4. Социологическая школа
Ученые этой школы ищут объяснение культуре в общественной природе и организации. Представителями данной школы являются Т.С. Элиот, Х. Ортега-и- Гассет.
Томас С.Элиот (1888-1965) – англо-американский поэт и критик. Его труд – «Заметки к определению культуры» (1948). «Под культурой я понимаю … образ жизни данного народа, живущего в одном месте». Он считал, что всеобщая стандартизация и узкоутилитарный подход к жизни (массовая культура) ведут к подавлению в человеке творческого начала.
Элиот делил общество на духовную элиту и непосвященную массу. Причем на культурное созидание способна лишь духовная элита. Для возникновения духовной элиты необходимо богатство и принадлежность к привилегированному слою.
Хосе Ортега-и-Гассет (1889-1955) – испанский философ. Теории элиты. Его труд – «Дегуманизация искусства». Существуют две разновидности рода человеческого: народ и элита. Народ – масса, являющаяся «костной материей исторического процесса». Элита – одаренное меньшинство, творцы культуры. Предназначение «лучших» - быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Все недуги Европы – от попыток серой толпы представлять «все общества». В сфере культуры общество разделяется на орден людей выдающихся и орден людей заурядных. Жизнь людей выдающихся сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется ими обыденности, пошлости человеческого бытия. Установка на игру у испанского философа приобретает оттенки от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни. Ортега определяет основные тенденции нового стиля в искусстве и в целом в культуре: 1) тенденция к дегуманизации (не для всех); 2) развитие «живых» форм культуры (т.е. развитие культуры без цели, а в силу спонтанной внутренней потребности; 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства (а не товаром); 4) стремление понимать искусство как игру (т.е. как фантазию без какой-то прагматической цели); 5) тяготение к иронии; 6) тенденция избегать фальши, тщательное исполнительское мастерство; 7) искусство не должно выходить за пределы возможного опыта (т.е. ударяться в религию).
Ортега в первую очередь ставит задачу спасения культуры от «восстания масс» и спасителем он объявляет элиту.
Макс Вебер (1864-1920). Его работы: «Протестантская элита и дух капитализма» (1905); «Хозяйственная этика мировых религий» (1915). Главная идея – прямая обусловленность экономической жизни стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. Успехи северо-западной Европы и США Вебер объяснял господством протестантизма (который способствует развитию капитализма – индивидуализм). Отставание юга Европы и Латинской Америки – католицизмом (феодальная религия – корпоративность, сословность). Созерцательность восточных религий приводит к экономической стагнации (буддизм, даосизм).