logo
Expressia_chelovekaobschenie_i_mezhlich_poznanie_Labunskaya_V_A / GLAV6-3

Психосемантика группы недифференцированных женских причесок.

прическа № 10 прическа № 11 прическа № 13 прическа № 17 прическа № 19

Рис. 8.

К данной группе относятся прически, которые не оцениваются как привлекательные или непривлекательные, т.е. являются нейтральными №5, 10, а также те, которые оцениваются как непривлекательные - №№11, 13, 17, 19. Психосемантические поля этих причесок также являются недифференцированными, та как в них не входят и фемининные, и маскулинные характеристики личности. Так, психосемантическое поле прически №5 содержит негативные оценочные характеристики интеллектуальных способностей глупый (0.8) и соответствия времени старомодный (0.76). Психосемантическое поле прически №10 содержит нейтральные характеристики дружелюбный (0.79), унылый (0.78) и позитивные оценочные характеристики - приятный (0.86), умный (1.0), молодой (0.88), современный (0.81). Психосемантические поля отвергаемых причесок данной группы выглядят следующим образом. Прическа №11 включает нейтральные характеристики негативного отношения к жизни унылый (0.95), несчастный (0.82) и к другим - замкнутый (0.83) и негативную оценочную характеристику несексуальный (0.81). Прическа №19 имеет негативные оценочные характеристики - типичный (0.75) и неприятный (0.75). Прическа №13 состоит из негативной нейтральной характеристики- скучный (0.75). Прическа №17 актуализирует позитивную оценочную характеристику интеллектуальных способностей- умный (0.75). Соотношение группы "недифференцированных" причесок с социальными ролями и шкалой сексизма выглядит следующим образом. Прическе №5 соответствует роль домохозяйки, прическе №13 - роль простолюдинки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внешний облик женщин, который трудно дифференцировать в рамках шкал "фемининность", "маскулинность" является адекватным социальным ролям второго уровня шкалы сексизма ( например, домохозяйка, простолюдинка)

В результате проведенного исследования фемининности - маскулинности внешнего облика женщины на основе изучения прихосемантики образов прически были выделены четыре типа внешнего облика: фемининный, маскулинный, андрогинный и "недифференцированный".

Во- первых, в структуру внешнего Я женщины фемининного типа входят следующие прически: из полудлинных волнистых (№№7, 8) или прямых (№12), из длинных распущенных (№№15, 16) или небрежно подобранных (№20) волос. Женщинам с фемининным типом внешности приписываются социальные роли, соответствующие второму (простолюдинка) и третьему (студентка, преподавательница) уровням шкалы сексизма. Портрет женщины, имеющей фемининный внешний облик, включает следующие характеристики: чувственный, жизнерадостный, мягкосердечный, веселый, дружелюбный, молодой, сексуальный и приятный.

Во - вторых, маскулинный внешний облик женщины представлен прическами в форме короткой стрижки (№№2, 3, 4), в форме гладко зачесанных назад волос (№22) и в форме гладко уложенного каре с мужской челкой (№14). Женщинам с маскулинным типом внешности свойственны социальные роли третьего (преподавательница) и четвертого (женщина-политик) уровней шкалы сексизма. Портрет женшины с внешним обликом маскулинного типа включает следующие характеристики: сильный, смелый, честный, молодой, умный.

В - третьих, андрогинный внешний облик женщины представлен различными прическами: короткими стрижками (№№1, 6 - удельный вес маскулинных характеристик достаточно высок), и прическами из длинных или полудлинных волос «а-ля художественный беспорядок» (№№9, 18, 21). Женщинам с андрогинным внешним обликом соответствуют социальные роли третьего (студентка,) и четвертого (западная, женщина-политик) уровней шкалы сексизма. Психологический портрет женщины с андрогинным внешним обликом включает следующие характеристики: самоуверенный, чувствительный, жизнерадостный, веселый, счастливый, честный, дружелюбный, молодой, современный, умный , приятный.

В- четвертых, для внешнего облика женщин, отнесенного нами к "недифференцированному" типу, являются характерными прически из полудлинных или длинных волос, без четкой формы и укладки. Женщинам, имеющим "недифференцированный" внешний облик, соответствуют социальные роли второго уровня шкалы сексизма (простолюдинка, домохозяйка), т.е., роли, связанные с домашней работой и воспитанием детей. Психологичский портрет женщины с внешним обликом "недифференцированного" типа не включает ни маскулинных, ни фемининных характеристик, содержит в статистически незначимом количестве нейтральные и оценочные характеристики негативного полюса.

Таким образом фемининность - маскулинность внешнего облика женщины представлена в структуре обыденного сознания в качестве комплекса деталей ее внешности, характеристик гендерной социальной роли и соответствующих им характеристик личности как субъекта общения (отношение к другому и к себе, аттрактивность - привлекательность, форма взаимодействия, степень эмпатичности). Остальные характеристики не имеют четкого статуса в качестве фемининных - маскулинных черт. Эти данные еще раз подтверждают вывод о том, что фемининность - маскулинность личности определяется прежде всего в пространстве различных характеристик общения.

Таким образом, в данном исследовании маскулинность - фемининность рассматриваются как социальные и социально - психологические конструкты, существующие на уровне как объективной, так и субъективной реальности. Маскулинность и фемининность объективизируются посредством эталонных гендерных репрезентаций и множественности гендерных идентичностей субъектов. Механизмом конструирования является интерпретация, одним из результатов которой выступают " гендерные интерпретационные схемы". Они представляют собой как форму реализации гендерной идентичности субъекта, так и его гендерный тип. Содержание конструктов маскулинности - фемининности, "гендерных интерпретационных схем" обладает свойством вариабельности. Содержание варьируется в соответствии с социальными, социально - психологическими, психологическими характеристиками той общности, в пространстве которой осуществляется конструирование маскулинности -фемининности, и соответствует обыденным представлениям общности о "мужском" и "женском". Ядро конструкта, "гендерной интерпретационной схемы" включает разноуровневые характеристики социального общения и личности как субъекта общения.