейцев в Октябрьские дни 1917 г. На углу бывшей Тверской — гостиница «Националь», где жил после переезда из Петрограда в Москву Советского правительства В. И. Ленин. Зажигается свет в окне, начинается театрализованный рассказ об этих годах. На площадь смотрит здание университета — неиссякаемый источник драматургического рассказа о студентах и их наставниках. Священная могила Неизвестного солдата, площадь, где стояли войска в день празднования Победы над фашизмом переносят участников праздника в те огненные годы.
При этом юноши и девушки, работавшие как ведущие в массе праздничной аудитории, вручали участникам театрализованного путешествиям конкурса памятные подарки за верные ответы на вопросы из истории Москвы. Тем самым была найдена естественная организация материала — рассказ о столице и действия аудитории — москвичей, любящих свой город граждан.
В Ленинграде центром театрализованных праздников, посвященных дню рождения города на Неве, уже несколько лет является Петропавловская крепость. Старинная фортеция, заложенная Петром I на Заячьем острове 16(27) мая 1703 г., положила начало городу. Зеленые аллеи тенистого парка им. В. И. Ленина, ведущие к крепости, становятся одновременно музеем под открытым небом и шумной веселой ярмаркой. Расскажем подробнее об одном таком празднике.
Прологом первой части праздника (автор сценария Л. А. Дронов, режиссер В. Г. Шабалин) стал приезд в крепость основателя города Петра I со свитой, которого встретил князь Меньшиков с приближенными и вручил «ключ от града-крепости, коему имя мы нарекли Санкт-Петербурх!».
Воздав славу флоту российскому, Петр I объявляет начало праздника, призывая «по всему Заячьему острову праздничные потехи учинить, а вечером карнавал и фейерверк изрядный... А кто уклоняться будет или в вечернем маскараде без маски явится, того беспощадно наказывать и штраф изрядный в казну брать...».
Ровно в 12 часов звучит традиционный «полуденный выстрел» с бастиона крепости. Начинается торжественное шествие военных духовых оркестров и парад исторических знамен города мимо необычного почетного караула, выстроившегося возле орудий: солдат в мундирах петровского времени, красногвардейцев, солдат Великой Отечественной, сегодняшних воинов. Тем самым была задана тема неразрывной связи поколений, объединенных историей Петербурга-Петрограда-Ленинграда.
Опора в построении театрализации на мемориальный слой культуры, которым пропитана пространственная среда действия, явилась основой раскрытия главной темы церемонии открытия праздника на Соборной площади Петропавловской крепости. Увертюрой стал концерт, подобного которому многие десятилетия не слышал город; высоко над головами тысяч людей зазвучали возрожденные специально к этому дню колокола Петропавловского собора, безмолвствовавшие около двух веков.
Органичной составной частью театрализованного действия явились связанные с конкретными историческими местами ритуалы.
У Кронверкской протоки состоялся ритуал, который можно назвать одним словом — «Память». Память о тех, с чьим именем накрепко связана история города, — о декабристах. Представители трех поколений ленинградцев — от самых юных до убеленных сединами — торжественно доставили и возложили к подножию обелиска декабристам гирлянду с цветами. Гирлянды и цветы были также возложены и к монументу Героям революции на Марсовом поле, и к обелиску городу-герою Ленинграду на площади Восстания.
Из Невских ворот Петропавловской крепости были торжественно вынесены венки, помещены на катер, который доставил их к местам, где сражались, не пуская врага в Ленинград, герои-балтийцы. В память о них венки были опущены в холодные воды Финского залива.
Законы публицистического театра в мемориальном действии, объединение документального материала с художественным в оформлении театрализованного представления позволили создать красочные картины разных времен: Петра I; Пушкина и декабристов; Блока и Маяковского, встречающих революцию; Берггольц и Вишневского, призывающих к мужеству в дни Великой Отечественной войны.
Анализ театрализованных действий позволяет сделать вывод о том, что особенно интенсивно в последние годы складывается система уличных праздников. Она состоит из достаточно устойчивых элементов воплощения идейно-тематического замысла. В первую очередь это событийно-историческая образность и пластическая выразительность, которые достигаются с помощью точного отбора документального материала (фоно-, фото-, эпистолярного), знакомства с жизнью и деятельностью реальных людей, с чьими именами связано прошлое, настоящее и будущее улицы. Помимо этого, праздник улицы представляет собой своеобразный отчет живущих на ней людей, рассказ об их делах, достижениях, радостях.
Тем самым мемориальный слой культуры позволяет наполнить живым теплом памяти каменные страницы истории, а театрализованная форма их прочтения — сплотить вокруг написанного портрета улицы массы участников праздничного действия, объединенных верностью ее героическому прошлому.
В Дзержинском районе Ленинграда в последние годы сложилась интересная система мемориальных театрализованных праздников улиц. В частности, были проведены праздники улиц Пестеля, Петра Лаврова, Халтурина, Чайковского, Фурманова, Маяковского. Во многом это удалось благодаря сложившемуся коллективу единомышленников на кафедре режиссуры массовых представлений и праздников Института культуры им. Н. К. Крупской, возглавляемому народным артистом РСФСР профессором Б. Н. Петровым. Немаловажно, что мозговым центром создания театрализованных праздников улиц стал доктор исторических наук, профессор Д. Н. Аль, соединивший в работе над сценариями свои знания ученого историка и опыт драматурга.
Праздники строились с учетом как исторической документальности и пространственной композиции места действия, так и приемов художественно-образного усиления идейно-тематического замысла. Органично были соединены «ожившие» исторические персонажи, элементы символики и атрибутики — знамена, детали костюмов и военной амуниции с хоровой декламацией, вокалом, танцем, пантомимой, театральными сценами.
Так, кульминационным эпизодом праздника улицы Пестеля стал эпизод «Истоки славы русской», проходивший на небольшой площадке между Гангутским мемориалом (бывшая Пантелеймоновская церковь, воздвигнутая Петром I в честь победы над шведами) и памятной стелой в честь героев обороны полуострова Ханко в годы Великой Отечественной войны. В театрализованном действии родился исторический образ связи времен, переклички поколений.
На празднике улицы Халтурина, где каждый дом, каждый кирпич являются историей города, оживить летопись в театрализованных эпизодах помог образ знаменитых Атлантов у здания Эрмитажа. Именно о судьбах людей — Атлантов истории и Атлантов современности шел драматургически выстроенный рассказ.
Во время праздника улицы Петра Лаврова (режиссер Т. И. Михановская) в зримых эпизодах театрализованного путешествия действие разворачивалось на удачно вписанных в стиль архитектуры сценических площадках, а также используемых ступенях парадных лестниц, балконах, эркерах и в окнах зданий. Мы «встречались» с декабристом. Ф. Вадковским, хранившим в своей скрипке тайник со списком членов Южного общества, Софьей Перовской и Петром Лавровым, чье имя носит улица, — автором знаменитой «Русской марсельезы», подхваченной оркестром. «Ожили» и «рассказали» о происходивших событиях здания, где помещался ЦК партии большевиков, где жил первый русский революционер-марксист Г. В. Плеханов.
Эпизод «Блокада» был выстроен на материале реальных судеб ленинградцев, которые в страшные для города дни жили и трудились на улице Петра Лаврова. Центральной темой стал блокадный хлеб. (На улице находится старейший хлебозавод города, работавший всю войну.)
...Резко завывает сирена. Слышны разрывы бомб. Звучит метроном.
Действие разворачивается на помосте, установленном перед домом, готовящимся к капитальному ремонту, напоминающим разрушенное в годы войны здание. В пустых проемах окон, как в черных глазницах памяти, — фотографии разрушенных на улице во время войны домов, плакаты военных лет, а в центре — увеличенная в несколько раз блокадная хлебная карточка. На доме большой черный репродуктор военных лет. Документальный рассказ о тех днях ленинградцев-блокадников сочетается с распоряжениями об уменьшении норм хлеба в связи с обстановкой на ледовой трассе. Шофер, возивший хлеб по Дороге жизни, рассказывает о риске с которым доставлялась в город каждая пайка. Работница хлебозавода передает пионерам святыню — сбереженную пайку хлеба — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». В финале под фонограмму Первого концерта Чайковского из оконных проемов вылетают белые голуби, а к помосту без специального приглашения ведущих, вне замысла сценаристов и режиссера стали выходить те, кто пережил страшные дни блокады в Ленинграде. Это и было активное включение в действие — урок патриотизма и мужества для молодежи. Этот эпизод органично перекликался со следующими, рассказывающими о сегодняшнем дне улицы.
Веселое музыкальное действие разворачивается перед домом, где расположен родильный дом. На аллее, декорированной аркой из воздушных игрушек, шаров, погремушек, начинается перекличка нетерпеливых, волнующихся пап, дедушек и бабушек. Идет рассказ о старейших работницах роддома. К ним подходят со словами благодарности те, кто родился в нем за пятьдесят лет его существования. Выбегают танцующие дети. Звучит песенка про аиста. А вот и он сам на высоких ходулях — принес в подарок жителям двух «новорожденных».
Лирической кульминацией праздника стал эпизод «Дом счастья», рассказывающий о старейшем в городе Дворце бракосочетания. Неожиданно под марш Мендельсона в его огромных окнах появляются как бы обрамленные в золотые рамы молодые пары. Обмен кольцами, первый вальс, вручение свадебных тортов, напутствие золотых юбиляров явились яркими эпизодами театрализованного действия.
Мы видим четко проявляющуюся многофункциональность мемориальных театрализованных праздников.
Во-первых, они дают возможность людям прикоснуться с позиций исторической правды к мемориальному слою культуры. Тем самым через близкую каждому тему реализуется потребность в широком социальном общении на основе патриотических порывов, осмысления будущего через настоящее, а настоящего через прошлое.
Во-вторых, способствуют самовоспитанию личности, так как вызывают потребность в идентификации себя с героями, необходимость оглянуться и осмыслить страницы нашей истории, вспомнить и помечтать.
Наконец, в-третьих, сплачивают, расширяют контакты, укрепляют дружбу людей из разных регионов страны и из-за рубежа. Это происходит главным образом благодаря зримому приобщению к традициям через эмоциональную оценку пройденного исторического пути.
Театрализованные гражданско-личностные праздники и обряды
Говоря о потребности в празднично-обрядовом действии необходимо подчеркнуть ее ценностную ориентацию. Идея ценностей, являющаяся формой утверждения специфически человеческого начала, может быть бесспорно соотнесена с уровнями праздничной ситуативности — всесоюзной, региональной, конкретного производственного коллектива, личности. Ибо есть ценности общечеловеческие, есть — принадлежащие социальной группе (нации, классу и т. д.), а есть и сугубо личные. При этом следует акцентировать внимание на том, что отношение к этим ценностям всегда выражается эмоционально. Такие ценности есть у каждого человека и они для него — святыни. Оговоримся, что сегодня, когда в нашем социалистическом обществе мы начали говорить наконец о милосердии, следует, наверное, открыто говорить и о благоговении — благоговении перед святыней. Святыни в таком понимании имеют светское, а не религиозное происхождение и несут в себе конкретную событийно-историческую основу, потеряв которую мы можем превратиться в «непомнящих родства», опуститься до животного уровня. Благоговейное отношение к ним и есть основная ценность, закладываемая в раннем детстве, проносимая затем через всю жизнь.
Если проанализировать событийный праздничный календарь советского человека, то окажется, что в нем существует большое количество ситуаций, ценностно значимых именно в гражданско-личностном плане, затрагивающих каждого из нас лично. И если праздничное действо имянаречения для главного виновника неосознанно, и он узнает о нем лишь по фотографиям родных и близких во время обряда да по памятной медали, то праздники первого звонка, вручения паспорта, выпуска из школы, проводов в ряды Советской Армии, посвящение в студенты или рабочие, проводы на заслуженный отдых предполагают гражданско-личностную позицию реальных героев. В данном случае их потребность в действии мы рассматриваем как форму осознанного переживания, выступающую источником развития активности личности, предпосылкой для граждански зрелой деятельности в достижении общественно значимых целей.
Проводимый в Комсомольске-на-Амуре гражданско - личностный праздник «Венок обрядов и ритуалов» является своеобразной демонстрацией зримой преемственности поколений. Соединив в театрализованной форме такие обрядово-ритуальные действия, как имянаречение, прием в октябрята и пионеры, вручение комсомольского билета и советского паспорта, помолвку и регистрацию брака, серебряный и золотой юбилеи, организаторы праздника наглядно показывают органичное сочетание личностного по содержанию обрядового действия с гражданской значимостью театрализованного праздника. Это коллективный портрет настоящего и будущего Комсомольска-на-Амуре, в котором через личностное событие каждого участника обрядово-ритуального действия выражается глубокое гражданственное звучание всего праздника.
Можно констатировать, что гражданско-личностное в таком театрализованном действии заключено в особом способе передачи норм поведения, духовных ценностей новым поколениям и связано это действие с кульминационными, узловыми событиями жизни каждого человека. Основой праздника при этом становятся советские обряды и ритуалы.
Одним из важнейших направлений гражданско-личностных театрализованных праздников являются семейные. Они носят своеобразный интимный, сугубо личностный характер, обусловленный целым рядом исторических и национальных традиций, конкретным нравственно-этическим опытом. Однако нельзя при этом не учитывать общественно-социального значения семейных праздников.
Именно с позиций сочетания личностного и гражданского начал, общественного звучания идет разработка системы театрализованных семейных праздников в Ленинграде с середины 70-х годов. В частности, 18 октября 1975 г. впервые в Советском Союзе был открыт Зал свадебных торжеств, переросший с годами в целую систему Домов свадебных торжеств. С 1977 г. стал функционировать Зал юбилеев трудовой славы, объединяющий в замысле обрядового действия годовщины двух дат в жизни людей: дня рождения и определенного этапа трудовой, творческой деятельности.
Основой театрализации всех проходивших обрядов стала импровизационная основа, в центре которой стоял многогранный облик конкретного человека — главного героя торжества. Однако при этом выдерживался выстроенный каркас сценария, несущий основную смысловую нагрузку. Благодаря этому определенная стереотипность ритуального действия насыщалась яркой, воздействующей на эмоции символической образностью. Такой обрядовой символикой, цементирующей все театрализованное действие, стали: камин — символ семейного очага, стилизованные молот и наковальня — символ осмысленной трудовой деятельности, слайдовый стоп-кадр — символ запечатленного в памяти мгновения жизни.
Кульминация юбилея трудовой славы — доказательство крылатого выражения: «Человек — кузнец своего счастья». Это символическое игровое действие «посвящение в кузнецы». Юбиляру надевают расписной передник мастера, вручают молот и предлагают тройным ударом по наковальне выбить свой автограф. Так появляется памятная медаль, которая торжественно вручается юбиляру; распускается огромный букет стеклянных цветов, ассоциирующийся со сказочным цветком из сказки Бажова, воспевающим красоту человеческого труда.
Основа сценария молодежной свадьбы — семейный очаг. Этот огонь, который должен постоянно поддерживаться в семье, символизируя собой вечную любовь и труд, становится камертоном всего действия.
Распиливание бревна тупой пилой с надписью «Терпенье и труд все перетрут», зажжение объединяющего молодых общего очага-камина — это пришедшие к нам из далекого прошлого символические действия, которым придавалось магическое значение. В сегодняшнем быту, оставив языческую форму единения у огня, свадебный обряд использует этот символический очаг как возможность вовлечения в игровое действие участников торжества, как прием театрализации.
Автору довелось сотни раз проводить свадебные торжества, программируя линию вовлечения в игру участников обряда. Театрализованное действие строилось как большой разговор-напутствие у семейного очага об истинных ценностях человеческой жизни, о предстоящем семейном пути, который не легок и не прост, требует усилий, а порой и борьбы. Основой семейного пути являются три столпа, без которых осилить его практически невозможно: родители, друзья и товарищи, ну и, конечно, находящийся рядом любимый и любящий человек. Эти три столпа с помощью театрализованного игрового действия становились узловыми точками в свадебном обряде.
На расшитом рушнике выносят свидетели румяный каравай хлеба. Начинается шутливый выбор главы семьи и ритуал породнения домов жениха и невесты.
...Каравай примите,
Пополам разломите.
Чья полоиина больше,
Тот и глава семьи.
Определив главу семьи, тамада предлагает по старинному обычаю обнести хлебом гостей со стороны невесты — жениху, а со стороны жениха — невесте. После этого родители молодых приглашаются в центр зала, где у семейного очага-камина и происходит породнение семей.
...Живите весело и дружно,
Решайте общие дела,
Поспорьте, если это нужно,
Но помните, что вы теперь —
Одна СЕМЬЯ!
Молодым и их родителям горько!
Говоря о замысле театрализованного обряда, необходимо оговориться, что повторение ритуального действия не будет восприниматься как шаблон, если за ним не стоит стереотипность художественного мышления. П. М. Ершов очень точно подметил, что от штампов предохраняет, в сущности, только увлекающая, позитивная и достаточно значимая цель130. Коварство штампов заключено в их «благородном происхождении». Любой из них был когда-то художественной находкой, достижением таланта и интуиции. Находка эта превратилась в штамп в тот самый момент, когда перестала служить тому, ради чего была найдена. Форма вступила в конфликт с содержанием действия. Перерождение в штамп — это перерождение в назначении, а не повторяемость того или иного приема, сценарного хода, образного эквивалента, символического действия.
Ни у кого многие десятилетия не возникает даже мысли, что повторяемость красочного ритуального действия зажжения факела олимпийского огня является штампом. Каждый раз это эмоционально наполненное реальное действие, которого ждут миллионы людей во всем мире.
С трепетной святостью относимся мы к такому символу, как Вечный огонь. Но вот при использовании факела с Вечным огнем в свадебном ритуале форма вступает в конфликт с содержанием. И сразу же происходит перерождение в назначении символа, рвутся связи в его ассоциативном осмыслении через жизненный опыт конкретной общности людей. И возникает чувство протеста, скованности, неловкости, когда, моделируя современный свадебный обряд, нам рекомендуют внести частицу этого огня в дом: «Возьмите частицу этого пламени как символ неугасимой жизни, чистоты и верности Советской Родине». Уместен ли горящий факел, даже действительно зажженный от мемориалов боевой славы, во время свадебного застолья? Да и в спальне молодых он выглядит несколько инородным телом, а ведь сохранять его в семье как памятную реликвию и украшение интерьера в квартире рекомендуют нам авторы разработанного на Украине обряда. Не убеждает и их утверждение, что факел вызывает у людей ассоциацию с проведением олимпиады, так как форма и содержание здесь в отличие от спортивного форума вступают в явно выраженный конфликт131.
Аналогичное перерождение под эгидой борьбы нового содержательного наполнения обрядового действия со старым происходит и при проведении безалкогольных свадеб, когда сдвигают бокалы с морсом или квасом и кричат после их распития «Горько!». Думается, что поиск нового содержания должен неминуемо вести и к новой форме свадебного действия — без бокалов и тостов. И здесь возможности театрализации поистине безграничны.
История театрализации свадебного обряда позволяет проследить его развитие как сложную драматургическую игру. В ней символическое игровое действие, образные обобщения органично переплетались с реальностью. В свадьбе все необходимо было «разыграть», что и родило выражение «сыграть свадьбу». К сожалению, сегодня, «изобретая велосипед» безалкогольных свадеб, организаторы театрализованного действия не используют имеющийся богатейший исторический опыт различных регионов нашей страны, в частности недооценивают фольклорное начало в построении ритуалов.
В современной свадьбе фольклору принадлежит очень важное место, ибо он дает обряду содержательное наполнение, насыщает его символическими действиями, игрой, торжеством и весельем. Опыт показывает, что там, где нет такого содержательного наполнения, свадебный обряд теряет всякий смысл, превращаясь в обычное времяпрепровождение с обжорством и пьянством.
Такое проведение свадеб в последние годы подвергается острой критике. При этом прямо указывается, что причина недостатков кроется в отрыве свадебных обрядов от народных традиций, фольклора. Подчеркнем, что, не обладая культурой традиций, как духовных, так и материально-бытовых, можно легко извратить их современные организационные формы. Ложное истолкование, забвение, недооценка традиций есть следствие и признак отсутствия культуры. Классическая литература, народная память предлагают нашим современникам множество прекрасных традиционных форм. Однако они далеко не всегда берутся за образец. В результате признаком «хорошего тона» становится показная, слепящая глаза роскошь сервировки стола. Причем подается все это как свидетельство верности «наследию предков», как проявление истинно «национального духа».
Фольклор, впитывающий веками традиционное свадебное действо, может дать современному обряду не только репертуарно-содержательное наполнение, но и насытить его традиционной игрой, символикой, способными превратить свадьбу в яркий спектакль театра жизни. Именно в этом духе следует совершенствовать сегодня свадебный обряд.
Примером такого праздничного действа может служить замысел театрализованной свадьбы с участием актеров уличных театров Европы, пришедших в составе «Каравана мира-89» в Ленинград (автор сценария А. Д. Силин).
Площадь у Казанского собора празднично украшена. На колоннах фата с цветами, черная бабочка и лацканы фрака с хризантемой в петлице. На статуи Кутузова и Барклая де Толли через плечо надеты ленты, как у регистраторов в ЗАГСе. По фронтону лозунг «Горько!»
От Дворцовой площади начинается шествие 40 женихов, а от площади Искусств — 40 невест. Они движутся по Невскому проспекту навстречу друг другу. Впереди колонн, усыпая путь лепестками цветов, идут дети. За ними ведут под уздцы белых и черных лошадей, а далее едут старинные карсты, облепленные клоунами и скоморохами. Замыкают колонну гости праздничного действа.
У Казанского собора бьют колокола, летит с крыш конфетти. Когда женихи и невесты встречаются, стреляют пушки, выступает детский хор. Поднимаются громадные ворота из рушников, раскатывается дорожка. Появившийся мажордом с булавой громогласно приглашает пары новобрачных па ступени под колонны. Заключают это шествие карнавальные задумки. Идут на ходулях огромные жених и невеста, фату и фалды фрака которым несут дети. На двух кроватях едут молодожены. Когда кровати смыкаются, из-под одеяла невесты бегут еще несколько женихов. Начинается драка подушками, летят пух и перья. Появляется беременная невеста-великан и малюсенький жених. Когда их руки соединяются, живот лопается, валит дым, из-под фаты бегут малыши. Жених и невеста везут коляски с детьми, также одетыми в свадебное наряды.
А затем молодожены и гости спускаются с моста и садятся на прогулочные теплоходы. Свадьба плывет по рекам и каналам в ЦПКиО им. С. М. Кирова. Огромные куклы дарят при входе в парк молодоженам цветы, ставят на лоб печать «Каравана» со словом «Брак». Продолжается яркий театрализованный праздник, наполненный фольклорно-игровым, песенно-танцевальным, ритуальным действием.
Мы видим, что современный свадебный обряд ничего общего не имеет с обрядом свадьбы далекого прошлого. Но как прежде, так и теперь обряд этот остается народным действом. Праздничность, торжественность момента была самой характерной для старого обряда народной свадьбы при всей сложности и даже драматичности многих элементов. Именно поэтому в свадебном обряде много песен, музыки, танцев и плясок. И большинство песен, особенно величальные, сопровождаются неудержимой удалой пляской.
Вот это и роднит современный свадебный обряд со старым. Не случайно именно величание с его песнями и плясками частенько сопровождает современную свадьбу. В свадьбах многих северных областей был красивейший ритуал «елочка». Девушки приносили на свадьбу украшенную елочку, ставили ее посреди избы, вокруг нее водили хоровод, пели песни и плясали. В Чуковском сельсовете Сокольского района Вологодской области этот ритуал сохранился до сегодняшнего дня.
Жизненность некоторых ритуалов свадебных обрядов далекого прошлого объясняется тем, что в них отразилась особенно ярко попытка театрализации жизни народа. В этом мы видим причину неоднократных попыток поставить старинный свадебный обряд силами художественной самодеятельности.
Первая и наиболее удачная попытка постановки старинной свадьбы относится к началу двадцатых годов. Учитель деревни Добручи Гдовского уезда Псковской области Захар Петрович Савельев поставил инсценировку «Гдовская старина»132. Вся постановка была создана на народных песнях и плясках. Она начиналась с деревенских посиделок, превращавшихся в гуляние молодежи, на котором выделялась пара влюбленных. Нареченные жених и невеста — оба красавцы, оба из бедных семей. Но их счастье разбивает старый, богатый вдовец, за которого отдают родители свою дочь силой. Из показа всех этапов свадьбы у невесты и жениха и состоял этот спектакль, вобравший в себя десятки песен, причитаний, частушек, плясок. Интерес к обрядовому фольклору народных свадеб был столь велик, что «Гдовская старина» продержалась в репертуаре коллектива около двадцати лет, до самой Великой Отечественной войны.
Свадебный обряд таит в себе громадные возможности поиска содержательной основы современной молодежной свадьбы за счет умелого использования накопленных годами ритуалов, песен, танцев. Ведь в свадебном обряде соединены ритуалы календарные, бытовые, игры и импровизированные каламбуры свах и дружков. Все это требует глубокого изучения, чтобы стать украшением современной свадьбы, которая многих не удовлетворяет в силу своей малоподвижности и молчаливости, отсутствия праздничности действия.
Создание ансамблей свадебных песен, воспитание и обучение ведущих обрядового театрализованного действа — вот путь поднятия авторитета организаторов гражданско-личностных праздников. К сожалению, попытка опоры на традиции обрядового действия сплошь и рядом сталкивается с недостаточно глубокими знаниями большого многообразия фольклора, используемого па посиделках и игрищах. Часто все зависит от памяти одной-двух старушек. И интереснейшие стороны традиционного быта народа остаются вне поля зрения организаторов гражданско-личностных праздников.
Опыт показывает, что насыщение свадебного обряда фольклором превращает его именно в массовое театрализованное действо. Созданный в Ленинграде вариант свадьбы отводил главенствующую роль соединению сегодняшнего свадебного ритуала с подлинно народными элементами, в которых отразились лучшие черты семейно-бытовой жизни народа, его национальный дух, история, культура, мораль. Здесь и ритуальные действия жениха и невесты, «дружек», цветовые символы, величальные песни и «породнение» семей, «дары», шуточные и грустные сценки. Питейные традиции перестали играть ключевую роль и отступили на второй план. Свадьба стала, с одной стороны, личным праздником молодежи, с другой — праздником общности родных и друзей.
Говоря о гражданско-личностных праздниках следует подчеркнуть, что не только традиционные обряды совершенствуются благодаря театрализованному фольклорному наполнению, органичному соединению истории с сегодняшним днем, но и современные советские общественные и трудовые обряды. Такие, например, как посвящение а рабочий класс. Давая выход радости, чувству удовлетворения достигнутой целью, этот обряд, благодаря своей идейной и эмоциональной направленности, вызывает у человека чувство гордости за свою профессию, стимулирует ответственность за порученное дело. Трудовой фольклор соединяется в ритуальном действии с современным художественным осмыслением труда, новой трудовой образностью, показом реальных героев — передовиков производства.
Органичность соединения старого и нового обеспечивается здесь за счет того, что в центре художественного осмысления как в фольклоре, так и в современной ритуалистике стоит труд. При единстве идейного содержания и общности основных элементов ритуала посвящения в рабочие на гражданско-личностных праздниках, проводящихся у различных народов, он всегда приобретает местные, национальные черты. Так, на празднике урожая этот церемониал связан с местными условиями трудового процесса: сбором хлопка в среднеазиатских республиках («Пахта байрами»), праздником дынь («Кавун сайхи») в Узбекистане, проводами животноводов на полонину в Закарпатской области УССР, праздником виноградной лозы («Сэр-бэтаря вицей де вие») в Молдове и т. д.
Внедрение фольклора в современные гражданско-личностные праздники и обряды повсеместно превратилось в одно из главных направлений его использования в театрализованных формах художественно-массовой работы. Соединение фольклора с современностью дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению современности с позиций исторических, как бы синтезирует вчерашний и сегодняшний день, старое и новое.
Это очень заметно при анализе гражданско-личностной направленности праздника «Ртвелли» — кампании по уборке урожая винограда, которая становится на короткий срок делом всей Грузии. В театрализованных мероприятиях, сопровождающих эту кампанию, органично соединяются народные песни, танцы, трудовые сюжетные игры, ритуалы с современной наглядной агитацией, митингами, шествиями, репортажами, подведением итогов труда и чествованием передовиков. Творческое использование фольклора, связанного с гражданско-личностными календарными праздниками, позволило переосмыслить, усилить общественное и художественное звучание праздников «Сабантой» в Татарии, «Лиго» в Латвии, «Навруз» в Таджикистане и многих других.
Обобщая опыт использования театрализации как движущей силы гражданско-личностных праздников и обрядов, мы можем отметить как важнейшую се воспитательную возможность целеустремленность, связь со всем строем и укладом жизни советских людей, особенно их трудом и бытом.
Гражданско-личностные праздники и обряды дают возможность каждому человеку в яркой, художественно-игровой форме найти выход чувствам, связанным со стремлением отметить значительное событие своей биографии особенно торжественно, коллективно, поделиться своей радостью с близкими, друзьями. В то же время новый, современно осмысленный на основе исторического опыта гражданско-личностный праздник всем своим содержанием и формой подчеркивает общественный характер события, вызывает у людей дополнительные чувства взаимной ответственности перед коллективом, своим и товарищами.
- Конович Аскольд Аркадьевич
- Театрализованные
- Праздники и обряды
- Театрализация как творческий метод организации празднично-обрядового действия
- 2.Реальное театрализованное действие в празднике и обряде
- Генезис
- 2. Митинги и манифестации
- 3. Шествия и парады
- 5. Место народных традиций и фольклора
- Театрализованные праздники и обряды как средство развития личности
- 1. Социально-психологические механизмы театрализованного праздника и обряда
- 3. Художественно-эстетическая основа театрализации
- Современная празднично-обрядовая культура в ссср
- Зритель ↔ Участник ↔ Организатор ↔ Инициатор
- 1. Общественно-политические театрализованные праздники
- 2. Театрализованные трудовые праздники
- 5. Театрализованные праздники детей и подростков