logo
0476072_B2202_otvety_na_bilety_k_zachetu_po_kulturologii / 61 62 63 64

62. Марксистская концепция культуры.

Марксистская концепция культуры - направление культурологической мысли, развивающееся под идей­ным влиянием марксизма (взглядов К. Маркса, Ф. Эн­гельса и их последователей, особенностей практики революционной борьбы и социалистического строи­тельства). Марксистская концепция культуры опреде­лялась: материалистическим истолкованием истории, в том числе и истории культуры, формационным, классо­вым и деятельностным подходами.

Разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом материа­листическое объяснение истории базируется на 4 принципах: 1) принцип единства человечества (един­ства культурно-исторического процесса); 2) принцип исторической закономерности (признание действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности); 3) принцип детерми­низма (признание существования в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей и зависимостей). Определяющим в культурно-историческом процессе признается способ производст­ва материальных благ. Культура, как и другие духов­ные явления, носит зависимый, вторичный, производ­ный характер. Культура - это надстройка над экономи­ческим базисом, отражение и выражение социальной действительности. Каждому историческому типу обще­ства соответствует вытекающий из социально-экономических и политических отношений тип культу­ры: первобытнообщинная, рабовладельческая, фео­дальная, капиталистическая, коммунистическая (со­циалистическая). Но марксизм не отвергает обратного влияния надстраиваемых явлений на базис общества, активная сторона культуры связывается марксизмом с формированием общественных идеалов и путей их достижения. 4) принцип прогресса (в соответствии с формационной логикой социальной истории типы куль­тур выстраивались стадиально, ценностно-смысловые различия национальных культур трактовались как на­хождение разных народов и стран на разных стадиях исторического развития, каждый исторически после­дующий тип культуры «отрицал» и «снимал» в себе предыдущие, а каждая последующая стадия культуры была «прогрессивнее» предыдущей и должна была да­вать более «высокие» в ценностно-смысловом отно­шении образцы культуры).

В реализации принципа прогресса проявился прин­цип классового подхода к культуре. Пролетарская (со­циалистическая) культура - высшая стадия развития мировой культуры. Наиболее разработанную концеп­цию пролетарской культуры представил А. Богданов. По его теории, история мировой культуры проходит 3 исторические фазы: 1) первобытно-коллективистскую; 2) классово-индивидуалистическую; 3) коллективистско - коммунистическую (стадия пролетарской, социали­стической культуры, которая синтезирует преимущест­ва 1-ой и 2-ой фаз, «снимает» их противоположность и представляет собой, т.о., высший, наиболее совер­шенный исторический тип культуры, завершающий ли­нию восхождения культурного процесса).

Марксистская концепция культурно-исторического развития содержит в себе элементы телеологизма и финализма. Формационный подход предполагает те­леологическую направленность к единой последней цели - коммунизму (высшая последняя стадия истори­ческого процесса, вся предшествующая история была лишь предысторией развития человечества). К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказатель­ства неотвратимости наступления эры коммунизма.

Наиболее сильная сторона марксистской концепции культуры выражена в деятельностном подходе (ак­центирует внимание на человеческом факторе в разви­тии культуры и трактует культуру как способ жизнедея­тельности человека, процесс, результат и поле реализации человеческих потенций). При таком подходе культура - это концентрированный, организо­ванный опыт человечества, как основа понимания, осмысления, принятия решений. Сторонники деятельности о го подхода к культуре стремятся увязать в единое целое предметно-преобразующий процесс и процесс человекосозидания. Культура здесь выступает как оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности, человечности общества, мера гуманизации природы и общественных отношений.