(1А) Человеческое мышление.
Человека окружает мир (объективная реальность). Этот мир представляет собой сложный объект, то есть состоящий из отдельных элементов, связанных между собой и воздействующих друг на друга определённым образом. Элементы мира и сумма связей между ними образуют структуру мира. Кроме того, структура мира не является неизменной, она изменяется с течением времени. Таким образом, мир представляет собой сложный динамический объект, обладающий определённой закономерной структурой и развивающийся так же с учётом определённых закономерностей.
Закон — необходимая, устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь между явлениями.
Закономерности в структуре и развитии мира получили название “объективная логика” (то есть логика, независящая ни от какого-либо отдельного человека, ни от человечества вообще).
Человек (познающий субъект) существует в мире, ставя перед собой определённые цели, а затем реализуя их. Для реализации этих целей человеку необходимо ориентироваться в мире, то есть знать закономерности настоящего состояния его структуры, прогнозировать будущие состояния, а также прогнозировать последствия своего воздействия на мир. Для этого человеку необходима более менее адекватная модель мира, на которой он мог бы проигрывать различные варианты развития ситуации.
Такой моделью мира является сознание. Сам процесс моделирования мира (приведение структуры модели мира (сознания) в соответствие со структурой оригинала (самого мира)) будем называть познанием. Познание мира происходит на двух уровнях: (а) непосредственное (чувственное) познание и (б) опосредованное (логическое). Опосредованное познание мира будем называть мышлением.
Мысль — отвлечённый, обобщённый образ чего-либо.
Мышление — активный процесс отражения (моделирования) объективного мира при помощи оперирования мыслями, имеющий опосредованный, обобщённый характер. Мышление является продуктом особым образом организованной материи — человеческого мозга.
Чувственное познание представляет собой процесс непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Оно позволяет отразить лишь настоящее, сиюминутное состояние мира, причём, лишь той его части, которая чувственно доступна в настоящий момент (чувственному познанию недоступно, например, ядро Земли). Оно не позволяет проникнуть в сущность этого состояния, познать его закономерности, и тем более не позволяет объяснить это состояние и прогнозировать будущие состояния мира. Логическое познание (мышление) позволяет выявить закономерности в структуре мира и закономерности в его изменении, и, следовательно, реализовать объяснительную и предсказательную функции познания.
- Логика фондовая лекция
- «Предмет логики и её значение»
- Рецензенты:
- Тема: Предмет логики и её значение План лекции:
- 1. Человеческое мышление и его особенности. Понятие о законах и формах мышления.
- 2. Основные этапы развития логики как науки. Значение логики для теоретической и практической деятельности сотрудников овд.
- (1А) Человеческое мышление.
- (1Б) Свойства человеческого мышления.
- (1В) Формы мысли.
- (1Г) Законы мышления.
- (2А) Основные этапы развития логики как науки.
- (2Б) Значение логики для деятельности сотрудников овд.
- Литература: Основная
- Дополнительная