logo
Программа по обучению рисунку детей 2009

7.Сценарий

Каждый раз придумываем мини-сценарики, героев картины, тогда рисование приобретет смысловую нагрузку и эмоциональный посыл. Кстати, героем картины может быть любая игрушка, приглашенная на стол. Главное не молчать. Папа наш обычно комментирует рисунки словами «что это за фигня?... прикольные палки». Но лучше все-таки так:

К нам прилетело облако. Оно пролетало над лесами, полями и городами, по пути встречалось с другими маленькими и большими облаками, росло, росло, и вот уже готово превратиться в тучу. Смотри, оно все время изменяется – по размеру и цвету. Вот оно вытягивает шею и становится похожим на жирафа. А теперь ему хочется стать похожим на слона и оно вытягивает нос :). У нас облака разноцветные: голубые, розовые, зеленые. А если облака коснулся солнечный лучик, оно может стать желтеньким…

Итак, добро пожаловать в Волшебную Страну «Акварелию», и помним, что для малыша важнее процесс, а не результат.

Рисуем карандашом! Курс рассчитан на 4 занятия по часу в месяц.

Тематическое планирование 1 года

Тема

Количество часов

Примечания

1.Чем работает художник.

2

2.Какие бывают цвета.

4

3.Рисуем сказочные персонажи,повторяя технику рисунка за учителем.

16

4.Пейзаж.Осень,зима,лето.

8

5.Лепка животных.Художники анималисты.

24

6.Портрет родителей

8

7.Друзья

4

8.Автопортрет

4

Особенности курса.

Форма предметов, как её передать правильно.Изображая сказочные персонажи. Как определить общие пропорции предмета: соотношение его размеров: высоты, ширины и длины. Горшки, чайники, вазы и прочие сосуды. Как правильно нарисовать. Как быстро, минимальным количеством линий, передать характер изображаемого предмета. Создание светотени. Источник света. Линия и основы графики. Штрихи созданные линиями. Передача фактуры поверхности предмета: камень, кора дерева, листва, шерсть, гладкие предметы. Как с помощью штриха сделать предмет выпуклым или плоским. Как рисовать деревья кусты и прочую растительность с помощью штриховки. Законы композиции.Самые основные.

Дополнительный материал.Техника преподавания.

Как помочь малышу рисовать

  Если из идей Монтессори выбрать одну самую любимую - важно, чтоб материалы были ДОСТУПНЫ. Вот так: ДОСТУПНЫ ребенку.То есть: ВСЕГДА на уровне глаз ребенка в стоячем (до года - на четвереньках) положении, или ниже, должен быть "бесконечный" запас бумаги и несколько видов рисовательных принадлежностей. Тогда ребенок может покалякать мгновенно, как только вдохновение появится. Малыши планировать, как правило, не станут - если им нужно для рисования достать с полки бумагу, это отсечет процентов восемьдесят попыток порисовать - у тех, кто это УЖЕ ЛЮБЯТ, не говоря уже о не-рисующих. Если рисовательные принадлежности не на виду - ребенок о них и не вспомнит в большинстве случаев, ему просто идея порисовать в голову не придет. А если фломастеры в одном шкафу, бумага во втором, а стол занят - рисование будет происходить редко и в другом (запланированном) ключе, а то и вообще не произойдет.

 

"Бесконечный" (чтоб у ребенка никогда не кончалось) запас бумаги организовать можно многими способами. За деньги: купить оптом самую дешевую бумагу для принтера; обрезки обоев (мелки по ним роскошшшно рисуют на обратной стороне); рулон оберточной бумаги или же бумаги для газет (у задней двери редакции или гастронома) и так далее. Бесплатно: из любого оффиса ящиками - лишняя бумага с напечатанным на одной стороне, старые документы; те же обои с индустриальной свалки; старые карточки, распечатки, рулоны от старых принтеров у друзей и знакомых; даже газеты, если рисуешь краской. Лучше, чтоб ребенок сам мог брать следующий лист из доступного места.

Чем рисовать? Детям лет до полутора удобнее всего рисовать толстыми фломастерами: ребенок держит инструмент в кулаке и широкими взмахами от локтя или от плеча может нечто изобразить. Уже в полтора-два месяца ребенку можно вставить в кулачок фломастер и подставить бумагу - как малыш смотрит на "появляющиеся ниоткуда" штрихи! Причинно-следственная связь, самое время изучать, ну а в рамочку это дело вставить с датой и с фото художника - тоже милое дело. Месяцев после шести хорошо бы ребенку рот чем-то занять при этом, а то фломастер слопает, ну и покупать хороших фирм на случай, если не сработает. Моя дочка "с'ела" (подержала во рту, пожевала) фломастера два-три, потом наисследовалась и бросила.

Краски пары-тройки хорошо смешивающихся цветов (красный и синий, желтый и синий), с толстой мягкой кистью, можно предложить около года. Темпера смывается легче гуаши и менее ядовитая. Можно же, если о поедании ядов есть тревога, просто подкрасить пюре пищевыми красками или свеклой и морковкой и шпинатом. Малыши рисуют от плеча (крупная моторика), то есть бумагу лучше покрупнее. Дети могут рисовать кисточкой или руками. Мы держали краски в ванной, наклеивали мокрую бумагу на стену - так всем легче. Радиус "жертв и разрушений" от малыша с краской, если он сидит, выходит метра в три. А если бегает... В ванной лучше, в общем.

 

Нравится детям раскрашивать что-то. Особенно удобно деревяшки - их можно и фломастерами, и красками. Это вдохновляет больше, чем просто бумага. Работая рядом с ребенком, можно использовать простую технику - а ребенок переймет. Например, фломастером "тыкать" в предмет - получаются пятнышки или короткие полосочки. Быть стоит на шаг-полтора дальше ребенка, не больше. Например, если ребенок рисует кружочки, можно попробовать порисовать треугольнички - НЕ "Мадонну с младенцем" :-) Но это правило - для рисования вместе; а когда родитель работает над СВОИМ проектом, что тоже важно ребенку видеть - тут, конечно, уровень держит свой, а не ребенка.

Использовать стоит рисование, мелкие наброски, когда ребенку что-то рассказываешь, отвечаешь на вопросы. Это может быть очень простая "диаграмма" в стиле "палка, палка, огуречик" или картина маслом. Не так важен уровень, как своевременность и частота рисования. Например, ребенок спросил, откуда рыбки берутся - нарисовать кружочек-икринку, потом малька и крупную рыбку, все это под свой рассказ. Бумага же под рукой всегда (с этого начинали) - такие встречи с рисованием накапливаются, ребенок привыкает "думать с бумагой". Когда ребенок подрастет, лет после трех-четырех, можно предлагать ему бумагу и ручку, когда он нечто рассказывает - пусть сразу иллюстрирует. Точнее, у детей из картинок РАСТЕТ мысль, рассказ...

 

Взять с собой блокнот и фломастер или карандаш на прогулку, лучше по одному на каждого гуляющего. Пусть ребенок попросит нарисовать, что он хочет - птицу, его на горке, камень, машину. Пусть сам попробует. Как обсуждать рисунки ребенка? "Белое-черное не называть, плохо-хорошо не говорить" :-) Для вдохновления можно почитать обсуждения, скажем, духов: "Тонкий оттенок свежести на фоне цветочной смеси". То есть: находить КОНКРЕТНЫЕ детали и описывать их подробно. Сначала лучше попросить ребенка рассказать про рисунок (многие и так комментируют вслух, рисуя). Можно осторожно спросить, "А расскажи еще про это место" или "Тут я вижу темный цвет, расскажи". Осторожность в том, что детям иногда хочется, чтоб другие сами поняли, что нарисовано, дети могут волноваться - лучше их спросить и не играть в угадалки. Тем не менее, и это ВАЖНО: рисунок ребенка СИМВОЛИЧЕСКИЙ, он может быть похож на натуру не больше, чем слово "кот" на живого кота :-) Комментарии, к примеру: "Я вижу у тебя вот тут красный завиток, он идет вправо. А вот здесь симметрично получилось, а тут асимметрично. Три колеса у машины, и водитель выглядывает". Можно сказать, что тебе понравилась какая-то КОНКРЕТНАЯ деталь, скажем: "Очень выразительная улыбка" или "Как много птиц, интересно, что такая большая стая и все подробно нарисованы". Стоит избегать общей похвалы ("Красиво" или "Молодец") и уж, конечно, ругать - табу из всех табу :-)

 

Года в три-четыре можно поиграть в "анализаторские" игры. Где найдешь кружочек? Голова, мяч, игрушка, колесо - нарисовали. Треугольник и кружок - мороженое, или клюв птицы. Кружки один на другом - снеговик. В такое лучше играть, срисовывая, взрослый может помочь ребенку найти простые фигуры в сложном узоре. Особенно малышам нравится нажать паузу на ДВД и срисовать персонажи мультика с экрана. Проведите пальцем ребенка по контуру - это поможет ребенку нарисовать контур. В таком стиле - составление картинки из простых деталей - много книжек "учитесь рисовать".

Можно составлять коллекции рисунков на любимые темы, скрепляя их в "книгу". Например, придумывать инопланетян; или зарисовывать разные носы в зоопарке; или срисовывать разных персонажей из одного мультфильма. Из той же серии: попробовать рисовать в каком-то стиле, ввести с ребенком понятие "стиль". Например, почти все дети рисуют фигурки в стиле "палка, палка, огуречик" - можно посмотреть на микрософтовские картинки в таком же стиле, знаки переходов. ОЧЕНЬ помогает ребенку, когда родитель рядом может нарисовать подражание стилю ребенка. Например, ребенок рисует сцену войны со взрывами (каляки-дым), а мама нарисовала атомный "гриб" похожими движениями. Ребенок нарисовал кудрявую принцессу, и мама нарисовала принцессу с похожей прической. После просмотра репродукций в каком-то стиле можно попробовать ему подражать. Особенно это легко и интересно делать с чем-то радикальным, вроде кубизма.

 

Понятие "стиля" хорошо помогает и от нервов года в четыре-пять, когда некоторые дети начинают волноваться, что у них не получается по образцу, как им хочется, как делает сосед. Тут стоит постоянно подчеркивать, что у каждого свой стиль. Можно давать стилям смешные названия, например, мама может сказать: "А вот эту картину я нарисовала в размазанном стиле". Тут же хорошо пойдет притча про черный квадрат ;-)

Очень вдохновляют ребенка выставки в доме. Вдоль стены можно натянуть веревки с прищепками, куда ребенок сам может зацеплять свои рисунки. "Книжечки" с коллекциями рисунков на тему можно держать на общей книжной полке, или в специальном месте. На двери, скажем, туалета скотчем можно повесить довольно много картин. Когда ребенок видит свои работы, он обдумывает технику и дальше уже начинает не с нуля, а строит на достигнутом. К тому же, ребенок может ссылаться на содержание "картин-записок", например, про те же разные носы в зоопарке - когда придумывает своих инопланетных животных. С выставками детских работ в общественных местах стоит быть осторожными, никакой соревновательности на этом этапе я лично и близко не допускаю. А вот пригласить ребенка рассказать о своих работах гостям и родственникам - обычно большая радость.

 

Все дети в своем развитии повторяют тот же путь, что прошло и все человечество. И точно такая же картина с детскими рисунками. Сначала малыш просто начинает понимать, что некоторые его движения оставляют следы. Сначала - любые следы, на бумаге, на обоях, на снегу - и лишь потом осмысленные и узнаваемые картинки. Без простого каляканья не обойтись - ребенку нужно познакомиться с бумагой и карандашами, с красками и кисточками, но не ждите, что он сразу же нарисует вам собачку или велосипед!

Детям нравится топать по свежему снегу - и потом смотреть на свои следы, или протопать по луже - и разглядывать потом мокрые отпечатки на асфальте. Это очень хорошая и полезная игра, ребенок таким образом исследует мир!

Вы сами можете в солнечный день научить ребенка разглядывать свою тень. Вот мы стоим на дорожке, спиной к солнышку: мама, а рядом - двухлетний сынок. У мамы тень длинная, у ребенка - поменьше. Вот мы с ним расставили руки в стороны - и тени тоже изменились. Вот мы замахали руками, как птички. И тени наши - о чудо! - тоже задвигали руками. Я смотрю на сына и вижу неподдельный восторг в его глазах.

И такой же восторг у многих детей вызывают мелки, карандаши и краски. Рисовать можно не только дома, но и на улице: ведь кроме мелков для асфальта, есть еще и палочки, которыми можно рисовать по земле или по мокрому песку, а можно выкладывать дорожки и узоры из камушков, палочек и желудей, а можно взять на прогулку бутылку с подкрашенной водичкой - и поливать на дорожку, и рассматривать цветные пятна на снегу или мокрые пятна на сухом асфальте: Рисовать можно и красками, и фломастерами, и карандашами, и восковыми мелками, и даже углем! А можно рисовать еще зеленкой и свекольным соком, ягодами рябины и черноплодки, и другими интересными красками!

Тут очень многое зависит от мамы. Если она сама очень брезглива, и строго приучает ребенка к чистоте, то есть большая вероятность, что рисовать ее малыш не захочет. Ведь от мелков на руках остается пыль, да и одежда порой пачкается, когда дитя рисует на асфальте. А уж про краски и говорить нечего - тут можно легко перемазаться с головы до ног. И если после своих первых попыток рисовать красками ребенок увидит мамино недовольное лицо, услышит ее сердитый голос: "Ну ты посмотри, на кого ты похож?! Ты посмотри, и на столе краска, и на носу, и на рукаве!", то малыш скоро поймет, что проще и не пытаться рисовать. Для него слово "рисовать" станет синонимом слова "пачкаться" - и изменить это мнение вам потом будет нелегко.

 

Важно знать, что стадии рисунка напрямую связаны с развитием интеллекта и речи. Примерно через месяц после того, как малыш начнет ходить, он начинает активно рисовать. А карандаши и толстые восковые мелки стоит давать с 10-11 месяцев, чтобы ребенок видел, какие получаются следы.

Пока нет фразовой речи, то, как правило, нет и предметного рисунка. А это значит, лет до двух, иногда и до трех, ребенок сам вам вряд ли нарисует нечто осмысленное. В научной литературе эта стадия детского рисунка так и называется - стадия марания или каракули. На этой стадии мы можем наблюдать несколько ступенек: сначала ребенок просто проводит хаотичные линии, причем далеко не всегда попадает карандашом по тому листу бумаги, который вы ему предложили.

На этой стадии можно рисовать на магнитном экране, можно рисовать широкой кистью и гуашевыми красками на стенках в ванной комнате, и потом смывать, можно рисовать восковыми мелками. Фломастеры сначала лучше не давать - они плохо отмываются, и портятся, если слишком сильно давить на них - грифель вдавливается внутрь. Лучше давать широкую кисть - толщиной в палец и даже толще!

И еще одно правило: чем меньше ребенок, тем больше листы - ватман, старые обои, листы А2и А3. Если ребенок облизывает кисточку, рисуйте свекольным и ягодным соком, а также медовой акварелью. И все-таки, старайтесь рисовать не только в ванной, но и на бумаге, и самые удачные рисунки сохраняйте, подписывайте и вешайте на стену. Малыш должен видеть ваше уважительное отношение к его рисункам. Если мама сразу после того, как закончит рисовать, на глазах у малыша скомкает и выкинет все рисунки в ведро, он поймет, что его рисунки никому не нужны.

Вторая ступенька - малыш начинает попадать на лист. При этом можно давать ему широкую кисть и закрашивать вырезанные из бумаги картинки. Например, мама заранее вырезает из плотной бумаги листочки (по размеру - не меньше ладони), и потом вместе с малышом закрашивает листочки красной и желтой краской - если дело происходит осенью, или зеленым - если на дворе весна или лето. Если потом взять эти листочки, на большом листе бумаги нарисовать ствол дерева, и приклеить на ветки ваши листочки, получится отличное дерево!

 

Третья ступенька - ритмичные каракули, круги и спирали. На этой стадии иногда дети начинают подробно рассказывать, что они нарисовали. Не спорьте с ним, если он видит в беспорядочных каляках поезд с вагончиками или киску, грушу или даже маму. Порадуйтесь - это значит, скоро появятся и первые осмысленные картинки!

На стадии каракулей ребенку очень нравится закрашивать те картинки, которые для него нарисовала мама. Поскольку закрашивать толком он не умеет, то просто замалевывает весь лист, и от маминой картинки ничего не остается. Некоторые мамы на это обижаются. А на самом деле малыши таким образом познают мир: мама строит башню из кубиков, а малыш ее ломает. Мама лепит, малыш разбирает на части - эта стадия очень важна, без нее не обойтись! Пройдет немного времени, и малыш начнет рисовать сам!

Ребенку очень интересно рисовать красками, причем очень важно, какие цвета вы используете. Идеально подходят чистые цвета - акварель желтая, красная и синяя в тюбиках - развести в баночке и дать малышу посмотреть, как смешиваются 2 цвета на мокром листе. Можно лист бумаги для акварели формата А3 смочить губкой, положить на стол, и капать краски на лист, наблюдая, как постепенно растекаются краски по листу, и как при этом смешиваются цвета.

Дети такого возраста не могут сами мыть кисточку и аккуратно набирать краску - это должна делать мама. Используйте две или три кисти, и меняйтесь с ребенком: вы ему моете кисть и набираете краску, а он рисует.

 

И вот наступает торжественный момент - ребенок начинает рисовать нечто узнаваемое. Эту ступеньку называют стадией головоногов.

Помните, что ребенок рисует не то, как он видит мир, а то, как он этот мир воспринимает. Он рисует самое важное - человечков, машины, домики, солнышко, цветы, кошек и собак, птичек и многое другое. В первую очередь, дети рисуют самого себя, маму, папу.

Ребенок рисует кружок - голову, две палочки - ножки, и заявляет, что это - бабушка. Так и выглядит классический головоног. Одни дети рисуют таких человечков в два года, другие - в три или четыре, но суть одна: голова и ножки. Это - самое главное, и такие рисунки вы увидите у самых разных детей, вне зависимости от того, учили ли их рисовать. Потом к подобным изображениям добавляются глазки, ручки, еще позже - ботинки, шапка, варежки. Не торопитесь учить ребенка рисовать туловище или животик - он сам заметит, когда придет пора, что он не все нарисовал.

Старайтесь как можно меньше критиковать рисунки детей, и избегайте фраз типа "Ты неправильно нарисовал". Он нарисовал так, как умеет, и так, как он понимает. Не беда, что дерево смахивает на расческу, суть он уловил - есть вертикальный ствол, а от ствола в стороны растут ветки. Вы можете с ребенком вместе рассмотреть на прогулке кусты и деревья - может быть, он заметит, что не все ветки прямые, и что от одной ветки растут веточки потоньше. Вы можете поиграть с ребенком в семечко, которое растет, растет, и становится деревом. Можете постоять, раскинув руки-ветки, и покачаться, как дерево на ветру. Но не настаивайте на своем решении, ведь ребенок рисует по-своему! Не страшно, если пальцев на детском рисунке человечка на руке не пять, а 7 или 8 - зато он вспомнил, что на руках есть пальцы!

Когда появляются головоноги, то вслед за ними, примерно тогда же, дети начинают рисовать машинки, солнышко, тучи и дождик, потом - домики, деревья, цветы, самолеты и подъемные краны, зайчики и мишки, бабочки и грибочки.

 

Маленькие дети любят тиражировать свои картинки. Уж если малыш научился рисовать солнышко, то теперь он, вероятно, будет рисовать его на каждом своем рисунке. Он нарисует вам сотню человечков, потом целую кучу цветов, потом великое множество домов и машин, котят и зайчиков.

Если вы хотите, чтобы ребенок научился проводить длинные прямые линии, то научите его рисовать дождик из тучи. Можно учить ребенка топать по дорожкам, можно рисовать солнышко, дорисовывать ниточки к воздушным шарикам, колеса к машине и др. Самые удачные рисунки надо вешать на стенку и всем показывать, дарить бабушкам и друзьям, чтобы ребенок видел, что вам нравится, когда он рисует.

Ребенка 2.5-3 лет можно учить смешивать краски на палитре, например, можно взять гуашь синюю или красную и смешать с белилами, а потом голубым покрасить зимний домик или вазу, а розовым - цветы. Если нет палитры, то для смешивания цветов годятся одноразовые пластиковые или картонные тарелки. Многих детей процесс смешивания красок увлекает куда сильнее, чем само рисование. Это нормально, ребенок изучает свойства красок, не мешайте ему познавать мир!

Малышам нередко нравится мыть кисточку, и смотреть, как при этом меняет цвет вода в банке. Что же, используйте этот интерес, и заморозьте эту подкрашенную воду в морозилке, а потом возьмите цветные ледышки с собой на прогулку, и выкладывайте из них узоры на снегу. Покажите ребенку, что если в стаканчике растворить много красной краски, то вода стане темно-красная, а если краски взять чуть-чуть, то водичка будет розовая.

 

А как же быть с раскрасками? Мы считаем, что не надо давать детям раскраски и шаблоны, хотя бы до школы, иначе у него пропадет охота рисовать свои линии. Не надо учить, что домик - это квадратик и треугольник, а человечек - точка, точка, запятая. Если уж рисуете, то давайте разные образцы! Использование шаблона возможно, если мы вырезаем, к примеру, из картона большое яблоко, под него подкладываем лист газеты или ненужной бумаги, и просим ребенка закрасить яблоко. Если краска попадает не только на яблоко, но и на газету, это нормально и не страшно!

Мама помогает ребенку держать шаблон, чтобы он не скользил по столу, и мама набирает краску на кисть, а малыш красит. Второй вариант, когда мама работает второй кистью - потоньше - красит тот же шаблон яблока вместе с малышом. Они вместе красят яблоки, а потом раскрашенные яблоки, к примеру, приклеивают на картонную корзинку, или ежику на иголки, или на ветки дерева. Такую картинку можно подарить бабушке с дедушкой, или знакомым.

С детьми старше двух лет хорошо бы рисовать красками не реже раза в неделю, а можно и чаще. Сочетайте рисование с аппликацией, и вы сможете создать немало красивых композиций!

Если ребенок увидит, что маме самой нравится рисовать, то он тоже будет рисовать с удовольствием! Так что не стесняйтесь своего неумения, пробуйте и творите вместе с детьми!

 

И под конец - несколько практических советов.

Купите большой набор гуаши (и проверьте, есть ли там белила!), а также акварель в тюбиках - она гораздо лучше подходит для детского творчества. С коробочкой обычной акварели малышу справиться трудно - краски смешиваются, все цвета пачкаются, и нарисовать что-то красивое не получается. А акварель из тюбика можно растворить в небольшом количестве воды, взяв именно тот цвет, который вам нужен сегодня. (Для разведения акварели прекрасно подходят баночки из-под детского питания и соков). Разведенную акварель можно хранить в банке в холодильнике.

Для акварели нужны мягкие объемные кисти - белка, пони, коза.

Для гуаши нужны жесткие кисти из щетины.

Некоторые считают, что кисти из щетины нужны только для клея, но это не так. Кисти из щетины идеально подходят для работы с гуашью.

Помните: чем меньше дети, тем толще кисти и больше листы.

Очень хорошо использовать для рисования и аппликации бумагу разной фактуры и разного цвета - шершавую бумагу для акварели, гладкую бумагу для черчения, и др. Можете попробовать рисовать красками по цветной бумаге. Например, если из зеленой бумаги вырезать елочку, а сверху поставить желтые и красные точки, то получится очень нарядная елочка. А если рисовать белой гуашью на темном фоне, то легко нарисовать снеговика, и снежинки.

Не надо выставлять на стол больше, чем нужно. Если нам нужна синяя гуашь, то не надо выставлять всю коробку! Дети любят строить из баночек гуаши заборчики и башенки, переставлять баночки, катать их по столу, открывать. Если уж вы хотите порисовать, то не устраивайте лишних соблазнов!

Пока вы рисуете, на столе должны быть только нужные вам краски и вода. Потом можно достать клей и ножницы, и вместе с ребенком сделать аппликацию. Когда ребенок рисует, удобно иметь поблизости влажную тряпочку или салфетку, чтобы малыш мог вытереть руки, если ему неприятно ощущение засохшей краски на руках.

Вы можете сложить лист бумаги пополам, нарисовать произвольные пятна на одной стороне, и сложить лист, чтобы краски отпечатались - так можно получить очень интересные симметричные узоры. Таким образом можно нарисовать красивую бабочку, или вазу, или цветы.

Хорошо комбинировать рисование и аппликацию, добавлять элементы из природных материалов.

Некоторым детям нравится рисовать в компании, поэтому поищите творческие студии для самых маленьких, куда приходят дети вместе с мамами, и там все вместе играют, рисуют и лепят.

Программа по обучению рисованию и лепке.

(для детей 3-7 лет)

Педагог художник Сергей Щеглов Юрьевич.

СПб 2009