logo
Техника и технология произведения

Тема 6. Техника масляной живописи.

Краткие сведения по истории развития техники масляной живописи.

Первые упоминания о применении масляных красок. Покровный масляный лак для темперы. Средневековая живопись на масле. Братья Ван-Эйки. Усовершенствование масляных красок. Популярность нового материала и широкое распространение его. Возможности новой техники. Эпоха возрождения - расцвет масляной живописи. Противопоставление ремесла искусству. Фабричные масляные краски. Начало упадка техники масляной живописи. Современное состояние техники масляной живописи.

Основные принципы оптического построения объема в масляной живописи в зависимости от тона грунта или имприматуры. Отличительные особенности и преимущества того или иного метода построения объема в живописи. Примеры из творчества художников различных школ живописи.

Основные элементы в технологии построения многослойной масляной живописи. Классическое понимание термина «многослойная масляная живопись» и современное содержание его. Многослойность как метод логического расчленения всего объема живописной работы на отдельные этапы, выполняемые последовательно в каждом слое, у старых мастеров. Многослойность как следствие длительного и практически непрерывного ведения работы в современной живописи.

1. Рисунок. Значите рисунка как этапа работы над этюдом и картиной. Наиболее распространенные приемы выполнения рисунка в зависимости от технического расчета дальнейшего построения живописи. Материалы, применяемые для выполнения рисунка. Фиксирование рисунка.

2. Подмалевок. Роль и назначение подмалевка в общем объеме работы над картиной. Основные задачи, разрешаемые в подмалевке. Различные материалы и методы выполнения подмалевка.

Монохромные и полихромные подмалевки. Подмалевки в обратных волнительных тонах. Выбор палитры красок для подмалевки. Сроки подсыхания подмалевка. Различные способы обработки подмалевка перед дальнейшей работой. Характер и значение подмалевка в картине на примерах различных школ живописи и произведений отдельных мастеров.

3.Основной живописный слой. Основная живописная работа в полную силу зрительного восприятия натуры или задуманной тональности. Различные методы ведения ее в зависимости от характера подмалевка и поставленной живописной задачи. Учет различных оптических изменении в поведении подмалевка в живописном слое. Возможности непосредственного включения подмалевка основной живописный слой.

4.Лессировки. Прозрачные и так называемые «полупрозрачные» лессировки – «мутные среды». Оптические возможности и эстетические значения лессировок. Влияние лессировок на оптическую сохранность живописи.

5.Исправления. Отличительные особенности поведения частичных записей и поправок. Специальная обработка мест, подлежащих исправлению. Лаки тип «ретушь». Учет степени просыхания и состояния слоя, подлежащего исправлению. Возможные оптические изменения и тональные выпады частичных записей и исправлений.

Наиболее распространенные современные методы ведения живописи.

1. Живопись ведется сразу в полную силу зрительного восприятия без подмалевка. Такой метод живописи, часто называемый «алла прима» - «один прием», предусматривает полное завершение работы «по сырому», то есть до момента, когда масляная краска подсыхает.

Две основные разновидности данного приема:

а) холст раскрывается и обрабатывается на всем пространстве одновременно основными цветовыми массами с постепенным углублением формы и цвета «по сырому». Завершение, частичные поправки и ретушь выполняются лишь после полного просыхания красочного слоя. Такой метод работы более отвечает задачам этюда с натуры или эскиза и не может быть целесообразным в работе над картиной.

Материалы и особенности выполнения рисунка при данном методе работы. Примеры данного метода работы на произведениях отдельных художников.

б) Живопись ведется по частям подобно фреске и с максимальным завершением каждого участка до момента подсыхания красочного слоя. Размер обрабатываемого участка соответствует возможности его завершения «по сырому». Частичные изменения и поправки выполняются также после полного подсыхания красочного слоя. Особенности, характер, материал рисунка при данном методе работы. Примеры, иллюстрирующие этот метод ведения живописи на произведениях отдельных художников (М.Нестеров, П.Корин, П.Кончаловский и др.)

Как в первом, так и во втором случае, живопись, в основном, является однослойной. Высокая физико-механическая и оптическая сохранность и свежесть живописи при данных методах работы. Ограничение возможностей масляной живописи при работе «по сырому» или «в один прием».

2. Живопись не может быть завершена «по сырому» и продолжается в отдельных участках или по всей поверхности холста и после момента подсыхания красочного слоя и образования на нем пленки.

Технические сложности при данном методе ведения работы. Возможные оптические или физико-механические изменения и разрушения в красочном слое как результат противоречия между методом работы и технологическими особенностями красочного материала (прожухание и потемнение отдельных участков картин; поверхностные разрывы красочного слоя; отслоения повторных прописок и т.д.).

Некоторые приемы возможного увеличения сроков работы «по сырому»

Подбор палитры медленно сохнущих красок.

Хранение работы при низкой температуре и в темном помещении. Применение масел, замедляющих высыхание красок.

Некоторые приемы и способы частичного устранения или ослабления нежелательных последствий при длительной непрерывной работе масляными красками

Периодическое просушивание красочного слоя с последующей обработкой поверхности лаками типа «ретушь».

Применение сиккативов, введение смол или лаков в масляные краски. Механическое удаление поверхностной пленки подсыхающего слоя или частичное размягчение его различными растворителями.

Частичное или полное удаление красочного слоя до грунта в местах, подлежащих переписыванию.

Покрытие масляной живописи покрывными лаками. Назначение покрывного лака как защитной пленки красочного слоя от различных физико-механических и химических воздействий окружающей среды. Эстетическая роль покрывных лаков на различных этапах развития техники масляной живописи. Срок и методы нанесения покрывных лаков. Возможные изменения колорита живописи в результате различных изменений и разрушений покрывных лаков. Регенерация, удаление и замена покрывных лаков. Условия, исключающие необходимость применения покрывного лака в масляной живописи.

Палитра художника. Роль и место палитры в работе художника на различных этапах развития техники масляной живописи. Организация палитры как первый этап работы художника над картиной. Примеры построения и значение палитры у различных мастеров. Системы номерного построения палитры различных школ и отдельных мастеров.