Художественные изделия из дерева.
Дерево один из наиболее распространенных материалов в творчестве народных мастеров. Художественная обработка дерева была известна еще в 9- 10 веке. В России богаты лесами деревья, всегда любимы. С деревом работали мастера сельских промыслов жившие в районах: Архангельск, Вологда, вязкой, тверской, нижегородской губернии.
Обрамцево- кудринская резьба: появилась в конце 19 века , организованная в 1882 году столярная мастерская в усадьбе Обрамцево близ которого Сергиев- посад объединили резчиков соседних деревень. Обрамцевские мастера вырезали из дерева в технике трёхгранной выемчатой и рельефно- плоскостной резьбы. Мастерская изготовляла мебель, шкатулки, полки, декоративные тарелки которые отличались красотой, тонировали дерево от золотисто до тёмно-коричневых тонов.
Изделия пользовались большим спросом во многих городах России. В начале отличительная особенность у резьбы был густой орнамент из ветвей и побегов. Позднее мастера стали изображать фигурки зверей , птиц и рыб.
В 1960 году была образована Хоть-конская фабрика резных художественных изделий. Матрёшки (Сергиев- Посад, Семеново, Полхов- майдан.,). Образом русской матрёшки была складная кукла яйцеобразной формы. Первая русская матрёшка была создана в конце 19 века художником Малютиным в содружестве с мастером токарного дерева Звёздочкиным. Она изображала крестьянскую матрёшку в ситцевом сарафане , белом фартуке с цветастым платком на голове. В этой кукле находились ещё 7 вложенных одна в другую фигурок. Самые популярные матрёшки изготовлялись в Сергеевом-Пасаде, Семеновском уезде, Полхов-Майдане.
Сергиевские матрёшки- были разнообразны по форме например Шар в шаре. Матрёшки стали и персонажи русских персонажей. Цветовая гамма Сергиевских матрёшек красн., син., зел., жел., тона.
У Семёновских матрёшек основной цвет росписи красный, а черный контур очерчивает лишь край платка, фартука и рукавов. На голове платок с узорной каймой, а на фартуке букеты цветов.
Полхов- Майданские матрёшки отличаются удлинённым силуэтом и характерным цветом, традиционно малиновым, со звучим зеленым, синим, желтым. Мастера тоже применяли черный контур и выработали свой цветовой тон, росписи сплошь покрывающие фигуру спереди и забавными кудряшками окружающими лицо.