«Микеланджело Антониони»
Он очень сложный и противоречивый художник, своим творчеством, отражающим эволюцию искусства итальянского экрана за последние пятьдесят лет.
Родился Антониони на севере Италии в Ферраре 29 сентября 1912 года в семье, в которой отец своими силами выбился в люди, а мать всю жизнь проработала на фабрике. В детстве он был чемпионом города по теннису. В 1935 году закончил факультет экономики и коммерции болонского университета, но мало уделял внимания специальности, больше занимался студенческим театром, где ставил Чехова, Ипсона, писал пьесы сам. В эти же годы пишет рецензии на фильмы, и пытается поставить документальный фильм о психиатрической больнице. Закончив обучение, уезжает в Рим, чтобы пробиться в кино. Вначале работает одним из секретарей на выставке Экспо 42, но вскоре, рассорившись с начальником, устраивается в журнал «Чинема», где сближается с группой молодых критиков, он пишет статьи, сценарии, посещает занятия в римском экспериментальном кино центре. Приехав во Францию, он становится ассистентом франко-итальянского фильма «Вечерние посетители» режиссёраМарселя Карне.
После возвращения на родину, он приступает к съёмкам документального фильма «Люди с реки По», вышедший уже после войны. Это была лента о ловле рыбы, о речных пароходах, перевозящих людей и товары, и рыбу. Затем выходит его документальный фильм«Метельщики улиц»о бедняках, занимающихся этим ремеслом.«Суеверие» о мракобесии царящем в деревне.«Семь канн, один костюм»о тяжёлом труде в мануфактурном производстве. Он активно участвует в работе над этапным фильмом неореализма«Трагическая охота» Джузеппе де Сантиса. Игровые фильмы он начинает снимать в 1950 году, когда неореализм уже был в зените.
Хотя Антониони вроде бы шёл в том же направлении, но его неореализм по внешним признакам был другим. Если действие неореалистических фильмов происходило в Риме или на нищем юге, то фон его фильмов промышленный Милан, богатый север с его смогом, туманами и дождями, придававшими необычность экранной реальности его лент. Острие критического анализа Антониони направил в иную социальную среду. Героями его фильмов стали утончённые, изящные дамы, их богатые мужья, расчётливые любовники. Сюжеты его картин довольно традиционны, он не снимает непрофессионалов, а предпочитает известных, красивых актёров.
Свой первый художественный фильм Антониони снял в 1950 году, это была «Хроника одной любви», причём снял он фильм случайно, продюсера ему нашёл приятель. Фильм был замечен критикой, но следующие две его работы«Побеждённые»1952 год и«Дама без камелий»не имели успеха. В 1955 году выходит фильм«Подруги», но после того как режиссёр снял новеллу в сборнике«Любовь в городе»он в течение двух лет не мог осуществить свои замыслы.
И только в 1957 году он снимает фильм «Крик»(Отчаяние), по своему сценарию написанному ещё в 1953 году. Этот фильм ещё сохранял некие следы неореализма. Действие фильма происходило в нищем рабочем посёлке, герой фильма безработный, участвующий в забастовке. Но для Антониони прежде всего важным было душевное одиночество человека, ведущее его к трагическому концу, самоубийству. Чезаре Дзаватини почувствовав двойственность замысла режиссера, дал ему дружеский совет: «Оставь рабочих нам, а сам исследуй среду и проблемы, которые ты лучше знаешь». Фильм в Италии был принят весьма прохладно. Продюсеры ждут от него коммерческих фильмов, но режиссёр остаётся верен себе и пишет сценарии.
В это время растёт его слава за границей, особенно во Франции, где его «Крик» объявлен шедевром, а затем последовала знаменитая тетрология, четыре фильма принесшие режиссёру за шесть лет с 1959 – 1965 годы мировую славу. Это фильмы «Приключение»1960 год,«Ночь»1961 год,«Затмение»1962 год,«Красная пустыня»1964 год. Трагично звучали сами названия этих фильмов. Антониони интересует не конфликт между человеком и условиями его существования, и внутренний разлад в самом человеке, его интересует не человек перед лицом общества, а человек перед лицом другого человека и самого себя. Человек, достигнув к определённому возрасту успехов в гонке за жизненными благами в минуты передышки видит, что вокруг него выжженная земля, что он одинок, утратил чувства и не способен даже любить. К физической близости он стремится лишь для того, чтобы почувствовать себя менее одиноким. «О чём ваши фильмы? О болезни чувств?», «Нет об их отсутствии!». Для Антониони главная жертва современного общества это женщина, как существо более слабое и более чуткое, у неё больше времени для размышления и само постижения. Героини четырёх фильмов сыгранные «печальной музой Антониони» актрисой Моникой Витти, от фильма к фильму проходят путь от невроза к серьёзному психозу. После выхода тетрологии, международный конгресс психиатров в С. Ш. А. удостоил режиссёра звания, доктора психологии, за точную клиническую картину. В этих фильмах расположенных логически и хронологически, зритель участвует вместе с режиссёром в исследовании актуальных проблем современной жизни. Когда технологический прогресс, возрастающая динамичность жизни, убивают не только природу, но и истинные чувства человека, его душу. В этих фильмах проявляется и своеобразие языка Антониони: замедленность действия, монотонность, которые вдруг сменяются бурными взрывами, обилиями сложных деталей, метафор. Так во всех фильмах возникают между героями предметы, мешающие им сблизится. Рвущееся ожерелье, тянущиеся и не могущие соединиться руки. Эти фильмы были новым явлением для западного кино и критика назвала тетрологию «тетрологией некоммуникабельности».
В фильме «Приключение»режиссёр рассматривает историю, в которой участвуют три героя: богатая девушка Анна (Лиа Массари), её любовник Сандро, Клаудиа (Моника Витти), а так же гости приглашённые Анной на выходные. Анна исчезает, и гости её ищут. Но в фильме названном «Приключение», приключения как раз и нет, – это скорее злоключение. Судьбу Анны мы так и не узнаем, зато режиссёр развернёт сложную психологическую связь отношений возникающих между Сандро и Клаудией, но и эти отношения, кажущиеся в начале рождением серьёзных чувств закончатся глупо и нелепо, Сандро окажется ничтожеством. Главное в фильме не исход случайной связи, а попытка Клаудии понять себя и своего партнёра. Всё действие разворачивается в роскошных отелях и загородных виллах. Внешний мир здесь служит проекцией внутреннего мира человека. Усталость и духовное омертвление, вот сущность героев этого фильма.
В фильме «Ночь», в главных ролях снялисьМарчело МастроянииЖанна Моро, они точно и тонко передают обстановку усталости и духовного омертвления своих героев, поведение которых алогично и подчиняется лишь подсознательным комплексам.
В фильме «Затмение»тема одиночества, разобщённости людей, получает отчётливое выражение. Фильм начинается с бесконечной, тягостной паузы, в тусклый предрассветный час Виктория (Моника Витти) и её любовник Рекардо пытаются поставить финальную точку в их отношениях, позади встречи, любовь, счастье. Любовь умерла и в душе героини от неё не осталось ничего. Вот с этого ничего и начинается фильм. На экране момент пустоты, когда нет ни любви, ни злобы, ни надежды. Моника Витти играет современную женщину, потерявшую интерес не только к жизни, но и ощутившей призрачность связей в этом мире, где продаются и покупаются не только вещи, но и чувства, где чувства заменены сурагатами, обличёнными в красивую упаковку. Композиционным и пластическим центром фильма становится биржа, именно здесь сконцентрирована вся энергия, все эмоции. Здесь среди пляски цифр на электронном табло сгорает человеческая страсть. Герой фильма биржевой маклер Пьер (Ален Делон), кажется героине умным, способным на чувства, но как только пропадает его машина, он превращается в жалкого себялюбца. Они с Викторией как двойники, оба молоды красивы, полны физических сил, но они внутренне опустошены, они ещё не жили, но уже отжили. В финале фильма Антониони вообще упраздняет своих героев, камера показывает на место где они раньше встречались и договорились встретится вновь. Всё на месте, чан с водой, штабель кирпичей, а людей нет, а были ли они, а может быть их не было вовсе, Антониони вводит в фильм мотивы, которые должны вступить в конфликт с темой угасания. Это такие как рассказ Марты об Африке, угон машины.
Эти происшествия не становятся событием, неподвижность, затмение торжествуют и в следующей его работе «Красная пустыня». Антониони разрабатывает тему духовного одиночества человека (некоммуникабельности). В центре фильма образ Джуллианы, получившей в результате автокатастрофы травму. Мир стал для неё чужим, чувства обострены болезнью, омертвелый индустриальный пейзаж с частоколом фабричных труб, искажённые дымом и копотью, цвета живой природы. Всё то, что люди привычно не замечают, вызывает в ней тревогу и страх ей кажется, что всё вокруг нереально, непрочно, зыбко. «Я боюсь фабрик, заводов, людей, цветов». Антониони мастерски создаёт эту атмосферу предощущения опасности, Джуллиана ищет спасения, но муж добрый и любящий не понимает её, она ищет спасение в материнстве, но обман маленького сына, претворяющегося, что у него отнялись ноги, потрясает её своей жестокостью. Она бросается к другу мужа, но не близость, ни страсть к Коррадо не могут заменить любовь. Едва зародившееся чувство, отмечено печатью умирания. «Хочу, чтобы все, кто меня любил окружили меня, встали стеной» - говорит Джуллиана, Коррадо, но натыкается на стену молчания и равнодушия. Коррадо тоже предаёт её, он уезжает. Человек не понимает и не может понять другого. Нет связи между чувствами и мыслями людей, даже скреплённых родством или физической близостью. Можно ли убежать от действительности, от себя, от своей судьбы. В «Красной пустыне» Антониони впервые работал с цветом и это дало ему толчок к поискам в области формы, чтобы цвет тоже работал на замысел, отражал психологическое состояние. Цвет присутствует уже в названии пустыня - это образ человеческой души, образ мира, где человек одинокий путник, но почему пустыня красная? Антониони говорил, что психологи считают красный цвет раздражителем, способным привести к конфликтам, стрессам, кризису. Работа с цветом увлекла Антониони, он заботился о цветовой гамме предметов, для чего подкрашивал траву, деревья, создавая ощущение искажённого перевёрнутого мира. «Красная пустыня» произвела фурор на международном кинофестивале в Венеции, где жюри присудило ему главный приз – золотого льва св. Марка. После этого фильма Антониони решил, что тема исчерпана, его увлёк новый феномен – движение Хиппи.
Антониони отправляется на родину «детей цветов» в Англию, где в 1967 году снимает фильм «Блоу ап», что на жаргоне фотографов означает: фотоувеличение, крупным планом. Этот фильм был переходом к новой полосе творчества, разворачивая странную и неясную историю о случайной фотографии, снятой молодым фотографом, на которой изображено убийство. Антониони показывает как зыбок, неустойчив, неясен мир большого города. Самостоятельное расследование убийства, составляющее сюжет фильма, никаких результатов не принесло. Истина неуловима, непознаваема, к ней можно сколько угодно приближаться, но её нельзя постичь. Антониони заканчивает фильм эпизодом воображаемой игры в мяч, в котором принимают участие персонажи в причудливых масках и гриме и эта игра ни во что, воспринимается, как символ, полной бессмысленности жизни.
Чтобы продолжить разработку увлёкшей его темы Антониони отправляется в С. Ш. А., где зреет бунт студенческой молодёжи, где происходят выступления «чёрных пантер». Здесь режиссёр снимает историю юных Марка и Дарьи, гармонично включая в неё документальные сцены студенческих сходок. Так в 1970 году появился фильм «Забриски Поинт», где общество показано в реальном его обличии. Антониони снимает свой фильм на западе С. Ш. А., на средства американской кино компании, он снимает подлинные студенческие волнения, погромы, учиняемые полицией в университете. Ему даже удаётся снять реальное убийство студента. Мы видим на экране плакат: «Нет войне!», избиение, а затем и убийство одного из студентов и герой фильма Марк, бывший студент, а сегодня механик, поднимает оружие и падает полицейский, его убил кто – то другой, но телекамера выхватила Марка, он спасается от полиции, угоняет с аэродрома частный самолёт и летит по шоссе, пересекающее долину смерти Забриски Поинт. Пять миллионов лет назад здесь была жизнь, а сейчас лишь мёртвые пески и камни. Мрачные марсианские пейзажи и параллельно сценам студенческих беспорядков, идут сцены заседания, строительной компании, решившей заселить безжизненную Забриски Поинт. Героиня фильма Дарья, любовница и секретарша одного из строительных боссов, садится в автомобиль и едет на выходные. Над шоссе летит на своём самолёте Марк и увидев машину, начинает кружиться над ней. Начинается одна из самых знаменитых лирических сцен мирового кино – самолёт кокетничает с автомобилем. Любовный танец двух современных машин затем продолжится, как счастливая идиллия любви героя и героини. В первые, в творчестве Антониони, возникает тема гармоничной взаимной любви. Двое в пустыне счастливы, любовь их прекрасна, они сразу находят душевное родство, их притягивает друг к другу общность судьбы, неустроенность, никчёмность. Они бегают по каменному каньону, а потом закуривают травку и в их воображении мёртвая пустыня оживает обнажёнными телами, множество молодых возлюбленных, а потом Марк возвращается на аэродром и его расстреливают полицейские, а Дарья, приехавшая в отель, где её ждёт любовник покидает его. В финале фильма Дарья с горы бросает взгляд на этот отель и в её возбуждённом сознании возникает взрыв, летят, крушатся стены, холодильники, стеллажи с книгами, кресла – весь этот американский образ жизни взорван, взлетел на воздух. Фильм заканчивается воплем страха и ненависти. Художник и его герои, как бы говорят: «всё это прогнило, должно погибнуть, должно быть разрушено, а что же будет создано в замен этому?» В С. Ш. А. официальная реакция на фильм была катастрофичная, если молодёжь фильм радостно приняла, то газеты писали: «Жаль, что какой ни будь полицейский не пустил ему пулю в затылок, как герою его фильма бунтовщику Марку. Антониони высказал нам презрение, и мы отвечаем ему тем же». На прощание режиссёру в аэропорту подсунули наркотики.
Огорчённый Антониони отправился в другую страну, в Красный Китай, где снял трёх часовой документальный фильм «Китай – Чанг – Куо»1972 год. Во время съёмок за ним присматривала группа китайских искусствоведов. После съёмок фильм показали представителям посольства в Риме, а так же агентству Синь – Хуа. Полтора года фильм шёл по всему свету, а в 1974 году разразился невероятный скандал. Газета Женьминь Жибао 30 января поместила статью, где назвала Антониони бешенным провокатором, оскорбившего великую Китайскую идеологически культурную революцию. Антониони считал, что поводы для нападок чисто политические, подлинная мотивировка связана с внутренним положением Китая, а не с его фильмом. Может статься, что в основе всей этой компании лежат глубокие различия в культуре. Мы, например, можем считать какой ни будь факт или образ умилительным или волнующим, а китайцы могут расценить его как не заслуживающий внимания. На кадрах, снятых в Шанхае, видишь, что большие торговые суда иностранные, а деревянные джонки – китайские. Злобная цель автора показать, что рас таков главный промышленный город Китая, то что же говорить о других районах. Снимая большой мост Антониони представил это величавое сооружение шатким, причём в кадре оказались брюки, вывешенные под мостом для сушки, что ещё более огрязнило это величественное сооружение. Газеты требовали разбить собачью голову Антониони, после этих нападок у него случился первый инсульт.
Следующий фильм он снимает в Африке, Германии и Испании – это фильм «Профессия репортёр» 1975 год. Жанр этого фильма почти приключенческий – герой фильма Девид Локк (Джек Николсон), ему приходится занимается снабжением оружием повстанцев, борющихся против диктатуры в неком Африканском государстве. В фильме кроме Николсона занята молодая актрисаМария Шнайдер. В основе фильма типичная для итальянского искусства тема лица и маски, двойника, бегство человека от общества, от прошлого, от самого себя. Локк пытается быть нейтральным, но это невозможно в современном мире, и тогда он, устав от работы, от семейных неурядиц. Увидев, что его новый знакомый Робертсон умер от инфаркта подменяет документы и отныне его друзья и жена считают его умершим. Но Робертсон оказывается поставщиком оружия для повстанцев и Локк, приняв его облик будучи не только по профессии, но и по образу жизни репортёром становится наблюдателем, регистратором событий втягивается в борьбу, которая осложняется тем, что жена и друг ищут Робертсона как свидетеля последних мгновений жизни Локка. Этот фильм углублённо психологический, типично Антонионевский был показан в 1975 году на девятом московском кинофестивале и имел огромный успех в нашей стране.
На гребне этого успеха Антониони предлагает поставить Советско – Итальянский фильм «Воздушный змей», для чего совершает путешествие по Средней Азии и совершенно очаровывается ей. Но этот проект не был осуществлён и Антониони, вернувшись в Италию, снимает для телевидения фильм«Тайна Обервальда» по пьесеЖ. Кокто «Двуглавый орёл». Он снова снимаетМонику Витти(они уже расстались). Действие фильма разворачивается в Баварии, вXIX веке, в годы царствования ЛюдвигаII. Политические интриги, борьба за власть стоит королю жизни, и он погибает от руки убийцы наследующий день после свадьбы с Элизабет. Вдова становится затворницей и живет в уединении, страной правят свекровь и жестокий шеф полиции. Народ решает покончить с монархией и молодой поэт-анархист, которому поручено убить королеву проникает в ее покои, но не может этого сделать, а она поражена его сходством с покойным мужем. Вспыхивает любовь и они становятся союзниками в борьбе за возвращение ей трона. По жанру – это типичная мелодрама, но Антониони говорил, что его мало увлекала тема, его больше привлек эксперимент с новейшей техникой. На экране дует зеленый ветер, герои появляются в ареоле разных оттенков передающих их душевное состояние. Шеф полиции – цвет свинцово-серый, влюбленные окружены то золотым, то розовым ареалом. В одной из сцен часть персонажей снята в цвете, а часть черно-белая. На глазах у зрителей вянет роза в бокале, мертвеет кожа на руке умирающей императрицы.
В 1982 году он возвращается в кино и снимает фильм «Идентификация женщины». На вопрос журналистов, о чем его новый фильм, Антониони ответил: «Я могу поведать сюжет моего фильма в 2-х словах – новая лента рассказывает историю мужчины, который ищет женщину, отвечающую его идеалу». В фильме он – режиссер, т.е. человек, у которого личное и профессиональное часто совпадают. Поиски немолодым режиссером, подходящей для роли актрисы – это поиски близкого человека родственной души, но эти попытки заканчиваются крахом, как и для других героев. В фильмах Антониони ничего не изменилось с 60-х годов, только отношения между мужчиной и женщиной стали грубее, вульгарнее. В этом фильме Антониони снова выступает как тонкий знаток женской души. Возвращаясь к проблеме человеческой разобщенности, режиссер не повторяет пройденное, а он делает фильм более современным, эротичным и острым.
После этого он на TVснял короткометражку об эстрадном ансамбле, выпустил книгу«Тот кегельбан над Тибром», увлекается фотографией и живописью, коллекционирует фотографии киноактеров, у него одна из лучших в Италии коллекция сухих вин. В 1985 году он заболел и после инсульта решился речи, несмотря на это, в 1994 году он вместе с режиссеромВимом Вендерсономснял фильм«По ту сторону облаков». В 1992 году президент Франции Миттеран присвоил ему звание «Командор искусства и литературы».
В фильме «Крепость»режиссераРоб Грийеон снялся в роли офицера вышедшего ………... и потерявшего после ранения речь и уединенно живущего в форте.
В 1993 вышел его семи минутный документальный фильм, где запечатлены уголки Сицилии, снятые с небольшой высоты на вертолете. Еще будучи здоровым Антониони сказал: «Я уже много лет работаю в кино и хорошо усвоил одно правило – не надо торопиться, надо работать, постоянно снимать тот фильм, который дозрел».