7. Понятие «культурной константы». Пространство, время, тело, смерть.
Культурная константа – событие или явление, отношение к которому возникает с необходимостью в любую эпоху в любой культуре. Первоначальное формирование культурных констант, безусловно, определялось географическими и природно-климатическими характеристиками районов компактного проживания национальных общностей, и эти особенности сохраняют свое важное значение до сих пор: достаточно, например, сопоставить национальные характеры северян и южан, особенности поведения жителей Востока или Африки и т. д. Но по мере хода исторического развития отдельных наций, становления и эволюции национальных государств эти культурные константы существенно изменялись под влиянием политических, экономических, религиозных, социальных и иных процессов Комплекс культурных констант следует понимать как сложную психологическую структуру. В ней выделяется ряд компонентов, которые могут быть названы культурными константами, такие как «источник добра», «источник зла», «образ покровительствующей силы», «образ противодействующей силы», «образ мы или образ коллективности» (в, частности принцип связи между индивидами), «образ поля действия», «образ условия действия» «образ источника действия». «образ способа действия» и т.п. Но важны не столько сами по себе эти «образы», сколько их диспозиция, способ их взаимосвязи и взаимодействия – то, что можно назвать «бессознательным культурным полем», понимаемом в значении, близком к гештальт-психологии. Комплекс культурных констант — это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир, в котором должен действовать, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия. Поэтому комплекс культурных констант — это одновременно и комплекс констант культурного (интенционального) восприятия. Майл Коул пишет, что «центральной посылкой культурно-исторической психологии является утверждение о существовании глубинной связи между конкретным окружением, в котором существует человек, и фундаментальными отличительными категориями его разума: окружение человека наполнено приспособлениями, орудиями (адаптациями) поведения предыдущих поколений в овеществленной и (в значительной степени) внешней форме.» Культурное пространство – это также пространство реализации человеческой виртуальности (задатков, возможностей, способностей, желаний и пр.), осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм, и т. д.» Само пространство имеет свои «образные» черты, которые согласуются с «образом мы» и с другими компонентами той схематизации мира, которая происходит в интенциональной психике. В культуре человечества всегда будут существовать пространство (сцена действия), время (вот только время ничего не значит), смерть (все всегда будут умирать) и тело (у духа должна быть бренная оболочка)
- Предмет и задачи культурологии как науки.
- 7. Понятие «культурной константы». Пространство, время, тело, смерть.
- 8. Европоцентризм и теории локальных цивилизаций.
- 13. Особенности Древней культуры. Египет.
- 15. Европейская средневековая культура. Общая характеристика.
- 17. Итальянский Ренессанс. Изменение культурной парадигмы.
- 18. Заальпийское Возрождение. Значение Реформации.
- 19. Культура Нового Времени. Основные черты и этапы. (17 -19 века.)
- 20. Европейская культура первой половины 20 века. Основные черты и особенности.
- 22. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие.
- 23. Особенности русской культуры. Восток или Запад?