logo
Ваня-Курсовая-Готовая-2012

2. Лебединое озеро

Балет «Лебединое озеро» был первым опытом Чайковского в этом жанре. Сочиняя его, композитор шел еще ощупью, во многом ему помогала сила творческого воображения и гениальное чутье драматурга. Природное дарование симфониста и значительный опыт в области симфонической и оперной музыки привели его к попытке внедрения симфонического метода в балете. В «Лебедином озере» симфонизация осуществлена в сфере классического танца. Все новое, намеченное в первом балете Чайковского во многом еще интуитивно, осознанно и продуманно претворено и развито в «Спящей красавице» и «Щелкунчике».

Балет «Лебединое озеро» (1875–1876) возник в пору расцвета творческих сил Чайковского. Как известно, Петр Ильич много внимания уделял театральным жанрам, считая, что через театр композитор имеет наиболее тесное и непосредственное общение с публикой. Возможно, это было одной из причин, побудивших его создать балетную музыку. Получив заказ от Дирекции московских театров на сочинение музыки к балету, Чайковский с охотой принялся за работу. Приступая к сочинению музыки балета, Чайковский не предполагал ломать установившиеся традиции. Не нарушая сложившихся норм, композитор изменил основное значение музыки в спектакле. Он обогатил ее «изнутри», коренным образом изменил ее смысл и содержание в рамках традиционной формы.

Уже в оркестровом вступлении через развитие и изменение лирической темы отражено драматическое содержание балета и его основная направленность. В начале вступления напевная песенная мелодия в своем плавном падении от самого верхнего звука к нижнему звучит задушевно и несколько меланхолично. Элегический тембр гобоя придает ей теплоту и выразительность человеческого высказывания. Яркое, эмоционально-открытое нарастание приводит к кульминации всего вступления – к трагическому звучанию темы. Глубокий драматизм вступления вводит в атмосферу серьезных, подлинно человеческих страстей. Его тема не используется в музыке балета. Этим Чайковский определяет самостоятельное значение вступления, передающего лишь общий характер развития драмы, и подчеркивает его обобщающее значение.

Тема девушки-Лебедя впервые звучит в конце первого акта. С этого момента начинается собственно развитие драмы, завязка действия. Тема динамична и таит много возможностей для развития. Порывистость, внутренняя взволнованность темы ассоциируется со взмахами крыльев, со страстным желанием вырваться из неволи. Соло гобоя поддерживают аккомпанирующие арфа и скрипка (тремоло).

С оркестрового вступления ко второму акту развитие лейттемы идет по пути все более открытого эмоционального высказывания и драматизации.

В начале второго акта повторяется лирическое экспонирование темы и ее средняя часть из финала первого акта. Постепенная драматизация влечет расширение формы. Далее лейттема появляется в третьем акте в тот момент, когда Зигфрид видит Одиллию. В финале третьего акта после нарушения Зигфридом клятвы, данной Одетте, лейттема звучит как результат развития всего предшествовавшего действия, его кульминация. Трагическим апофеозом третьего акта звучит заключение. Мажор, сопоставляемый с минорными субдоминантами, здесь особенно скорбен, он воспринимается как выражение самой высокой степени человеческого горя. В финале балета, в сцене бури и наводнения, гибели Одетты и Зигфрида развернутый эпизод с широким симфоническим развитием строится снова на лейттеме.

Итак, лейттема балета имеет свое логичное и последовательное развитие. Но ее роль в драматургии балета была бы схематичной, если бы лирические эпизоды, связанные с ней, не образовали бы сферу сквозного музыкального действия балета. Такие эпизоды являются центральными в каждом действии.

В развитии собственно сюжетной линии первый акт занимает весьма незначительное место, но в музыкальной драматургии балета эта экспозиция сквозной лирической сферы очень существенна. Музыкальная поэма о любви, страдания и верности начинается со спокойного повествования о светлых надеждах и мечтах, после чего естественней и в то же время ярче воспринимается развитие драмы. Лирическим центром первого акта является Andante из Pas de trois и Pas de deux. Andante – часть классической сюиты, непосредственно следующая за вступительным танцем сюиты. В нем выявляются черты нежной элегической певучей лирики. Мелодия не слишком развернута, но ее гибкость, напевность, интонационные обороты близки русской вокальной лирике.

По сравнению с первым актом, «лебединая» лирика второго и четвертого актов обогащается новыми чертами. Грани ее выразительности, оттенки эмоционального содержания богаче и многообразнее. Во втором акте горячее стремление героев к свободе и любви придает лирическим образам совсем новые черты. Совершенно конкретные препятствия стоят на пути к счастью, и эти препятствия, с одной стороны, драматизируют, углубляют чувства героев, с другой стороны, делают их более действенными, активными, сильными. Все лирические эпизоды, создающие сквозную драматургическую линию балета, обладают некоторыми общими чертами музыкального языка, что позволяет говорить о них как о своеобразном лейтобразе балета. Их отличает щедрое мелодическое богатство и разнообразие, постепенное «расцветание» через варьирование мелодий и контрапунктическое соединение, песенная и романсовая природа. Важнейшая особенность в развитии лирических образов – использование принципа подголосочно-полифонического развития, принципа диалога. От вступления до заключения он пронизывает музыку балета, внося конфликтность или, наоборот, обогащая и развивая какое-то одно настроение.

Как всегда у Чайковского, большое выразительное значение приобретает оркестр, хотя в «Лебедином озере» еще нет строго выдержанной тембровой драматургии. Но уже и здесь есть некоторые лейттембровые характеристики. Так, с образом Одетты связан тембр гобоя. В некоторых эпизодах в диалог с гобоем вступает фагот. Трагические кульминации подчеркнуты тембром солирующей трубы. С развитием действия тесно связаны многообразие и изменение ритмики, что дает основание говорить о своеобразной психологизации ритма в балете. Ритм вальса – важнейшее средство создания лирического, романтического и элегического настроения в музыке балета.

Лирические эпизоды «Лебединого озера», составляющие основу музыки балета, принадлежат к жанру так называемого классического танца. Наряду с ним, в балете большое место принадлежит Pas d`action. Эта форма была введена и развита передовыми балетмейстерами конца XVIII – начала XIX века взамен статичной пантомимы. Pas d`action требует очень гибкой, чуткой и выразительной музыки, которая вместе с танцем должна рассказать о происходящих событиях и действиях. Чайковский увидел в этой форме богатые возможности для симфонизации балета и использовал их особенно широко в поздних балетах. Но уже и в «Лебедином озере» композитор значительно развивает финалы третьего и четвертого актов, сцену встречи Одетты и Зигфрида, как наиболее существенные моменты драматургии. В сцене встречи Одетты и Зигфрида музыка очень точно следует за сюжетом. Приход Зигфрида к берегу озера, где он попадает в безмятежно-спокойную на первый взгляд и в то же время загадочную романтическую обстановку; взволнованный монолог Одетты, пугающейся юноши, и постепенно растущее доверие, одновременно тревога за его судьбу; появление Злого гения и скорбное отчаяние, охватившее Одетту, неверие и освобождение из колдовского плена – все это отражено последовательно и вместе с тем имеет единую волну от лирической безмятежности к трагическому завершению. Эта сцена – один из драматургических узлов балета, острая напряженная завязка драмы с участием основных действующих лиц. Эпизодичность построения сцены, контрастность разделов, ее составляющих, не нарушает внутренней слитности богатого симфонического развития. Ее музыкальная динамизация четко следует за развитием человеческого чувства. Именно в таких эпизодах формировался характер, стиль, приемы развития не только балетных, но и больших оперных сцен будущих лирических драм Чайковского.