Часть 2. Древнерусская литература
Введение
Возникновение древнерусской литературы и ее жанровая система. Роль Византии и южных славян в распространении христианства и развитии письменной культуры и литературы Киевской Руси.
Особенности древнерусской литературы, ее метода, стиля, жанров. Историзм и публицистичность. Религиозный характер древнерусской литературы. Связь с фольклором.
Принципы изображения человека в древнерусской литературе. Типы героев. Идея патриотизма и народности.
Периодизация древнерусской литературы. Основные этапы развития древнерусской литературы, ее образовательное и воспитательное значение, ее место в перспективе дальнейшего историко-литературного развития.
Текстология древнерусской литературы. Понятие редакции, списка, рукописи. Типы почерков.
Литература раннефеодального древнерусского государства (XI – XII вв.)
Летописание как жанр.
Летописание как один из видов литературного творчества. Летописные списки и своды. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», ее источники. История создания и редакции. Жанровые особенности. Стиль монументального историзма и эпический стиль. Типы летописного повествования. Композиция и язык летописи. Литературный этикет в летописи. «Повесть временных лет» как памятник общественной мысли. Политические идеи, оценка современной действительности, публицистичность.
Житийная литература Киевской Руси XI – XII вв.
Понятие агиографии. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», написанное Нестором. Время их создания, идеи и художественное своеобразие. Мастерство Нестора-агиографа.
«Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором, как образец ранней отечественной агиографии. Ее художественные особенности. Литературная традиция изображения подвижника.
Значение житийного жанра для развития повествовательного искусства и изображения человеческих характеров.
Ораторская проза Киевской Руси.
Происхождение и особенности жанра ораторской прозы. Связь с античной риторикой, византийские литературные традиции. Красноречие учительное и торжественное. Особенности композиции и стиля поучений и слов.
«Слово о законе и благодати» Иллариона – не только богословский, но и публицистический памятник эпохи Ярослава Мудрого. Утверждение политической независимости Киевской Руси. Сложность художественной структуры «Слова».
«Слова» Кирилла Туровского – высокохудожественные памятники торжественного церковного красноречия второй половины XII века. Единство композиции и стиля.
«Поучение» Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха, его политические и нравственные идеалы. Композиция текста и проблема жанра. Элементы автобиографии. Соотнесенность церковных и светских элементов в языке и стиле.
Хождение как литературный жанр.
«Хождение игумена Даниила в «святую землю»». Широта интересов Даниила. Чувство Родины. Идея единства Руси.
«Слово о полку Игореве»
История открытия, опубликования и изучения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идейное содержание «Слова» на фоне исторической действительности XII века; осуждение княжеских междоусобиц и призыв русских князей к единству и защите Руси. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи «Слова». Художественные особенности «Слова»; композиция и стилистический строй; ритмическая организация речи. Образная система памятника. Проблема жанра «Слова». Проблема автора. Проблема подлинности.
Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (XIII – XV вв.)
Развитие областных литератур.
Возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. Их связь с традициями Киева.
«Моление Даниила Заточника» – памятник литературы Владимиро-Суздальской Руси. Апология князя и сильной княжеской власти в «Молении»; антибоярская направленность, обличение монашества. Гуманистический пафос «Моления», похвала разуму. Особенности стиля: соединение элементов торжественного «слова» и народного балагурства, книжных афоризмов и народных пословиц
«Киево-Печерский патерик». История создания. Обработка Симоном и Поликарпом в начале XIII века устных преданий, связанных с основанием и политической ролью Киево-Печерского монастыря. Особенности проблематики, отражение социальных конфликтов эпохи. Художественное своеобразие рассказов патерика. Широкая картина древнерусской жизни.
Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития.
Повести о монголо-татарском нашествии.
Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.) Фольклорные мотивы повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 г.) Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. «Слово о погибели русской Земли». Лиро-эпический характер произведения. Гражданский и патриотический пафос «Слова».
Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв.
Отражение в литературных памятниках роли Москвы – политического центра, объединяющего русские земли.
Повести о Куликовской битве. Летописные повести. «Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве. Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. «Сказание о Мамаевом побоище» как произведение исторической беллетристики XV века (сюжетность повествования, сложность композиции, стремление к драматизации описаний, использование фрагментов других сочинений).
Творчество Епифания Премудрого: «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского». Тип святого в житиях Епифания Премудрого. Литературное творчество Епифания Премудрого как наиболее полное выражение панегирически-торжественного стиля в русской литературе начала XV века.
Литература периода укрепления централизованного государства (XVI в.)
Расцвет древнерусской публицистики.
Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм как способы их выражения.
Сочинения Максима Грека.
«Повесть о Петре и Февронии»
«Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом, как памятник литературы и общественной мысли XVI в. Мифологическая основа повести, ее гуманистические и христианские идеи. Фольклоризм. Прославление красоты и силы женской любви. «Повесть» как притча.
Русская литература XVII века – новый и заключительный этап развития древнерусской литературы.
Развитие жанра повести в XVII веке.
Общие особенности литературы XVII века, ее переходный характер. Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы, усиление бытовых повествовательных элементов. Историческая повесть - «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».
Значительное усиление светских элементов в литературе второй половины XVII века. Появление новых жанров: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, «комедии».
Сатирическая литература, отразившая классовые противоречия: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная». Социальная направленность этих повестей. Обличение несправедливости и взяточничества судей, обличение неравенства и протест против власти богатых, обличение пьянства. Приемы и средства сатиры.
Бытовые повести. «Повесть о Горе-Злочастии», отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Связь с устным народным творчеством. Элементы реализма. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт создания романа. Широта охвата действительности. Проблема воспитания молодого поколения. Слияние исторического повествования, любовно-авантюрной новеллы, церковно-назидательной легенды и семейной хроники. «Повесть о Карпе Сутулове». Образ купеческой жены Татьяны. «Повесть о Фроле Скобееве» как «плутовская новелла».
Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение.
Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», как образец раннего автобиографического жанра. Отражение в нем социальных явлений эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Литературные приемы «Жития» на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты. Сатира и юмор. Новаторство Аввакума в области языка и стиля.
Барокко в русской литературе.
Барокко как литературное направление эпохи перехода к светской литературе нового времени (формы, идеи, жанровые рамки).
Возникновение стихотворства в XVII в. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого (стихотворные сборники «Вертоград многоцветный», «Рифмологион»). Симеон Полоцкий – драматург («Притчи о блудном сыне»). Элементы барокко в творчестве Полоцкого и его последователей (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).
Начало русского театра. Придворный театр царя Алексея Михайловича, его организация и репертуар. Особенности начальной русской драматургии.
Yandex.RTB R-A-252273-3