62. Марксистская концепция культуры.
Марксистская концепция культуры - направление культурологической мысли, развивающееся под идейным влиянием марксизма (взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей, особенностей практики революционной борьбы и социалистического строительства). Марксистская концепция культуры определялась: материалистическим истолкованием истории, в том числе и истории культуры, формационным, классовым и деятельностным подходами.
Разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическое объяснение истории базируется на 4 принципах: 1) принцип единства человечества (единства культурно-исторического процесса); 2) принцип исторической закономерности (признание действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности); 3) принцип детерминизма (признание существования в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей и зависимостей). Определяющим в культурно-историческом процессе признается способ производства материальных благ. Культура, как и другие духовные явления, носит зависимый, вторичный, производный характер. Культура - это надстройка над экономическим базисом, отражение и выражение социальной действительности. Каждому историческому типу общества соответствует вытекающий из социально-экономических и политических отношений тип культуры: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Но марксизм не отвергает обратного влияния надстраиваемых явлений на базис общества, активная сторона культуры связывается марксизмом с формированием общественных идеалов и путей их достижения. 4) принцип прогресса (в соответствии с формационной логикой социальной истории типы культур выстраивались стадиально, ценностно-смысловые различия национальных культур трактовались как нахождение разных народов и стран на разных стадиях исторического развития, каждый исторически последующий тип культуры «отрицал» и «снимал» в себе предыдущие, а каждая последующая стадия культуры была «прогрессивнее» предыдущей и должна была давать более «высокие» в ценностно-смысловом отношении образцы культуры).
В реализации принципа прогресса проявился принцип классового подхода к культуре. Пролетарская (социалистическая) культура - высшая стадия развития мировой культуры. Наиболее разработанную концепцию пролетарской культуры представил А. Богданов. По его теории, история мировой культуры проходит 3 исторические фазы: 1) первобытно-коллективистскую; 2) классово-индивидуалистическую; 3) коллективистско - коммунистическую (стадия пролетарской, социалистической культуры, которая синтезирует преимущества 1-ой и 2-ой фаз, «снимает» их противоположность и представляет собой, т.о., высший, наиболее совершенный исторический тип культуры, завершающий линию восхождения культурного процесса).
Марксистская концепция культурно-исторического развития содержит в себе элементы телеологизма и финализма. Формационный подход предполагает телеологическую направленность к единой последней цели - коммунизму (высшая последняя стадия исторического процесса, вся предшествующая история была лишь предысторией развития человечества). К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма.
Наиболее сильная сторона марксистской концепции культуры выражена в деятельностном подходе (акцентирует внимание на человеческом факторе в развитии культуры и трактует культуру как способ жизнедеятельности человека, процесс, результат и поле реализации человеческих потенций). При таком подходе культура - это концентрированный, организованный опыт человечества, как основа понимания, осмысления, принятия решений. Сторонники деятельности о го подхода к культуре стремятся увязать в единое целое предметно-преобразующий процесс и процесс человекосозидания. Культура здесь выступает как оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности, человечности общества, мера гуманизации природы и общественных отношений.