logo
Обз

Библиотечное дело как отрасль информационно-культурной деятельности: понятие, принципы организации, современное состояние и направления его совершенствования

В настоящее время в профессиональной лексике в целом понятие «библиотечное дело» употребляется неоднозначно. Различимы два основных подхода в его использовании: «узкий»: «БД» есть библиотечная практика; «широкий»: охват всех видов деятельности, появившихся в ходе исторического процесса разделения труда в библиотечном деле.

«БД» также является четырехэлементной системой (библиотечная практика; библиотечная наука – библиотековедение); библиотечное образование; управление библиотечным делом).

В ФЗ «О библиотечном деле»: «Библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входит создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек».

«БД» является системой, так как:

  1. Обладает структурой, состоящей более чем из одного элемента;

  2. Между всеми элементами структуры прослеживаются связи;

  3. В совокупности взаимосвязанные элементы создают целостную структуру;

  4. Прослеживается сочетание относительной самостоятельности каждого элемента системы с выполнением им персональной функции, необходимой для функционирования всей системы;

  5. Свойства всей системы «БД» иные, чем свойства ее отдельных элементов.

Библиотечное дело представляет собой сложную многоуровневую систему, характеризующуюся многосторонними связями всех систем и элементов и подчиненных одной цели. Направленность на единую цель достигается посредством учета требований системного подхода в развитии «БД»: пропорциональность и планирование. Как социокультурная система «БД» имеет свои закономерности – объективно существующие повторяющиеся существенные связи между ним и обществом (закон взаимодействия библиотек: объединять разнообразными способами свои ресурсы в интересах обслуживания пользователей; закон динамичности библиотечного дела; закон демократизации и др.)

Основными принципами организации и функционирования БД являются: идеологический плюрализм; гуманизм и демократизм; общедоступность; системность; оптимальное сочетание централизации и децентрализации; координация и кооперирование; государственно-общественный характер.

Рационально состояние БД рассматривать системно, т. е. в соответствии с его системной структурой. Следует констатировать значительные качественные изменения в состоянии фондов библиотек: отмена цензуры на комплектование и выдачу литературы; значительное увеличение поступлений иностранной литературы; значительное увеличение фондов периодики; значительное видовое разнообразие документов, особенно в части приобретения и использования электронных документов; осуществление целевых проектов по комплектованию библиотек

Ведущие тенденции состояния и развития аудитории пользователей библиотек: 1. Ее рост по причинам: а) общего роста потребности в информации, знаниях; б) изменения учебных программ; в) особенностей книгоиздания и книгораспространения – высокие цены, ограниченный репертуар, территориальная ограниченность распространения; г) улучшения работы библиотек –использование новых форм и методов работы, внимание индивидуальному подходу, улучшение культуры обслуживания и комфортности библиотек; д) бесплатности обслуживания. 2. изменение структуры пользователей библиотек: основная часть – молодежь, включение в состав читателей представителей делового мира.

Ведущие негативные тенденции в кадровом вопросе: а) низкая заработная плата; б) невысокий престиж профессии; в) «вымывание» специалистов; г) миграция кадров; д) феминизация профессии; е) стагнация кадров; ж) сокращение приема на факультеты по подготовке кадров. Ведущие положительные тенденции в кадровом вопросе: а) формирование нового профессионального библиотечного мировоззрения (новые идеалы, уход от стереотипов, разработка профессиональных этических кодексов); б) изучение зарубежного опыта; в) модернизация подготовки библиотечно-информационных кадров (новые стандарты, программы); г) развитие профессионального самоуправления (РБА); д) появление новых специальностей (менеджер, маркетолог).

Основные проблемы состояния МТБ: недостаточная техническая оснащенность, низкое качество помещений. Ведущие направления совершенствования МТБ библиотек: автоматизация: (компьютеризация и внедрение современной множительной и воспроизводящей техники); модернизация зданий (в целом уменьшается число библиотек, требующих ремонта); организация комфортной внутренней среды.

Ведущие тенденции совершенствования библиотечного управления: укрепление правовых основ БД; осуществление реформы управления в БД – а) его демократизация; б) переход от административных к хозяйственным методам управления; в) учет спроса на библиотечные услуги на базовая основа управления; г) внедрение самоуправления (внутри производственного коллектива, посредством создания библиотечных обществ, ассоциаций); д) приоритет регионального управления перед отраслевым.