logo
История 2012

14)Искусство Франции хv – XVI веков. Живопись. Творчество братьев Ленен.

братья Антуан (Antoine) (ок. 1588-1648), Луи (Louis) (ок. 1593-1648) и Матье (Mathieu) (1607-1677), французские художники, родились в Лане и работали в Париже в области жанровой живописи, изображая сцены из жизни крестьян и мелких буржуа. Братья Ленен были почти полностью забыты после смерти; в середине 19 в. их творчество заново открыл Шанфлери, писатель-реалист, друг Гюстава Курбе. Антуан писал небольшие, несколько наивные картины, такие, как Мастерская художника (Лондон, собрание Бьют) и Семейный портрет (Париж, Лувр). Картины Матье более изысканные и большего размера, например, Процессия с бараном. Гораздо более значительным живописцем является средний брат, Луи. Его произведения, в целом близкие голландской жанровой живописи и творчеству караваджистов, отличаются особой трезвостью и сдержанностью. Картина Возвращение с сенокоса (Париж, Лувр) пронизана атмосферой задумчивости и монументальной значительности. На картине Трапеза крестьян (Париж, Лувр) изображена семья состоятельных крестьян, собравшихся вокруг стола; их суровое достоинство придает сцене дух протестантского благочестия. Еще более новаторское полотно - Кузница (Париж, Лувр), которое является изображением людей во время работы, свободным от всяких следов мифологии, аллегории или снисходительности. Именно по этой причине Луи Ленен считается предтечей реализма. Несмотря на неакадемический характер их творчества, братья Ленен были в числе основателей Королевской академии живописи и скульптуры. Вскоре после этого Луи и Антуан умерли один за другим, первый 23 мая 1648, а второй 25 мая 1648. Матье жил тем, что писал аллегорические картины и портреты небогатых дворян. Умер Матье Ленен 4 апреля 1677.

Писали групповые портреты на медных досках ("Семейный портрет", 1642, Лувр), сцены из крестьянской жизни ("Возвращение с сенокоса", 1641, "Кузница", "Трапеза крестьян", 1642, - все в Лувре; "Семейство молочницы", 40-е гг., ГЭ). Эмоциональный строй картин Лененов определяют чёткость композиции, пластическая ясность форм, благородная серебристо-серая цветовая гамма.

15)Искусство Франции ХV – XVI веков. Школа Фонтебло. Первая школа Фонтенбло (1530—1570) После вторжения Франции в Италию в период между 1494 и 1499 годами образцы произведений искусства, литературы и науки Италии оказались во Франции, знания итальянского Ренессанса в его расцвете. После восшествия на престол, Франциск I стремился подкрепить свои притязания на господство в Европе строительством великолепного дворца, сравнимого с дворцами во Флоренции, Мантуе или Милане. Сабина Поппея. Школа Фонтенбло. Около 1580 Он пригласил во Францию, наряду с гуманистами, известных итальянских художников. Ключевым оказалось прибытие в 1531 году Россо Фьорентино, который работал в Фонтенбло вплоть до своей смерти в 1540 году. В 1532 году за ним последовал Франческо Приматиччо. Третьим из первой школы Фонтенбло прибыл в 1552 году из Болоньи Никколо дель Аббате. Главной их задачей было создание внутреннего интерьера дворца, украшение его картинами, фресками, скульптурами, рельефами, лепниной, шпалерами и другими предметами декоративно-прикладного искусства. Главной шедевром Россо стала, хорошо сохранившаяся до наших дней, галерея Франциска I, над украшением которой он работал с 1531 по 1540 годы. После смерти Россо ,Приматиччо продолжил его дело. Созданная им спальня короля была полностью разрушена, от салона герцогини д’Этамп остались только фрагменты. Его подмастерья и Николо дель Аббате отделали бальный зал и галерею Одиссея, которые были снесены в 1697 году. Однако внутренний интерьер остался запечатленным на многочисленных коврах и шпалерах. Из-за религиозных войн в период с 1584 по 1595 года и смерти последнего короля Франции из династии Валуа Генриха III работы были прерваны и дворец был брошен. Вторая школа Фонтенбло (1590—1620) Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой, вторая школа Фонтенбло, ок.1594, Лувр Во время правления Генриха IV дворец был полностью реставрирован. Король пригласил фламандских и французских мастеров в Фонтенбло, которые считаются мастерами второй школы Фонтенбло. К их числу принадлежали Амбруаз Дюбуа из Антверпена, парижане Туссен Дюбрей, Антуан Карон и Мартен Фремине, а также группа безымянных художников. Кисти Дюбрей принадлежали росписи павильона Поэзии, разрушенного в 1703 году. С 1606 по 1616 год Фремине расписал капеллу св. Троицы, сохранившуюся до наших дней. Портрет Дианы де Пуатье, Франсуа Клуэ, 1571, Национальная галерея, Вашингтон Из мастерских второй школы Фонтенбло вышел целый ряд эротических картин, которые были одним из её излюбленных мотивом. Характерно для картин этого рода с их до сегодняшнего дня не до конца расшифрованной иконографией полотно неизвестного художника, изображающее Габриэль д'Эстре с сестрой, герцогиней де Виллар.

Типичны для второй школы Фонтенбло отказ от религиозных мотивов, предпочтение тем из греческой и римской мифологии, эротических сюжетов, любовь к орнаменту и гротеску, объединение живописи, скульптуры и лепнины в одну композицию, а в фигурах их удлинение типичное для художников-маньеристов Италии. Особенность эротических картин заключается в их подчеркнуто рафинированной эротике и одновременно отрешенной чопорности и отсутствии эмоций и чувственности. Иконография полотен полна загадок, зашифрованного смысла, нравоучительных намёков, а в воплощении преобладают фигуры с ясными контурами, изображенные в холодной и приглушенной цветовой гамме.

27) Искусство Франции ХVII века. Стиль Классицизм. Садово-парковая архитектура. Сады Версаля. Из высоких окон сводчатой Зеркальной галереи открывалась перспектива Версальского парка с его веерообразной осевой композицией и все более ширящимся пространством. Отсюда спускаются террасы и уходят в даль парка аллеи, завершающиеся зеркалом Большого канала. В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, гермы, фонтанные композиции. Это изображения божеств лесов, рек Франции, полей, аллегории времен года, гротескные образы. Скульптура напоминала и о триумфе Франции над Испанией, прославляла доблести короля. Расположение статуй и групп подчинялось пространственному ритму ансамбля. Обширная территория парка включала множество бассейнов, каналов; в то время как фонтаны извергали могучие каскады воды, в водных партерах вода ложилась ровными плоскостями, образуя зеркальные поверхности. Стремление к пышности сочеталось в Версале с чувством меры, началом порядка.