Классификация выставок
Классификация призвана помочь сориентироваться в мире ярмарок и выставок, и свидетельствует о том, что выставки весьма неоднородны - каждая конкретная выставка, обладает собственной индивидуальностью и характерными чертами, изменяющимися с течением времени.
В современной выставочной практике сложилась определенная типология выставочно-ярмарочных мероприятий, основой их классификации служат шесть признаков:
-
географический состав экспонентов;
-
тематический (отраслевой) признак;
-
значимость мероприятия для экономики города/региона/страны;
-
территориальный признак (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);
-
время функционирования (в зависимости от продолжительности работы);
-
состав посетителей.
По географическому составу экспонентов:
-
всемирные - международные выставки, в которых принимают участие различные страны;
-
международные - определяются числом иностранных участников выставки или ярмарки, которых должно быть не менее 10 % (в Европе 10-15 %, в США около 20 %) от общего количества экспонентов, выставочное оборудование и сервисные услуги должны соответствовать международным стандартам;
-
с международным участием - с числом иностранных участников выставочного мероприятия менее 10% от общего количества экспонентов;
-
национальные - участниками являются фирмы одной страны. Такие выставки проводятся внутри страны и за рубежом с целью демонстрации продукции национального производства и стимулирования ее сбыта; как правило, имеют межотраслевой характер;
-
межрегиональные - участниками выставочного мероприятия являются фирмы из нескольких регионов. Согласно западной классификации, имеют сферу действия в радиусе более 100 км, представляют одну или несколько отраслей и предназначаются для демонстрации крупных предприятий;
-
местные, региональные - участниками являются фирмы одного города или региона. Они имеют сферу действия в радиусе 100 км, одинаковую структуру с межрегиональными выставками, представляют одну или несколько отраслей и предназначаются главным образом для демонстрации возможностей малых предприятий.
По тематическому (отраслевому) признаку:
-
многоотраслевые - экспонируют товары и услуги родственных отраслей;
-
отраслевые - представлены предприятия одной отрасли;
-
специализированные - имеют строгую специализацию в экспонируемой продукции, ориентированы на посетителей со специальными интересами;
-
универсальные - выставки, тематика которых затрагивает несколько отраслей экономики.
По значимости для экономики:
-
национального значения - значимость для страны в целом;
-
межрегионального значения - значимость для нескольких регионов страны;
-
регионального значения - значимость только для одного региона страны;
-
местного значения - значимость только для одного города или области.
По территориальному признаку:
-
внутри страны;
-
за пределами страны.
По времени функционирования:
-
постоянно действующие - полугодие, год и более;
-
временные - от двух недель до пяти месяцев;
-
краткосрочные - от одного-пяти дней до двух недель.
По составу посетителей:
-
Торговые выставки, или выставки business to business (В2В), имеют определенные характеристики, отличающие их от потребительских и смешанных - выставки, закрытые для широкой публики. Экспонент таких выставок, как правило, производитель или дистрибьютор товаров или услуг, типичных или предпочтительных для данной отрасли. Типичный посетитель - конечный пользователь, находящийся в том же сегменте рынка, к которому относится выставка. Посещение ограничено этими посетителями и часто происходит лишь по приглашению. Обычно требуется предварительная регистрация, чтобы квалифицировать посетителя как законного представителя профессии или отрасли.
-
Потребительские выставки - выставки, открытые для широкой публики. Они представляют маркетинговые возможности для компаний, ориентированных на потребителя. Экспоненты, как правило - розничные торговцы или производители, желающие донести свои товары и услуги непосредственно до конечного пользователя. Потребительские выставки играют значительную роль в маркетинге потребительского продукта. Фактически, многие компании используют потребительские выставки как испытательные площадки новых продуктов и форум для расширения общественных связей.
-
Смешанные выставки - сочетание торговой и потребительской выставки. Это выставки, которые открыты как для торговли, так и для публики. Экспоненты, как правило - производители или дистрибьюторы. Типичный посетитель - конечный пользователь из целевого сегмента отрасли. Посетитель из публики может быть и оптовым торговцем, и представителем широкой публики. Иногда часы работы выставки, доступные каждому из этих двух типов, могут различаться, позволяя торговцам изучить продукты и сделать решение о закупках без давления потенциальных покупателей, знающих оптовую цену товаров.
По частоте проведения:
-
ежегодные;
-
сезонные;
-
периодические - проводящиеся каждые два, три, четыре года.
По направлению работ:
-
осуществление продаж;
-
информационные (ознакомительные);
-
развитие контактов.
Выставки и ярмарки с коммерческих позиций:
-
коммерческие;
-
некоммерческие.
По европейским стандартам:
-
А - статистика прошла независимый аудит;
-
В - статистика есть, но она не прошла аудит;
-
С - нет никакой статистики.
Классификация международных ярмарок
На Венском конгрессе Союза международных ярмарок в 1977 г. была утверждена следующая классификация международных ярмарок: [92]
Общеотраслевые ярмарки:
-
А.1. - технические и товаров широкого потребления;
-
А.2. - технические;
-
А.З. - товаров широкого потребления.
Специализированные ярмарки: группы специализированных ярмарок В.1.-В.12. составлены в соответствии с потребностями человека (питание, одежда, жилище, забота о себе, передвижение, общение и информация, развлечения). Каждая из групп включает в себя и готовые изделия, и соответствующее оборудование:
В - специализированные выставки и ярмарки:
-
B.1. - сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, виноградарство, садоводство, планировка садов, парков и соответствующее оборудование;
-
В.2. - продукты питания, напитки и табак, общественное питание и соответствующее оборудование;
-
В.3. - текстиль, обувь, кожа, драгоценности и соответствующее оборудование;
-
B.4. - строительство, оснастка и комплектация и соответствующее оборудование;
-
B.5. - товары для внутренней отделки, для дома и соответствующее оборудование;
-
B.6. - здравоохранение, гигиена, охрана труда и соответствующее оборудование;
-
B.7. - защита окружающей среды, безопасность, очистка, коммунальные службы и соответствующее оборудование;
-
B.8. - транспорт, перевозки и соответствующее оборудование;
-
B.9. - информация, системы связи, оргтехника, образование, бытовая электроника и соответствующее оборудование;
-
В.10. - спорт, развлечения, досуг и соответствующее оборудование;
-
B.11. - другая промышленность, торговля, бытовое обслуживание и соответствующее оборудование. Наука и техника;
-
В.12. - искусство, антиквариат.
С - выставки товаров народного потребления.
Форма и содержание выставочно-ярмарочных мероприятий под воздействием потребностей рынка подвергаются изменениям. Тематические узкоспециализированные ярмарки могут перерасти в тематические общеотраслевые, а из них могут выкристаллизоваться ярмарки с более узкой направленностью, товарные ярмарки могут превратиться в тематические и т.д.
В настоящее время в европейских странах признаки классификации сужены. Ярмарки и выставки принято группировать по территориальному признаку - происхождение экспонатов и по тематическому - единая концепция или конкретные группы представленных продуктов и услуг.
Понятия международной выставочной деятельности
Выставочная деятельность – это организованный субъектом процесс, целенаправленный на получение конкретного результата, определяемого в каждом конкретном случае, использующий выставку как средство для его достижения.
Международными могут быть:
-
производитель выставочного продукта;
-
исходные объекты для получения выставочного продукта(по происхождению или принадлежности);
-
сам совокупный выставочный продукт;
-
потребители международного продукта. Это могут быть конечные потребители исходных продуктов или их потенциальные производители.
В любом из этих случаев выставку следует считать международной.
В связи с отсутствием единого понятия термина «международная выставочная деятельность» дадим определение данной категории в разрезе основных субъектов международной выставочной деятельности: Международная выставочная деятельность организатора – это деятельность специализированных коммерческих и/или некоммерческих организаций по организации, материально-техническому, информационному и маркетинговому обеспечению международных выставок, направленная на получение дохода и достижение имиджевой результативности, способствующая развитию выставочной организации и создающая условия для предпринимательской деятельности, реализации и формирования экспортного потенциала экспонентов.
Международная выставочная деятельность экспонента – это деятельность, направленная в рамках заданной стратегии, на подготовку и участие в выставочном мероприятии, обеспечивающая формирование и реализацию экономического и экспортного потенциала, и достижение стратегических целей предприятия.
Международная выставочная деятельность содействующих организаций – это деятельность органов местного самоуправления и иных заинтересованных в проведении выставочного мероприятия организаций, которая носит некоммерческий характер, и направлена на поддержку организатора международной выставки.
Данные определения расскрывают многоплановость понятия «международная выставочная деятельность» и ее составляющих: международная выставочная деятельность организатора, экспонента и сопутствующих организаций.
Существенный вклад в разработку теории выставочной деятельности внесли: Karl-Heinz Strothmann, Manfred Busche (Herausgebber), M.Beuermann, W.Doring, R.Haywood, J.Ivancevich, M.Matteson, P.Neven, M.M.Nobby; М.Альберт, Арене Уильям Ф., Бове Кортлэнд Л., Ф.Котлер, М.Мескон, С.Миллер, Ф.Хедоури; Н.Александрова, Т.Н.Ананьева, А.К.Григоренко, Л.Ф.Назаренко, К.А.Павлов, В.Г.Петелин, А.Н.Романов, А.Серов, Е.Сорокина, И.Филоненко и др.
- Курс «эксподизайн»
- 1. Краткая история выставочной деятельности
- Роль выставочной деятельности в современных условиях
- Роль выставочной деятельности в международной экономике
- Влияние выставочной деятельности на внутреннюю экономику
- Выставочная деятельность как средство развития бизнеса
- 4. Основные определения международной выставочной деятельности
- Классификация выставок