logo
Методпособие Куклотерапия 2009

Куклотерапия и…

психодрама

Впервые куклотерапия в отечественной литературе упоминается в статьях и книге И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой. (32) В качестве источника этого вида терапии они упоминают психодраму.

Создателем психодрамы является Якоб Леви Морено (1892 -1974) - американский психиатр и социальный психолог. Психодрама - это вид групповой психотерапии, в которой клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование личностно значимых жизненных ситуаций. (1) Постепенно, как указывают И.Медведева и Т.Шишова, выделилась особая самостоятельная ветвь - куклотерапия. Она и стала основой их методики драматической психоэлевации.

«Психоэлевация» в переводе на «человеческий» язык означает возвышение души, а «драматическая» значит – театральными средствами. Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Один из главных принципов – не лечение отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребенка: понять, чем же вызваны эти симптомы, где «поломка», что данному конкретному ребенку мешает жить. Это называется выявлением патологической доминанты. Работа состоит из двух этапов, один из которых – постановка лечебного спектакля, где участвуют изготовленные детьми куклы. Продолжительность занятий – до двух месяцев.

Однако, по словам авторов, их методика напоминает психодраму «только по формальным признакам: мы тоже пользуемся театральными средствами». Главное отличие - «психодрама основана на психоанализе, мы же в своей работе, безусловно учитывая «нижние этажи» личности, никогда не обсуждаем это с детьми и даже стараемся не очень муссировать подобную тематику в беседах с родителями». (32)

игротерапия

«Изучение детской игры… позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром». Так начинают свою статью по игровой психотерапии авторы «Психотерапевтической энциклопедии». (41) Поскольку у детей вербальные навыки в необходимой для психотерапии мере не развиты, используются иные способы выражения переживаний, потребностей и трудностей. Так родилась игротерапия.

Игротерапия - использование игровых ситуаций в качестве терапии, основанное на идеях Фрейда, впоследствии дополненных Э.Эриксоном. (21)

Конечно же, играя, ребенок использует игрушки, в том числе и куклы. С помощью них дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные, чувства.

Популярным средством является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», - указывает в своей книге Х.Дж.Джинотт. (12) Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр» (эти определения обнаружены в Интернете). Анализ материалов психологов, относящих куклотерапию к игротерапии, приводит к еще одной особенности: как правило, используются куклы, изготовленные не клиентом (взрослым, ребенком). Таким образом, акцент сделан именно на игре, на манипуляции с куклой. В качестве примера приведем опыт психологической коррекции страха медицинских процедур (авторы А.И.Тащева, С.В.Гриднева, г.Ростов-на-Дону).

Здесь куклы используются в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и, достигнув максимальной выраженности, сменяться бурными эмоциональными поведенческими реакциями (плач, смех), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога. (51)

арттерапия

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. (48)

Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача). (46)

К.Краплак, давая свою классификацию «коррекционных направлений в арттерапии» (24), относит куклотерапию к имаготерапии. «Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа», - пишет она. «Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией». Как видим, здесь куклотерапия близка к уже упоминавшейся психодраме.

К арттерапии куклотерапию также относят Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В., Лебедева Л.Д.

Появление арт-терапии (термин А.Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 1930гг. Дать исчерпывающее определение арт-терапии, считает А.И.Копытин, довольно трудно, потому что оно в значительной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста. В самом общем виде арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества и иных форм визуальной экспрессии (19, 20).

Т.Ю.Колошина и Г.В.Тимошенко в своей работе (18) отмечают следующие специфические черты арт-терапии:

  1. Триадичность.

Арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт — клиент» на триаду «терапевт — произведение искусства — клиент», что позволяет соблюсти принцип диссоциированности клиента с проблемой. «Когда что-то находится вне меня, это уже не совсем я, и я, очевидно, могу с этим что-то сделать».

  1. Ресурсность.

Арт-терапия является ресурсной, так как лежит вне области повседневной жизни человека. А все, что лежит за пределами повседневности, утверждают авторы, ресурсно по определению, ибо расширяет человеческий опыт и побуждает человека к исследовательской активности… «Именно стереотипная жизненная стратегия является единственной возможной основой для рождения того, что называется «психологическими проблемами».

  1. Метафоричность.

Любое произведение искусства — это метафора жизни его автора. Изменения, которые клиент вносит в образ «Я», получают некое воплощение и в его личности.

Однако существуют методы, не позволяющие однозначно отнести куклотерапию к арттерапии. Для иллюстрации этого положения обратимся к классификации понятий, относящихся, так или иначе, к области арт-терапии, которую приводит Л. Д. Лебедева:

Тип — терапия искусством.

Класс — терапия творчеством (креативная терапия).

Подкласс — экспрессивная терапия.

Семейства терапии творческим самовыражением:

Виды арт-терапии:

В Институте Сказкотерапии (г.Санкт-Петербург) создана своя методика работы. (В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя). (15) Быть может, куклотерапия - это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

куклотерапия

Четкого определения данному виду терапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии, либо к игротерапии. Возможно, это связано с типом кукол - если используются промышленные куклы, тогда говорят об игротерапии, а если куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то вполне логично отнести куклотерапию в область арт-терапии, использующей искусство для психотерапевтических и лечебных целей.

Наверное, ни одно из рассмотренных выше определений не дает полного представления об этом методе. Кажется уместным на сегодняшний день согласиться со следующим: «Куклотерапия - это раздел частной психотерапии (терапии творческим самовыражением), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача)». (46)

Является ли куклотерапия терапевтической системой?

По мнению Х.Дж.Джинотт, «каждая терапевтическая система должна объяснить и оправдать свою эффективность в терминах ее влияния на хорошо выделяемые переменные терапии». (12) Для оценки эффективности предлагается ответить на пять вопросов.

1. Облегчает или нет этот метод (в нашем случае, куклотерапия) установление терапевтических отношений?

2. Облегчает или затрудняет куклотерапия катарсис?

3. Помогает или препятствует метод достижению инсайта?

4. Дает ли он возможность или препятствует изучению реальности?

5. Открывает он или блокирует каналы сублимации?

Воспользуемся предложенными критериями и попробуем оценить куклотерапию.

1. Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать, хочется прикоснуться к ней), первой «заговорит» с ним. Он же может тоже взять в руки куклу и говорить от ее имени.

2. «Катарсис - это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта». (40)

Средствами для достижения катарсиса являются «проигрывание» и «проговаривание» своих проблем. Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения.

3. «Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы». (40)

Изготовление кукол, манипулирование ими приводит к осознанию проблем, размышлению над ними и поиску решений.

4. Куклы, по утверждению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенными при решении своих проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой, и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальность.

5. «Сублимация - один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Вне психоаналитической трактовки термин используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень». (40)

Манипулирование куклами с целью снятия нервного напряжения, агрессии можно считать сублимацией (дети, злясь на своих родителей или братьев и сестер, бьют не их, а кукол).

Анализ литературы позволяет определить круг проблем и виды кукол, используемых для их решения.

1. Психодиагностика: конкретизация проблемы.

Играя куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует по этому поводу, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не ребенок. По словам Х.Дж.Джинотт, «игра ребенка является его языком, а игрушки - словами». (12) Для диагностики глубинных проблем у более взрослых детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени). Л.Д.Лебедева (28) предлагает использование «пальчиковых» кукол для диагностических целей.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Здесь возможно применение любых театральных кукол (17).

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Игра с куклами-героями сказок становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика. (34,35) Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки (17), «пальчиковые» куклы (28), мимирующие куклы, петрушечные.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

Многие авторы (15,17) указывают полезность использования для решения этой задачи кукол-марионеток.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра (15,17), но неплохие результаты дает работа с «пальчиковыми» куклами (28).

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Об использовании кукол в этом направлении говорит А.В. Гнездилов, создатель первого в России хосписа. (15)

11. Коррекция отношений в семье.

С.К.Кожохина, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко предлагают для укрепления внутрисемейных отношений использование театра марионеток. (15,17)

12. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.