Выражение лица
Установлено, что выражение лица является одной из таких характеристик рисунка, которые можно интерпретировать непосредственно с достаточной точностью, Индивидуальные оценки выражения лица нарисованной фигуры будут различаться в деталях, однако опыт автора показывает, что независимость суждений от личности описывающего рисунок — скорее правило, чем исключение. Мы обнаруживаем, что, независимо от умения рисовать, испытуемый будет бессознательно придавать свoeму рисунку определенное выражение — ненависти, страха, смущения, агрессии, вызова, умиротворения, кротокости или даже неадекватной аффективности. Однако попытка испытуемого нарисовать в соответствии с инструкцией смущенного либо счастливого человека может оказаться неудачной. Запланированы эксперименты, в которых проекция различных выражений лица будет следствием специфической инструкции, а также будет возникать под влиянием специфического настроения, внушенного под гипнозом. У шизоидных субъектов обычно наблюдается комбинация особенностей рисунка, включающая выражение лица, отражающее аутистическую и нарциссическую поглощенность, большие размеры изображения, а также ограниченную подвижность, что подчеркивает сконцентрированность субъекта на себе. В такого рода рисунках обездвиженных фигур воображаемое двигательное побуждение сильно, однако фигура остается зажатой в рамках нарциссизма и эксгибиционизма субъекта. Более чем часто результатом бывает статичная поза, что ощутимо контрастирует с очевидным внутренним побуждением к движению.
Большое разнообразие графических особенностей, относящихся к индивидуальным характеристикам лица, составляет один из основных источников анализа содержания. Интроспективные отчеты, полученные у отдельных испытуемых и касающиеся их навыков рисования, выявляют предрасположенность к закрепленным предпочтениям специфических способов изображения рта, глаз, носа и других деталей лица. Это предполагает, что определенный стиль, избранный для изображения различных черт лица, стабильно соотносится с базовыми характеристиками личности. Эта гипотеза проверяется путем изучения константности рисовальных шаблонов.
В рисунке присутствуют и другие очевидные признаки высокоразвитой интрапсихической дифференциации. Это особенно хорошо заметно, когда испытуемый рисует дополнительные линии, чтобы обозначить морщины или придать лицу особую выразительность. Такого типа линии обычно заметны в области носогубных складок и на лбу. Целью такого рода графического акцента является добавление серьезности и зрелости изображаемому лицу. Специальное подчеркивание лба, изображение его очень выпуклым (что особенно хорошо видно на профильных рисунках) в целом ассоциируется испытуемым с интеллектуальными способностями. Подчеркивание выпуклости в области затылка, что также иногда видно на рисунке, имеет, вероятно, такое же значение.
Рот
Рот появляется на детских рисунках практически так же рано, как и голова. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рисуночных проекций. Рот может быть выделен путем пропуска его (отказ от изображения рта вообще), подчеркивания, необычного размера, особых очертаний, штриховки, стирания, или изображения его в необычном месте. Выделение оральной области отмёчается в рисунках маленьких детей, а также отсталых и деградировавших индивидов, алкоголиков. Поскольку рот является источником чувственного или эротического удовлетворения, он отчетливо выделяется в рисунках индивидов, имеющих сексуальные проблемы. Чрезмерно сильное выделение рта обычно связано с фиксацией на пище, с желудочной симптоматикой, а также склонностью к сквернословию и подверженностью вспышкам гнева. Рот с детально прорисованными зубами в рисунке взрослого человека считается признаком инфантильной, оральной агрессивности. Часто можно видеть такой рот на рисунках испытуемых, страдающих простой формой шизофрении, а также явных истериков. Дети и Дефективные испытуемые невысокого уровня часто демонстрируют такой способ изображения рта, однако, в отличие от рисунков шизофреников, оральная агрессия, обозначаемая таким образом, является скорее показателем развития, нежели регрессии. Иногда обозначен также и язык, что подчеркивает оральную концентрацию на примитивном уровне. Этим привносится также эротическая нота.
Изогнутый, чувственный рот обычно отмечается в рисунках инфантильных, зависимых индивидов. Их зависимость часто подчеркивается также выделением пуговиц. Функционально рот такого типа изначально пассивен и открыт для принятия пищи. Обычно такое выражение оральной зависимости демонстрируют требовательные и паразитически настроенные взрослые испытуемые. С другой стороны, мы выявили в рисунках другой тип рта — изображение его резкой, грубой линией (как щель). В рисунке такой рот передает агрессивность. Такой способ изображения рта, как правило, достоверно ассоциируется с вербально-агрессивной, сверхкритичной и подчас садистической личностью. Варианты такой линии можно видеть в тех случаях, когда испытуемый начинает рисовать под ощутимым давлением, но быстро заканчивает работу над листом бумаги. В результате рот обозначается как короткая, грубая линия. Интерпретация такого типа рисунков состоит в том, что побуждение к вербальной агрессии сильно, но ожидаемый отпор заставляет индивида предусмотрительно от нее отказаться. Испытуемые, находящиеся в состоянии напряженности, изображали рот одной линией на профильных рисунках так, как будто рот был плотно сжат, закрыт от чего-то. Особенно это было заметно в рисунках тех испытуемых, которые имели активный опыт фелляции. Сходный тип изображения, но с менее выраженной напряженностью, отмечался у пациента, который лишился речи в результате операции на горле. В этой связи было бы полезно изучить способы изображения рта у людей, страдающих от заикания и других дефектов речи. Изображение рта с помощью широкой приподнятой (на концах) линии, как на клоунской маске, часто отмечается в детских рисунках и иных фигурах, нарисованных в инфантильной манере. В зависимости от других аспектов рисунка это интерпретируется как подчеркнутое стремление к одобрению либо как аффект неадекватности. В рисунке, который был недавно выполнен пациентом, страдающим патологической депрессией, отсутствие рта совпадало с выраженным чувством вины в связи с оральной агрессией, связанной в сознании пациента с садистскими наклонностями. Такая формулировка совпадает с психоаналитической теорией депрессии. Пропуск рта характерен также для астматиков.
Губы
Детализация губ, появляющихся на рисунке, часто задает тон выражению лица. Приданные мужской фигуре полные губы расцениваются как показатель женственности. Они могут часто изображаться наряду с другими чертами, отражающими тщеславие и нарциссические интересы. Иногда губы изображаются особо чувственными и могут быть интерпретированы именно таким образом. В редких случаях губы специфически изогнуты, чтобы походить на фаллос, — для этих испытуемых был актуален опыт оральной сексуальности. Изображение губ, так же, как и других деталей, часто заметно различается в рисунке мужской и женской фигуры. Эти различия будут обсуждаться в одном из следующих разделов. Тщательно вырисованные губы в форме лука Купидона в сочетании с другими обильно приукрашенными чертами изображенной фигуры можно видеть в рисунке преждевременно сексуально развившейся девочки. О выраженности сексуального побуждения можно судить, исходя из других аспектов рисунка. Неуместная линия, находящаяся между губами, наподобие соломинки или зубочистки, отмечается в рисунках тех испытуемых, в чьей сексуальной сфере имеется предрасположенность к оральному эротизму. Более грубая и специфическая эротическая концентрация на губах и области рта имеется в рисунках очень незрелых индивидов — их рисунки сами по себе весьма грубы. Более изощренный вариант орально-эротического акцента достигается включением очень заметной сигареты или трубки.
- Предъявление.
- Пост-рисуночные ассоциации.
- Бланк для регистрации наблюдений экспериментатора.
- Социальные черты — части лица
- Выражение лица
- Подбородок
- Адамово яблоко
- Контактные черты
- Руки и кисти
- Ноги и ступни
- Пальцы ног
- Бедра и ягодицы
- Анатомические проявления
- Суставы
- Пуговицы
- Карманы
- Галстук
- Обувь и шляпа
- Действие или движение
- Последовательность
- Симметрия
- Средняя линия
- Размер и местоположение
- Перспектива
- Тип линии
- Стирания
- Индикаторы конфликта
- Штриховка
- Различное изображение мужской и женской фигур
- Учет возрастных особенностей
- Заключительные замечания