13. Сопоставительная характеристика Средневековья и Возрождения
Средневековье | Возрождение |
Искусство Романское искусство12 века, преисполненное пессимизма, довольствовалось изображением животных. В 13 веке рвущаяся к счастью готика обратилась к цветам и людям. Готическое искусство скорее аллегорично, чем символично. В «Романе о Розе» отвлеченные понятия предстают именно в человеческом обличье, будь они хорошие или плохие: Скупость, Старость, Приветливость, Грубость, Разум, Притворство, Природа. Готика ещё фантастична, но её фантастичность скорее причудлива, чем отпугивающа. Иконография становиться нравоучительной., она стремилась учить. Жизнь деятельная и жизнь созерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, распологались в определенном порядке на порталах соборов, украшая их и обеспечивая проповедникам иллюстрации к их нравственным проповедям и поучениям. Разумеется, задача служить назиданием и раньше всегда возлагалась церковью на искусство. «Живопись,- говорил Гонорий Августодунский, - имеет 3 задачи. Первой из них является задача обучения основам катехезиса, ибо живопись есть «литература для мирян», а 2 другие задачи – эстетическая и историческая». Уже в 1025г. Арраский собор утверждал: «Неграмотные созерцают в живописи то, что они не могут прочесть». Однако первым стремлением было произвести впечатление и даже напугать. Отныне все становилось нравоучением: изложение Библии, псалтыря. Морализирующие травники трансформировали писание в собрание занимательных историй, на которых строилось религиозное восприятие. Эти изменения имели, однако, не только положительнле последствие. «Возможно, самое важноеиз всех изменений, и являет нам средневековое искусство, - было то, что породило – вместе с разумом или натурализмом – новый взгляд на мир, новую систему ценностей». Литература Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Одним из наиболее образованных людей своего времени был Беда Достопочтенный, автор первого крупного сочинения по истории. К доминиканскому ордену принадлежал философ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), сформулировавшего 5 доказательств бытия Бога. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами её являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии: «Поэма о Беовульфе» (700 г.); «Старшая Эда». Весьма важный элемент устного творчества –саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества – рыцарская литература, получившая развитие в период Классического Средневековья. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» Готфридат Страсбургского (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др. Важнейший памятник английской литературы 13 в. – знаменитые Баллады о Робин Гуде. Итальянская литература представлена в основном лирической поэзией, т.н. «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля – болонский поэт Гвидо Гвиницелли (1230-1276), а крупнейшие представители – флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо Кавальканти (1259-1300). Представителями городской культуры были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец 13 в.). Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. Vagari – бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в 12 веке и возникает данная субкультура – в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что безусловно вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.
| Искусство Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становиться ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том чиле картины «Весна», «Рождение Венеры», а также Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале 15 века продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519). Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом; почти все области науки обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря»- фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы или «Джоконда». Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи. Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – скульптор, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигуг «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477-1576), зоздавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477-1576), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Литература. У истоков Возрождения в Италии стоял великий Данте Алигьери(1265 – 1321), автор «Божественной комедии». Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателей по всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые его современники полагали, что Данте действительно побывал там. Данте, Франческо Петрарка(1304-1274) и Джованни Бокаччо (1313-1375_ - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть иадонны Лауры. В Испании в жанре плутовского романа впервые выступил Фернандо де Рохас, автор трагикомедии «Селестина», его продолжил Мигель де Сервантес (1547-1616), автор «Дон-Кихота». Основоположник испанской драмы Лопе де Вега, автор «Собака на сене», «Учитель танцев». Во Франции представителем гуманизма был Француа Рабле (1494-1553), автор сатирического романа «Гаргантюа и пантагрюэль». Направление «Плеяды» возглавляли знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1525-1565) |
26.Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.