15. Римская мозаика
Без римской мозаики невозможно представить себе древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов из цветных камней, смальты, стекла, керамики встречаются на всей территории Древнего Рима. Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов. Римская мозаика использует различные материалы, но преимущество отдается мрамору и природным камням. Мозаика - привлекательна и позволяет создавать композиции на самые разные темы и сюжеты. Камень обладает хорошими прочностными характеристиками, водостойкостью и доступностью как материала. Напольные и настенные римские мозаики решали две важные задачи - красоты и функциональности - одинаково хорошо. Мозаичные покрытия Древнего Рима пережили века и даже тысячелетия, сохранив свою красоту, и зачастую оставшись единственным, что сохранилось от постройки вообще. Фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов. Сюжеты римских мозаик безграничны и варьируются от сравнительно простых орнаментов до многофигурных художественных картин со сложной пространственной ориентацией. Венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична. Прекрасные полы с красивыми мозаичными рисунками и сейчас смотрятся ничуть не менее интересно и привлекательно, чем пару тысяч лет назад.
Римляне, как мы уже имели удовольствие наблюдать, в своем искусстве перенимали и развивали искусство греческое. Знакомство римлян с греческой мозаикой начинается со II в. до н. э. и особенно развивается в период победоносных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда в Рим начинают стекаться огромные богатства из завоеванных стран. Мода на мозаику, как на один из наиболее пышных и дорогих способов художественной отделки строений, распространяется до небывалых пределов. Каждый сколько-нибудь имущий хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую мозаичную картину. Сам Цезарь приказывает возить за собой в походах мозаичные плиты, чтобы выстилать ими пол в своей палатке. Знаменитый Плиний в своей «Естественной истории» рассказывает о том, что в эпоху эллинизма в Пергаме жил-был художник Соз, о котором он, Плиний, говорит как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В одном дворце Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний - рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до того в мозаичном искусстве мастерством. Римляне очень часто копировали эту мозаику, она получила название – oikos asarotos - неприбранное жилище. В Помпеях есть дома, чьи мозаики при входе изображают цепного пса. «Cave Canem», - гласит надпись на некоторых из них. – «Берегись собаки». Такие мозаики служили не только украшением пола, но и своего рода предупреждением для визитера, тем более непрошенного, что дом охраняется. Изящно - не то, что простецкая надпись на заборе))) Обычно подобные мозаики выкладывались в сдержанной черно-белой гамме в обычной технике, а иногда в технике, в которой применяются очень мелкие размеры кусочков - тессер, которые составляли несколько миллиметров. Набор из таких маленьких кусочков, обладает почти безграничными возможностями передачи живописных эффектов, тончайших нюансов, плотности и весомости предметов, и в этом отношении эта техника несравнима ни с одним другим видом мозаичного искусства. Чаще собаки изображались на цепи в состоянии настороженного внимания, гораздо реже - свернувшиеся клубочком или мирно отдыхающие. Римляне не удовлетворяются сдержанностью красок греческих мозаик и начинают применять в мозаике агат, оникс, бирюзу, изумруд и прочие драгоценные камни. Однако дороговато! И развитие мозаики в этом направлении (увеличении декоративного и живописного эффекта) тормозилось. Пока не придумали использовать стекло, как материал, дающий не меньший эффект, чем самоцветы, но неизмеримо более дешевый и широко доступный. Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан. Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них - небольшая картина, аллегорически изображающая месяц июнь в виде мальчика, держащего корзину с фруктами.
- 11. Скульптурные школы эпохи эллинизма.
- 12. Этрусская скульптура (основные виды, стилистическая эволюция) (?)
- 13. Символика этрусских гробниц.
- 14. Римский скульптурный портрет
- 15. Римская мозаика
- 16. Римская декоративная живопись (греческие источники, стилистическая эволюция)
- 17. Общественная и частная архитектура Др. Рима (арены, дворцы, термы и частные дома)
- 18. Триумфальность в искусстве Древнего Рима (форумы, триумфальные сооружения, арки, колонны, статуи императоров-триумфаторов)
- 19. Типология и своеобразие римского храмового зодчества
- 20. Искусство Римский провинций (Пальмира, Баальбек).