logo
koloristika

Фигура и фон. Для создания приятного для наблюдателя образа, необходимо помнить, что мы постоянно имеем дело с фигурой или «пятном» на фоне.

Поверхность, заключенная в пределах определенных границ, приобретает статус фигуры, тогда как окружающая ее поверхность рассматривается как фон. Поверхность, обладающая меньшей площадью, тоже часто становится фигурой. Важными факторами, оказывающими влияние на феномен фон – фигура, являются текстура, цвет, расположение, объем. Например, части, расположенные внизу, имеют тенденцию быть ближе к зрителю, т.е. имеют больший вес, а значит, чаще всего оказываются «фигурой» на более легком фоне.. Это же относится и к цвету: коротковолновые (холодные) цвета, находясь «дальше» от объекта, чем длинноволновые (теплые), прежде всего красный, чаще смотрятся фоном, чем фигурой. Выпуклости обычно воспринимаются фигурами, а вогнутости – фоном.

ГЛАЗ. Свет – один из существенных элементов жизни – условие для наиболее активной деятельности. Свет – это один из наиболее впечатляющих источников наших ощущений.

Физики утверждают, что свет, который нас окружает заимствован. Свет, освещающий небо, послан через темную Вселенную на темную Землю с расстояния в 150 миллионов километров.

Почти все живущее на Земле чувствительно к свету. Первые простейшие глаза реагировали только на свет и изменение интенсивности света. Восприятие формы и цвета предполагают более сложное строение глаз, способных к формированию образов и мозг, достаточно развитый, чтобы интегрировать нервные сигналы от оптических образов на сетчатке. У высших животных есть клетки – рецепторы чувствительные к цвету (иногда они располагаются по всему телу, как у земляного червя). Наши глаза – типичные глаза позвоночных: не самые сложные и не самые высокоорганизованные, но зато в дополнение к ним мы имеем самый совершенный в животном мире мозг.

Каждая часть глаза и даже его ткани являются в высшей степени специализированным образованием.

Роговица – особая ткань, не снабжающаяся кровью; ткань роговицы получает питание не с помощью кровеносных сосудов, а непосредственно из жидкой среды глаза. Вследствие этого роговица достаточно изолирована от остального тела глаза. Именно благодаря этому счастливому обстоятельству возможна пересадка роговицы от одного человека другому в случае ее помутнения. Подобной системой особо организованных структур, полностью изолированных от кровеносных сосудов является и хрусталик.

Роговица преломляет свет, создавая возможность формированию изображения. В глазу непрерывно выделяется и всасывается водянистая жидкость, которая обновляется приблизительно каждые четыре часа. Каждое глазное яблоко снабжено шестью внешними мышцами, которые поддерживают его в орбите в определенном положении и позволяют поворачиваться вслед за движущимся объектом.

Глаза работают совместно. Помимо внешних глазных мышц имеются также мышцы внутри глазного яблока. Радужная оболочка представляет собой кольцеобразную мышцу, создающую зрачок, через который свет проникает в хрусталик, расположенный непосредственно позади зрачка. Эта мышца регулирует поток света и дает возможность увидеть близко расположенные предметы. Другая мышца управляет фокусировкой хрусталика.

Хрусталик, меняя свою кривизну, позволяет видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от глаза. Оказывается развитие хрусталика идет от центра, клетки добавляются в течение всей жизни, хотя этот процесс с возрастом замедляется. Центр хрусталика является, таким образом, самой старой его частью, с годами клетки все больше отделяются от кровеносной системы, и постепенно отмирают. Хрусталик становится неэластичным, плохо меняет свою форму при взгляде на различные расстояния и наше зрение постепенно ухудшается.

Радужная оболочка пигментирована, в ней встречается широкий набор цветов. Окрашенный пигмент создает «цвет глаз личности», представляющий особый интерес для поэтов, влюбленных, генетиков и визажистов. А главная задача цвета радужки состоит в том, чтобы быть достаточно светонепроницаемой и служить эффективной преградой перед хрусталиком. Глаза, лишенные пигмента (альбинизм) плохо приспособлены к яркому свету.

Зрачок не имеет никакой структуры, это отверстие, образованное радужной оболочкой, через которое свет проходит к хрусталику, а затем к сетчатке уже в качестве изображения.

Название сетчатки, происходит от слова «сеть» или «паутина» и объясняется наличием густой сети кровеносных сосудов, которые ее покрывают. Сетчатка – это тонкий слой взаимосвязанных нервных клеток, светочувствительных колбочек и палочек, которые превращают свет в электрическое импульсы – язык нервной системы. Сетчатку часто рассматривают как «вынесенную наружу часть головного мозга». Она является специализированной частью мозговой коры, содержит типичные мозговые клетки, расположенные между фоторецепторами и зрительным нервом, которые модифицируют электрическую активность, идущую от фоторецепторов. Таким образом, процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О СВЕТЕ. Свет – определенная область электромагнитных излучений. Человеческий глаз принимает только часть этого излучения – видимое излучение, которое вызывает физиологическое восприятие света. Свет – это по определению то, что мы можем видеть. Свет состоит из частиц, называемых фотонами, каждую из которых можно рассматривать как пакет электромагнитных волн. Расстояние между гребнями волн называют длиной волны, оно измеримо, но чрезвычайно мало. Наши глаза могут воспринимать электромагнитные волны длиной от 400 до 700 нм. Число колебаний волны в секунду называется частотой. Амплитуда волн, т.е. максимальный размах колебания, определяет интенсивность светового излучения. Обычно попадающий в наши глаза свет состоит из сравнительно однородной смеси лучей с различными длинами волн; такую смесь называют белым светом.

Свет распространяется прямолинейно и равномерно во все стороны. Скорость света в безвоздушном пространстве примерно 300 000 км в сек, в воде – 225 000, в стекле – 200000.

Свет состоит из бесконечного множества световых лучей. Световой луч – это наименьшая часть светового потока. Световые лучи образуют световые пучки. Световые пучки могут быть с параллельными или расходящимися лучами, а диффузный свет – состоит из рассеивающихся лучей. Например, из-за большого расстояния солнечный свет, попадающий к нам через окно, распространяется параллельно, свет от электрической лампы освещает нас расходящимися лучами, а от белой бумаги свет отражается диффузно.

СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. В повседневной жизни свет оценивается нами всегда очень приблизительно и только с количественной стороны: темнее, светлее, очень темно, светло и т.п. Но, подобно тому, как любое природное тело мы можем измерять или в линейных единицах, определяя его габариты, или в единицах кубических, выражая его объем, так и при характеристике света можно подходить к его оценке с разных сторон. Если нужна количественная сторона, т.е. определить, сколько света он посылает в том или ином направлении, то говорят о силе света, а если нужно определить, как он распространяется по поверхности, то говорят об освещенности, а когда говорят о действии, которое свет производит на глаз, - о его яркости или светлоте. Все эти величины вытекают из представления о световом потоке, которое является основополагающим для характеристики этих величин. Проблемой выяснения закономерности измерения силы света, возможностью сравнивать и измерять свет занимался еще Леонардо да Винчи. «Если поместить сильный свет на расстоянии от неосвещенного предмета, а слабый свет – вблизи его, то окажется, что можно сделать так, что это тело будет либо одинаково темным, либо одинаково светлым». Между словами «сила света», «светлота», «тон», «яркость», «освещенность» много общего, но разобраться в каждом из них стоит.

СВЕТОТЕНЬ. Световой поток, исходящий от источника, падает обыкновенно не на одну, а на множество разнообразных поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу и по отношению к лучам света. В результате возникает весьма сложная картина распределения света и теней. Светотень, распределившаяся по поверхности одного предмета, служит основным средством объемно-пространственной моделировки формы. В зависимости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объемным. Основным при корректировке лица в декоративной косметике является знание местоположение теней и света на «идеальном» лице и умение при сравнении с тенями и светом на модели их исправления.

Зону света образует та часть предмета, которой достигают лучи света, идущие непосредственно от источника, а противоположная ей зона тени освещается только отраженными лучами. Однако отраженный свет – это часть падающего света. Светлота как освещенной, так и отраженной частей зависит от того, под каким углом падают на поверхность лучи света. Если лучи падают под прямым углом, то в этом месте на предмете образуется БЛИК, подобно тому, что на затемненной поверхности образуется РЕФЛЕКС.

Свет, тень, блик и рефлекс на объемной поверхности, а на теле и лице человека нет ни одной прямой линии или плоскости, располагаются симметрично относительно зоны, называемой ПОЛУТЕНЬЮ. Самое светлое место на свету – блик, а в тени – рефлекс. Выраженность блика и рефлекса зависит от фактуры поверхности: более гладкая и блестящая поверхность делает их резко очерченными, шероховатая заметно уменьшает их ясность. ПОЛУТЕНЬ включает в себя пограничные участки зон света и тени и является той частью поверхности, которая дает наиболее верную информацию о светлоте и цвете предмета. Нельзя злоупотреблять бликами (особенно важно это становится при нанесении макияжа или подборе одежды женщин элегантного возраста). Пока соблюдается чувство меры блик служит одним из важнейших средств, передающих объем, но когда им злоупотребляют, он становится назойливым и пестрит.

Светотень прекрасно передает объем.

ОСВЕЩЕННОСТЬ И ЯРКОСТЬ. Освещенность характеризуется величиной светового потока, приходящейся на единицу площади поверхности.

Яркость находится в зависимости от освещенности и определяется количеством света, отражаемого от поверхности. Известно, что ни одна поверхность не отражает все 100% падающего на нее света.

Освещенность влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более сильной освещенности выигрывает красный цвет и его оттенки, они становятся ярче, а при слабой освещенности - синий. Это важно помнить визажисту: дневной макияж требует теплых тонов, а вечерний – холодных.

ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА ПОВЕРХНОСТЬЮ. Лучи, падающие на поверхность, могут отражаться от нее, проходить насквозь или поглощаться. В зависимости от этого различают поверхности блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные, черные и белые. Поверхность, которая поглощает значительно больше световых лучей, чем отражает и пропускает (для простоты понимания будем считать, что все лучи поглощаются), воспринимается как черная, а та, которая большую часть света отражает (полностью отражает), видится как белая. Если большинство лучей проходит через слой вещества (полностью проходит), то оно прозрачное.

Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, открытому Ньютоном, - угол падения луча равен углу отражения независимо от природы материала и длины световой волны. Падающий световой поток, состоящий из параллельных лучей, отражаясь от гладкой поверхности, тоже будет состоять из параллельных лучей, и казаться как бы исходящим от этой поверхности. Поверхность, отражающая таким образом свет, будет называться блестящей.

Тела шероховатые отражают по такому же закону, что и блестящие. Однако их поверхность состоит из множества мелких поверхностей, расположенных под разными углами, свет, отражаясь от них в разных направлениях, рассеивается. Это еще называется диффузным рассеянием света. Эти поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по светлоте, не имеют бликов и называются матовыми.

Индивидуальные способности сочетания рассеивания и прямого отражения света данной поверхностью определяют ее характер, фактуру. Мы можем сказать металлический, алмазный, стеклянный, фарфоровый и т.д. блеск, разделяя их по едва уловимым признакам, которые почти не поддаются словесному определению.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА. Белый свет с точки зрения физики представляет собой световой поток, состоящий из волн различной длины. Различные поверхности встречают падающие на них лучи света с разным «гостеприимством»: одни поверхности, например, поглощают коротковолновые и отражают длинноволновые лучи, другие – наоборот. При таком избирательном поглощении световых лучей поверхность, как мы говорим, приобретает определенную окраску, цвет. Но есть поверхности, которые более или менее равномерно поглощают и отражают лучи всех длин волн. Такое неизбирательное поглощение создает серые поверхности. Чем больше будет поверхность не избирательна, т.е. безразлично к длине волны, отражать световых лучей, тем она будет белее, и наоборот, чем меньше, тем чернее.

Поверхности, равномерно отражающие лучи всех длин волн, называются ахроматическими. Они обладают только одной характеристикой – светлотой, которая в основном определяется количеством отраженного поверхностью света и составляют постепенный ряд ахроматических тонов от белого до черного. Парадоксальность названия «бесцветный» цвет еще раз указывает на неразрывность цвета и света.

Мы довольно легко можем выбрать между предметами более или менее темный, но отметить на сколько один темнее другого, мы не можем. Поэтому светлоту измеряют посредством единиц, отмечающих равенство или неравенство яркостей.

ЯРКОСТЬ И СВЕТЛОТА. В быту эти понятия не различаются. Как правило, слово яркость употребляют для характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещенных и отражающих большое количество света. Слово яркость также часто служит характеристикой цвета, причем, имеется в виду его насыщенность и чистота. И еще яркость используется для определения или оценки источника света.

В цветоведении различие между этими терминами достаточно определено. Яркость – понятие физическое. Величина яркости характеризуется количеством света, попадающего

в глаз наблюдателя от поверхности, излучающей или отражающей свет. Светлота же – это ощущение яркости, в котором важную роль играют конкретные условия восприятия, это понятие, относящееся, прежде всего, к компетенции психологии. Одна и та же физическая, объективная яркость может вызвать различные ощущения светлоты, и, наоборот, одна и та же светлота может соответствовать различным степеням яркости.

Пороговая чувствительность легко меняется при переходе от одних условий освещенности к другим. При резком изменении освещения на некоторое время она значительно понижается, а затем, по мере привыкания глаза, начинает повышаться. Можно легко напутать с цветом и светлотой, работая при ярком или, наоборот, тусклом освещении или на солнечном свете. (Синие цвета при естественном вечернем освещении кажутся более яркими, красные и желтые – менее насыщенными, белесоватыми, а при больших яркостях – желтоватыми.)

БЕЛИЗНА. Термин белизна по своему содержанию близок понятиям яркость и светлота, однако, в отличие от них, он содержит оттенок качественной и, даже в какой-то мере, эстетической характеристики. Что такое белизна? Если светлота характеризует восприятие яркости, то белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего света, тем она будет белее. Теоретически это поверхность, отражающая все падающие на нее лучи, однако на практике таких поверхностей не существует. В живописи, например, белизну выражают математически: баритовые белила – 99%, цинковые белила – 94%…бумага – 86%, мел –84%. Мы же будем говорить о белизне кожи лица или белизне белков глаз, что вообще не поддается никаким подсчетам, но имеет огромное значение в подборе цветов одежды, макияжа и оттенков волос.

Тело, которое совершенно не отражает свет, называют абсолютно черным. Но это тоже теоретическое понятие. Поскольку чернота видна, значит отражает хоть какую-то толику света.

Художник Ивенс следующим образом определял различие между белым, серым и черным: «Белое – это феномен, относящийся полностью к восприятию поверхности, серое – восприятие относительной светлоты поверхности, черное – положительное восприятие недостаточности стимула для обеспечения должного уровня зрения».

На практике ахроматические цвета при сопоставлении всегда имеют какие-то цветовые оттенки.

ПОСТОЯНСТВО БЕЛИЗНЫ. Явление константности цвета или света сводится к тому, что, не смотря на непостоянство и изменчивость получаемых сетчаткой глаза световых сигналов, в восприятии мы получаем более или менее постоянный образ, соответствующий реальному объекту.

Белый лист бумаги воспринимается белым, и в слабо, и в ярко освещенном помещении. Эта константа существует для всех цветов. Есть некая аналогия между постоянством восприятия белизны и восприятия величины размеров – мы не замечаем перспективных изменений видимых размеров предмета, когда они находятся далеко от нас, и ясно видим их уменьшение их на большом расстоянии.

Зрительная оценка белизны поверхности зависит, таким образом, от количества света, отражаемого поверхностью, и от установки восприятия.

СВЕТОТЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВА. Леонардо да Винчи говорил о наличии «трех перспектив, т.е. уменьшении тел, уменьшение их величин и уменьшение их цвета. Первое уменьшение происходит от глаз, а два другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметом, видимым этим глазом». Это линейная, воздушная и цветная перспектива. По мере удаления от предмета он теряет резкость очертаний и изменяет свою светлоту, При этом темные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнеют.

ЦВЕТ. Когда свет попадает на некоторый объект, может происходить одно из трех событий: свет может поглощаться, а энергия его превращается в тепло, как это бывает, когда кто-то или что-то нагревается на солнце; он может проходить сквозь объект, если, например, на пути солнечных лучей окажется вода или стекло; либо он может отражаться, как в случае зеркала или любого светлого предмета, например белой стены. Часто происходят два или все три события; например, часть света может поглотиться, а часть – отразиться. Тогда появляется то, что мы называем цветом. Для многих объектов относительное количество поглощенного и отраженного света зависит от длины волны. Зеленый лист растения поглощает длинно- и коротковолновый свет и отражает свет промежуточной области спектра, так что при освещении листа солнечными лучами отраженный свет будет иметь выраженный широкий максимум на средних длинах волн (в области зеленого).

Вещество, которое поглощает часть падающего на него света и отражает остальную часть, называется пигментом. Сразу же добавим: какой именно цвет мы увидим, зависит не только от длины волн, но также от распределения энергии между различными участками спектра и от свойств нашей зрительной системы. Здесь замешаны как физика, так и биология.

Леонардо да Винчи в какой–то степени предвосхитил позднейшие открытия, когда заявил: «Белое не есть цвет, но оно в состоянии воспринять любой цвет». Великому английскому физику Исааку Ньютону экспериментально удалось доказать, что белый солнечный свет представляет собой смесь разнообразных цветов.

Увлеченный поисками аналогий между цветом и звуком, Ньютон разделил полученный им спектр – последовательный ряд ярких цветов – на семь частей соответственно семи тонам музыкальной диатонической гаммы и обозначил их словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Одновременно он обнаружил, что белый свет состоит из световых лучей, которые неодинаково преломляются, проходя через одну и ту же среду, и что этой неоднородности лучей и соответствует разница в ощущении цвета, которые они вызывают, попадая в глаза человека. Он также обратил внимание, что каждый из этих цветов занимает в спектре различный по ширине участок.

Опыты Ньютона имели важное значение для развития научных взглядов на природу вообще и на природу цвета в частности.

Согласно современным воззрениям, спектр образуется потоком лучей с разной длиной световой волны. Если поток состоит из лучей, имеющих одну длину, то он – монохроматический. Теоретически световой поток, состоящий, допустим, из лучей, имеющих длину волны в 637 нм, вызывает иное ощущение цвета, чем поток из лучей в 638 нм. Однако глаз не реагирует на столь незначительное изменение в волновом составе излучения, и практически считается монохромный поток, который содержит различные лучи в пределах плюс, минус 10 нм. Но с таким спектральным цветом в действительности мы дела не имеем. Обычно глаз получает смешанные потоки, состоящие из волн различной длины. Ощущение красного или синего цвета определяется лишь преобладанием в потоке того или иного пучка лучей с соответствующей длиной волны. И чем больше лучей одной длины волны, тем чище цвет. Чем больше примесей, тем грязнее и тусклее цвет. При определенной смеси лучей всего спектра, т.е. всех длин волн, мы получим серый цвет.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА. Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой вполне определенные, измеряемые качественно и количественно световые стимулы, способные вызывать в организме человека определенные физиологические процессы и через них – различные психические, эмоциональные реакции. Поэтому понятия светлота, цветовой тон, насыщенность, температура цвета могут рассматриваться и как основные понятия из области психологии зрения.

СВЕТЛОТА или ТОН. Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.

Различные варианты краски одного и того же цвета, но усиленного или ослабленного, называются оттенками или тонами. Под тоном надо подразумевать количество света, отражаемое поверхностью. Тон – количество света, заключенного в данном цвете. Тон, то есть степень насыщенности светом, а светлота, как известно, неотъемлемое качество любого цвета.

Простую и достаточно ясную характеристику светлоты применительно к цвету дал немецкий ученый, занимающийся изучением цвета, Оствальд, который считал, что светлота каждого красочного пятна зависит от двух компонентов – от светлоты ахроматического серого, которое есть во всех цветах, и от собственной светлоты цветовых лучей. Можно сказать, что цвет одного и того же цвета может быть светлее и темнее, не меняя цвета. Альберти по этому поводу писал: «Примесь белого не меняет род цвета, но создает его разновидности». Разность светлот дает и создает ощущение объема.

ЦВЕТОВОЙ ТОН. То, что художники, да и обычные люди, называют цветом, в цветоведении называется цветовым тоном. Так, например, говорят о цветовых и тоновых отношениях, спорят о примате тона или цвета. Такое употребление термина цвет исключает возможность видеть в нем одновременно и цвет и свет. Мы имеем хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон – это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом, в нашем индивидуальном видении. Это понятие можно применять в смысле: хорошо по цвету, не чувствует цвет и т.п. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра… Трава – зеленая, рожь – желтая, небо – голубое.

Если светлота зависит от количества отражаемой красочным пятном лучистой энергии, то цветовой тон в основном определяется волновым составом отраженного светового потока.

Цвет – свойство тел создавать определенные зрительные ощущения в зависимости от длины отраженной волны. Светлота – количественная характеристика, а цветовой тон – качественная, характеризующая монохромность отраженной волны. Термины светлота и цветовой тон тесно связаны по своему содержанию с понятиями свет и цвет.

НАСЫЩЕННОСТЬ. Освальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого, т.е. объективное качество красочного пятна.

Гельмгольц, в противоположность ему, рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны. Но интенсивность – это яркость цветового пятна, определенная количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна.

Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет.

Очень интересная трактовка: «степень отличия данного цвета от одинакового с ним по светлоте серого». Это процентное содержание основного цвета или цветового тона в цвете. В обыденной речи насыщенность описывают словами: тусклый, бледный, сильный, слабый. У художников еще: плотный, густой.

Потемнение или посветление цвета – понижение его насыщенности. Разбеливая цвет, мы делаем его менее цветным, бледным, а затемняя – заглушаем. Психологически цвета яркие, чистые, интенсивные всегда воспринимаются как более светлые, чем тусклые, блеклые.

В известной мере насыщенность зависит и от цветового тона. Цвета чистых красок (спектральные) тоже обладают разной насыщенностью. Желтый наиболее насыщен, а красный и синий менее. При разбелевании желтая краска дольше сохраняет свою желтизну, чем другие. Если учесть, что при разбелевании красного мы получаем розовый, который, становясь светлее, приобретает холодный оттенок, то можно сказать, что с изменением светлоты и насыщенности происходят некоторые изменения цветового тона.

Сопоставляя естественнонаучные данные о цвете, сравнивая содержание цветоведческих и искусствоведческих терминов, следует иметь в виду, что естествоведение имеет дело с иным цветом, нежели художники, дизайнеры или визажисты. Там - световые потоки, здесь – пигменты - поверхность цветового пятна или цвета ткани. А насыщенность самой чистой краски нельзя сравнить с чистотой спектрального цвета. Степень достигаемой насыщенности меняется от светлоты цветового оттенка. При наивысшей или наименьшей светлоте цветовые оттенки мало чем отличаются от просто белого или черного цветов.

НАСЫЩЕННОСТЬ И ЧИСТОТА ЦВЕТА. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистыми цветами в спектре считаются только три: красный, желтый, синий. Эти цвета называются первичными или основными. Чистота цвета это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определенной длины.

ТЕМПЕРАТУРА ЦВЕТА. Интересна попытка сгруппировать цвета в категории «теплый и холодный». Рассматривая спектральный круг, подаренный нам Исааком Ньютоном, мы делим его на теплую и холодную части. Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Красно-оранжевая часть спектра действительно заключает в себе больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая и, установлено экспериментально, что положительные эмоции делают нас более чувствительными к красному и желтому, а отрицательные – к синему. На самом деле отличие холодного цвета от теплого, безусловно, является самым общим. В природе температура цвета определяется часто состоянием атмосферы, освещенностью, временем года, нашим здоровьем, возрастом, полом, настроением, образованием и многими другими факторами.

Термины «теплый и холодный» несут слишком небольшую информацию относительно чистых цветовых оттенков. Например, красный – теплый, а голубой – холодный. Чисто желтый тоже кажется холодным, потому что – светлый.

Р.Арнхейм предложил свою теорию, которая многим показалась очень интересной. Он считал, что эффект от восприятия цвета создается не основным цветовым оттенком, а цветом, имеющим небольшое отклонение от основного. А поэтому любой цвет в своем цветовом тоне может быть холодным или теплым. Скорее можно говорить об теплее – холоднее, т.е. об оттенках цвета при сравнении их с «нейтральными» чистыми. Это приводит к неожиданному результату: красновато-голубой теплее, чем голубовато-красный.

Смешение двух уравновешенных цветов не оказывает такого определенного воздействия. Зеленый цвет (желтый + синий) находится ближе к холодному, тогда как фиолетовый (красный + синий) или оранжевый (красный + желтый) – ближе к нейтральным. Однако, уравновешенность двух цветов не является постоянной, а наоборот – неустойчивой. Легко достигнуть перевеса в ту или другую сторону. Добавьте больше красного - оранжевый покраснеет, а значит, потемнеет и потеплеет, а больше желтого – оранжевый похолоднеет и посветлеет. Художники любят повторять, что оттенок дороже цвета. И, действительно, в цвете, который содержит какой-то другой, есть что-то живое, сложное, эмоциональное. Чистый цвет без оттенка всегда более строг, холоден, неподвижен и беспристрастен

Можно сказать, что основной цвет – нейтральный и только тогда, когда он приобретает динамический эффект напряженности, в результате склонности к другому цвету, он становится более выразительным. Чистые цвета относятся к нулевой отметке цветов, они мало динамичны и поэтому мало выразительны.

Положение осложняется тем, что выразительность цвета и его «температура» зависят от яркости и насыщенности (если рассматривать цвет один, то чем он чище и ярче, тем он холоднее).

Экспрессивные качества цвета можно сравнивать только тогда, когда два других фактора будут постоянны. Например, в спектре солнечного света все лучи интенсивно насыщены, но разница у них в яркости. Наибольшей яркостью обладает желтый. По обе стороны от него идет снижение яркости, следовательно, если яркость больше, то цвет светлее и холоднее, и оттенок тоже приобретает холодность. Чем меньше яркость, тем темнее и теплее становится оттенок.

Насыщенность указывает на чистоту цвета. В музыке чистый звук – одна звуковая волна – правильная синусоида. Чем сложнее звук, тем сложнее конфигурация волны. В цвете нельзя выделить одну синусоиду, а при смешении пигментов основных цветов (красного, желтого и синего) получается серый скучный цвет.

Вернемся к температуре. Употребляя слово теплый или холодный, мы имеем дело не с превращением кожных ощущений в зрительные и слуховые, а со структурным качеством общим для обоих чувств. Мы можем назвать одного человека холодным, а другого теплым, говорим о теплой встрече, горячих дебатах и т.п. Наши реакции на физический холод или тепло, очевидно, схожи с этими выше названными понятиями. Таким же путем нас, видимо, привлекают к себе теплые цвета и удерживают на расстоянии холодные. Например, красный всегда выглядит расположенным ближе, а голубой дальше от нас. Некоторые цвета вызывают иллюзию расширения, а другие - эффект сокращения. Темный предмет выглядит меньше, чем яркий, несмотря на одинаковые размеры. Установлено, что черный диск на белом фоне смотрится на 1/5 долю меньше, чем белый на черном фоне.