3.Роспись по дереву. Основные промыслы.
Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: графические и живописные.
Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремесел, таких, как резьба, ювелирное дело, вышивка.
К графическим относятся мезенская, печорская, устюжская и северодвинские росписи. Изысканную графику являет хохломская роспись «кудрина».
Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: «цветы с наводкой». То есть графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки», в Хохломе называют «контурной». Только после того, как рисунок проложен черной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй, составляет Мезень, где прежде делается красный замалевок, а потом черным наводятся контуры и приписываются дополнительные элементы.
Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Сюда же можно отнести и верховое хохломское письмо.
Технику народной живописи называют еще кистевой, маховой, мазковой. Именно мягкий, красочный мазок и составляет основу живописных росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходов из цвета в цвет.
Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
Особенности
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
Техника росписи
Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Резьба по дереву. Виды резьбы. Богородска игрушка. Абрамцево-кудринская резьба.
- 3.Роспись по дереву. Основные промыслы.
- История
- Обучение палехской миниатюре
- 4.Роспись Северной Двины.
- 5.Матрёшка. История создания русской матрёшки. Матрёшка Сериев- Посада(Загорская), Семёновская. Палех. Холуй. Мстёра.
- 6.Художественные изделия из бересты. Изделия из капа и капокорня.
- 7.Художественная керамика. Основные промыслы.
- 8.Керамические игрушки. Дымковская. Каргопольская. Фмилимоновская.
- 9. Роспись. Палех. Холуй. Мстера.